о взыскании расходов на приобретение специального медицинского средства реабилитации инвалида



Дело № 2-3460/11

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2011 года                                                         г. Мурманск

      Первомайский районный суда г. Мурманска в составе председательствующего судьи Рамазановой Г.И.,

при секретаре Казьминой Р.Т,        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева С.Н. к Государственному учреждению Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, о взыскании расходов на приобретение специального медицинского средства реабилитации инвалида, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ковалев С.Н.обратился в суд с иском к Государственному учреждению Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости расходов на приобретение специального медицинского средства реабилитации инвалида- динамического параподиума, обосновав свои требования тем, что является инвалидом *** группы, нуждается в использовании специальных технических средств реабилитации, позволяющих поддерживать тело в вертикальном положении. В *** в соответствии с индивидуальной программой медицинской реабилитации инвалида, он приобрел динамический параподиум за 76 800 рублей. *** он обратился по месту своего жительства в Государственное учреждение Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с просьбой оплатить расходы на приобретение аппарата. Ответчик отказал в выплате денежных средств, ссылаясь на то, что указанное в программе реабилитации инвалида техническое средство- динамический параподиум не предусмотрено к выдаче за счет средств федерального бюджета и приказом Минсоцразвития России от 07 мая 2007 года 3 321 не установлен срок его использования. Считает отказ незаконным, нарушающим его право на государственную поддержку инвалида, предусмотренную ст.ст. 10, 11,13, федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и просит взыскать с ответчика 76 800 рублей.

      В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Ковалева Ж.О. в судебном заседании требования поддержала. Дополнительно пояснила, что Ковалев С.Н. являясь инвалидом *** группы, не может передвигаться самостоятельно. Динамический параподиум является ортопедическим аппаратом - ортезом, фактической опорой для нижних конечностей и туловища, позволяющих передвигаться, производить упражнения, предупреждает образование пролежней. Указанный аппарат *** был включен в индивидуальную программу реабилитации Ковалева С.Н., имеет медицинскую сертификацию, разрешен к использованию на территории РФ, рекомендован ему к использованию органами здравоохранения. Письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от *** №*** и начальника Управления МСЭ и социальной поддержки населения от *** года №*** даны разъяснения, что динамический параподиум входит в состав федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг.

           Ответчик - Государственное учреждение Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, с исковыми требованиями не согласно, представили отзыв, в котором указали, что в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, а также в Номенклатуре технических средств реабилитации, определенной Национальным стандартом Российской Федерации - ГОСТ 51079-2006 *** «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация», параподиум не указан. Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2010 г. № 1980-р в Перечень вносились изменения, однако параподиум не был в него внесен.

        Приказом Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 г. № 321 утверждены Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Отсутствие срока пользования параподиумом свидетельствует об отсутствии возможности оплатить расходы на замену этого аппарата в будущем, и также подтверждает, что параподиум не относится к техническим средствам реабилитации, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета.

    Согласно письму Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 30-4/72, техническое средство - «динамический параподиум»- не предусмотрено к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета», в связи с чем не может быть выплачена денежная компенсация стоимости приобретенного изделия за счет средств федерального бюджета.

          Так как параподиум не является техническим средством реабилитации, региональное отделение не заключает контракты на обеспечение инвалидов этим аппаратом, на указанные цели Фонду социального страхования средства не выделялись. Фонд не наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, не является субъектом бюджетного планирования, ответственным за планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации, в связи с чем, полагают, что региональное отделение является ненадлежащим ответчиком.

          В судебном заседании представитель ответчика - Смирнова Ю.С. поддержала представленные возражения, полагая, что «динамический параподиум», приобретенный истцом, не относится к средствам реабилитации, предусмотренным Перечнем, в связи с чем, его оплата за счет средств федерального бюджета не производится.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании истец является инвалидом *** группы бессрочно, что подтверждается справкой ФГУ филиалом-бюро №*** по Мурманской области №***. (л.д. 6).

Согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида Ковалева С.Н., разработанной филиалом-бюро №*** по Мурманской области, истец нуждается в техническом средстве реабилитации - ортопедическом аппарате/ортезе «динамический параподиум». Срок проведения мероприятий с применением технических средств реабилитации с *** бессрочно, исполнителем проведения данного мероприятия указаны органы социального страхования, Фонд социального страхования (л.д.8, оборот).

Факт приобретения истцом технического средства реабилитации - ортопедического аппарата/ортеза «динамический параподиум» подтверждается договором №***, заключенным между Ковалевым С.Н. и ООО «***» на покупку данного аппарата, счетом на оплату, товарной накладной и переводом Ковалевым С.Н. денежных средств через Банк на сумму 76 800 рублей (л.д. 11-14).

*** Ковалевым С.Н. направлено заявление в отделение ФСС об оплате приобретенного ортопедического аппарата/ортеза «динамический параподиум», в удовлетворении которого ему было отказано.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации", реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Статьей 10Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений Правительство Российской Федерации распоряжением от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвердило федеральный переченьреабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, предусмотрев в нем технические средства реабилитации и услуги, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно Перечню, к техническим средствам реабилитации относятся:

- Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

- Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

- Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

Статья 11 Федерального закона N 181-ФЗ предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Данная индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

        Как следует из Индивидуальной программы реабилитации истца, обеспечение «динамическим параподиумом» предусмотрено за счет органов социального страхования, Фонда социального страхования.

«Динамический параподиум» в соответствии с записью в индивидуальной программе истца, относится к ортезам, следовательно, предусмотрен Федеральным перечнем и номенклатурой Технических средств реабилитации инвалидов. Этот факт также подтверждают письма руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от *** №*** и начальника Управления МСЭ и социальной поддержки населения от *** №***. Указанный медицинский аппарат имеет сертификат соответствия, прошел клинические испытания в Российской академии наук, институте мозга человека РАН, имеется заключение ФГУ Адрес*** протезно-ортопедического предприятия, по выводам которого, «динамический параподиум» является эффективным вспомогательным средством реабилитации, в том числе в домашних условиях, служит опорой нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов.

Согласно п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011№ 57н, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органамив соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, с учетом классификации технических средств реабилитациив рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

           Осуществление мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, гарантируется государством.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации нарушает право инвалида на полноценную и эффективную реабилитацию, не основано на законе, исковые требования подлежат удовлетворению.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации.

Обязанность по выплате компенсации расходов на приобретение истцом ортеза должна быть возложена на Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как отделение является самостоятельным юридическим лицом, созданным Российской Федерацией для осуществления функций государства в сфере социального обеспечения в целях реализации ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, Государственное учреждение Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является надлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Взыскать с Государственного учреждения Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Ковалева С.Н. стоимость специального медицинского средства реабилитации инвалида динамического параподиума в сумме 76 800 ( семьдесят шесть тысяч восемьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления решения.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу.

В случае, если стороны не воспользуются своим правом на кассационное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Судья      подпись Г.И.Рамазанова