об устранении нарушеий законодательства о рыболовстве при организации любительского и спортивного рыболовства, взыскании ущерба



Дело №2-2010/11

Решение в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2011 года

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Мурманск 24 августа 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф.,

при секретаре Мелковской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «***» об устранении нарушений законодательства о рыболовстве при организации любительского и спортивного рыболовства, взыскании ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «***» об устранении нарушений законодательства о рыболовстве при организации любительского и спортивного рыболовства, взыскании ущерба.

В обоснование заявленных требований указано, что природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка законности учета и контроля выловленной рыбы пользователями, осуществляющими организацию любительского и спортивного рыболовства на территории Мурманской области. В результате проверки установлены факты несоблюдения требований законодательства о рыболовстве пользователями, осуществляющими организацию любительского и спортивного рыболовства на территории Мурманской области. Конечная цель осуществления любительского рыболовства достигается в момент добычи (вылова), при этом, выделенная квота в данной части должна считаться освоенной (использованной). Формы промысловых журналов утверждены приказом Федерального агентства по рыболовству №*** от *** «Об утверждении формы промыслового журнала», в том числе и форма промыслового журнала при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов при организации любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках. В указанной форме предусмотрено учитывать вес добытых (выловленных) водных биоресурсов по видам, в том числе при осуществлении любительского рыболовства с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания.

Согласно разрешениям ББТУ ФАР №***, №***, №***, №***, №***, №*** от *** ООО «***» для организации спортивного и любительского рыболовства на рыбопромысловые участки (река ***, река ***, река ***, река ***, река ***, река ***) выделена квота ***; ***; ***; ***; ***; *** тонн соответственно.

При проверке промысловых журналов и отчетов о добыче (вылове) водных биоресурсов на территории Мурманской области при осуществлении любительского и спортивного рыболовства ООО «***» установлено, что по состоянию на ***:

- по разрешению №*** на рыбопромысловом участке №*** (река ***) названный пользователь отразил в отчете вылов с условием возвращения добытых водных биоресурсов в среду обитания - 3 экземпляра атлантического лосося (семги);

- по разрешению №*** на рыбопромысловом участке №*** (река ***) названный пользователь отразил в отчете вылов с условием возвращения добытых водных биоресурсов в среду обитания - 19 экземпляров атлантического лосося (семги);

- по разрешению №*** на рыбопромысловом участке №*** (река ***) названный пользователь отразил в отчете вылов с условием возвращения добытых водных биоресурсов в среду обитания - 61 экземпляр атлантического лосося (семги), при этом пользователем указан остаток квоты добычи (вылова) по разрешению – 0,18т;

- по разрешению №*** на рыбопромысловом участке №*** (река ***) названный пользователь отразил в отчете вылов с условием возвращения добытых водных биоресурсов в среду обитания - 14 экземпляров атлантического лосося (семги);

- по разрешению №*** на рыбопромысловом участке №*** (река ***) названный пользователь отразил в отчете вылов с условием возвращения добытых водных биоресурсов в среду обитания - 3 экземпляра атлантического лосося (семги);

- по разрешению №*** на рыбопромысловом участке №*** (река ***) названный пользователь отразил в отчете вылов с условием возвращения добытых водных биоресурсов в среду обитания - 5 экземпляров атлантического лосося (семги).

В результате незаконного вылова (добычи) атлантического лосося (семги), в отсутствие разрешения на добычу водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства на *** год, ответчик причинил ущерб водным биологическим ресурсам Российской Федерации в общем количестве 0,185 т./43 экс.    

Просит суд признать незаконными действия ООО «***» при организации любительского и спортивного рыболовства, выраженные в не учете в счет выделенной квоты в *** году водных биоресурсов, добытых и возвращенных в среду обитания. Обязать ООО «***» при организации любительского и спортивного рыболовства учитывать в счет выделенной квоты водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания. Взыскать с ответчика в доход федерального бюджета сумму ущерба, причиненного рыбным запасам Российской Федерации в размере *** руб.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит суд признать незаконными действия ООО «***» при организации любительского и спортивного рыболовства, выраженные в не учете в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в *** году, согласно разрешениям, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, водных биоресурсов, добытых и возвращенных в среду обитания. Обязать ответчика при организации любительского и спортивного рыболовства учитывать в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося, согласно разрешениям Баренцево-Беломорского территориального управления ФАР, водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания. Признать действия ответчика по вылову (добычи) атлантического лосося (семги) в количестве 53 экземпляра в отсутствие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства в *** году незаконными и взыскать в доход федерального бюджета сумму ущерба, причиненного рыбным запасам Российской Федерации, в размере *** руб.

Представитель истца помощник прокурора Шомполова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что ООО «***» осуществляет рыболовство на основании разрешения. Добывать рыбы больше, чем это указано в разрешении пользователь не может. В разрешении выданного ООО «***» никакого подвида добычи рыбы не указано. В полученном ответчиком разрешении, указан допустимый объем добычи рыбы, утвержденный комиссией, данный объем установлен в тоннах, а не в штуках. В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, которые обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Прошу суд удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «***» Соколов А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, в обоснование возражений указал, что заявляя требование о признании действия ООО «***» при организации любительского и спортивного рыболовства, выраженные в не учете в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в *** году, согласно разрешениям, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, водных биоресурсов, добытых и возвращенных в среду обитания, прокурор должен был предложить способы устранения нарушений в *** году. Экспертиза подтверждающая, что рыба, при возвращении ее в среду обитания, травмируется, и смертность такой рыбы составляет ***-***%, прокурором не представлена. Второе требование прокурора, это обязать ответчика при организации любительского и спортивного рыболовства учитывать водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания. Прокурор утверждает, что ООО «***» было незаконно добыто 53 экземпляра лосося, однако доказательств этого истец не представил. В силу ст. 10 ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст. 24 данного закона, любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. Таким образом, существует максимальная антропогенная нагрузка на водные биоресурсы при изъятии рыбы из среды обитания, и минимальная антропогенная нагрузка на водные биоресурсы при возвращении рыбы в среду обитания. Сведения сколько рыбы, из той, которая выпускается обратно в среду обитания, погибает, прокурором не представлено. Цель добычи рыбы по принципу «поймал-отпустил» это рекреационная цель. Таким образом, рыба возвращается в среду ее обитания, собственности на данную рыбу у рыбака не возникает. Объем рыбы в водоеме не изменяется.

Представитель третьего лица - Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Долголевец А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве /л.д.122-125/. Из представленного в суд отзыва следует, что ни в одном из нормативных правовых актов не установлено требование - учитывать рыбу, возвращенную в среду обитания в живом виде в счет квоты, поскольку общий объем численности рыбы, находящейся в естественной среде обитания, не изменился, а процент смертности, при этом, учитывается ФГУП *** при определении рекомендованного объема добычи (вылова) атлантического лосося. Повторный учет вылова атлантического лосося без изъятия из среды обитания неоправданно уменьшает рекомендованный объем добычи (вылова) атлантического лосося для его изъятия из среды обитания. Доказательств причинения ответчиком ущерба популяциям атлантического лосося при возвращении его естественную среду обитания, суду не представлено, расчет ущерба применен не оправдано.

Представитель третьего лица – Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленных в суд возражений /л.д.126-128/ следует, что заявленные Мурманским межрайонным природоохранным прокурором требования не основаны на действующем законодательстве. Так, статьей 29.1 Закона о рыболовстве определено, что организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб осуществляется на основании решений комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. Порядок деятельности Комиссии утвержден приказом Росрыболовства от *** №***. В соответствии с данным порядком Комиссия устанавливает и определяет объемы и условия добычи (вылова) анадромных видов рыб для осуществления промышленного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства. В соответствии с протоколом от *** №*** указанная Комиссия определила, что любительское и спортивное рыболовство может осуществляться рыболовами, как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания - принцип «поймал-отпустил», так и без этого - принцип «поймал-изъял». Вывод истца о том, что квота должна считаться освоенной в момент добычи, не основан на законе, поскольку ни в одном из указанных пунктов не установлено требование считать рыбу, возращенную в среду обитания в живом виде, в счет квоты, поскольку общий объем численности рыбы, находящейся в естественной среде обитания, не изменяется. Требования о взыскании с ответчика ущерба, причиненного рыбным запасам РФ, является не состоятельными и не основанными на действующем законодательстве.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно подпункту 7.1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципах: приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы.

Согласно пунктам 8, 9, 16, 19 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в настоящем Федеральном законе используются, в том числе следующие основные понятия: добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания; рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях; разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 34 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается, в том числе при осуществлении организации любительского и спортивного рыболовства.

Согласно статье 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия.

Анализируя указанные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что целями регулирования и использования водных биоресурсов является их сохранение, а основами регулирования и использования водных биоресурсов является лимитирование изъятия водных биоресурсов, которое для конкретного пользователя осуществляется путем выдачи разрешения на изъятие определенного объема водных биоресурсов.

При этом законодатель определил, что рыболовство или добыча (вылов) водных биоресурсов есть изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.

Однако законодатель, предусмотрев для любительского и спортивного рыболовства возможность возвращения изъятых водных биоресурсов в среду их обитания (принцип «поймал-отпустил»), никак не определил последствия такого возвращения для целей лимитирования данного вида рыболовства.

Вместе с тем, очевидно, что антропогенная нагрузка на среду обитания при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по принципу «поймал-изъял» более значительна, чем при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по принципу «поймал-отпустил».

По существу любительское и спортивное рыболовство по принципу «поймал-отпустил» осуществляется в рекреационных («рекреация» в переводе с латинского - восстановление) целях, то есть в целях сохранения и восстановления водных биоресурсов, а не в целях потребления, что коренным образом отличает вылов водных биоресурсов по принципу «поймал-отпустил от вылова по принципу «поймал-изъял».

Также, по мнению суда, законодатель при определении понятия рыболовства, как изъятия водных биоресурсов из среды их обитания, применительно к любительскому и спортивному рыболовству не учел гражданско-правовой аспект данного вопроса, предусмотренный статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», поскольку согласно данной норме закона юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством, то есть на изъятые водные биоресурсы.

Однако, выпустив рыбу назад в водоем при вылове водных биоресурсов по принципу «поймал-отпустил», рыболов по существу возвращает данную рыбу вновь в собственность государства, то есть, в конечном итоге, право собственности на выловленную рыбу рыболов не приобретает, что вызывает обоснованные сомнения по поводу того, а изъяты ли данные водные биоресурсы из среды обитания, если право собственности на данную рыбу все равно осталось у первоначального собственника - государства.

В исковом заявлении прокурора затрагиваются вопросы, связанные с любительским и спортивным рыболовством в отношении атлантического лосося (семга), который в силу Перечня анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", утвержденного приказом Росрыболовства от *** №***, является анадромным видом рыб.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» анадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;

Согласно статье 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создается в субъекте Российской Федерации, и возглавляет указанную комиссию высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций.

Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб устанавливаются объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Состав комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и порядок ее деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется установленными частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора, предусмотренного статьей 33.3 настоящего Федерального закона, с соблюдением определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб условий их добычи (вылова).

Согласно Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утвержденного приказом Росрыболовства от *** №***, решения Комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, принимаются на основании рекомендаций и заключений научно-исследовательских организаций, федеральных государственных учреждений - бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства (далее - бассейновые управления) и территориальных органов Росрыболовства с учетом предложений бассейновых научно-промысловых советов.

Решения Комиссии после их утверждения территориальными органами Росрыболовства подлежат исполнению органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователями.

Комиссия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком на основании рекомендаций научно-исследовательских организаций и бассейновых управлений, находящихся в ведении Росрыболовства, устанавливает объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом Росрыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб (пункт 6).

В целях реализации полномочий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, Комиссия устанавливает, в том числе: объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб по конкретным водным объектам и их частям, а также объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых возникло право на добычу (вылов) анадромных видов рыб, с которыми заключены договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, в конкретных зонах и подзонах, на основании материалов научно-исследовательских организаций и бассейновых управлений, находящихся в ведении Росрыболовства, обосновывающих прогнозируемые объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб;

В целях реализации полномочий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, Комиссия определяет, в том числе: места добычи (вылова) анадромных видов рыб (использование конкретного количества рыбопромысловых участков) и места постановки орудий лова для добычи (вылова) анадромных видов рыб с учетом правил рыболовства и рекомендаций специализированных научно-исследовательских организаций и бассейновых управлений, находящихся в ведении Росрыболовства;

на основании рекомендаций специализированных научно-исследовательских организаций, бассейновых управлений и территориальных органов Росрыболовства, подготовленных с учетом данных о подходах анадромных видов рыб, сроки начала и запрета осуществления рыболовства в отношении анадромных видов рыб, проходных дней (дней пропуска производителей анадромных видов рыб) на водных объектах или их частях, предназначенных для осуществления рыболовства в отношении анадромных видов рыб;

на основании предложений специализированных научно-исследовательских организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, количество рыбопромысловых участков, находящихся в пользовании региональных рыбопромышленных организаций, необходимых для проведения государственного мониторинга подходов анадромных видов рыб.

В целях реализации полномочий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, Комиссия изменяет объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб по соответствующим водным объектам или их частям и по конкретному виду анадромных видов рыб, на основании данных, полученных по результатам государственного мониторинга заполнения нерестилищ и подготовленных на их основании заключений научно-исследовательских организаций, бассейновых управлений и территориальных органов Росрыболовства.

В целях реализации полномочий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, Комиссия устанавливает иные условия, связанные с организацией добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Комиссия вправе: запрашивать информацию у органов государственной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для принятия решений в соответствии со своими полномочиями; заслушивать представителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций, а также представителей рыбохозяйственных организаций о подготовке и ходе добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Комиссию возглавляет высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - председатель комиссии).

В состав Комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представитель федерального органа исполнительной власти в области обороны, представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, представитель федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций.

Орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) направляют свои предложения по составу Комиссии в Росрыболовство, которое своим приказом утверждает персональный состав комиссии по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого будет осуществляться добыча (вылов) анадромных видов рыб.

Формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости.

Все члены Комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.

Решение Комиссии оформляется протоколом в срок не более двух рабочих дней после проведения заседания, который подписывается председателем Комиссии, в случае его отсутствия председательствующим на заседании комиссии заместителем председателя Комиссии и ответственным секретарем Комиссии, а также всеми присутствующими на заседании членами Комиссии.

Решение Комиссии (протокол) после его утверждения территориальным органом Росрыболовства размещается на официальном сайте территориального органа Росрыболовства и в течение двух рабочих дней направляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и является обязательным для исполнения.

Как следует из протокола Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб Мурманской области от *** №***, указанной Комиссией было принято решение об определении на *** год для осуществления организации любительского и спортивного рыболовства в Мурманской области объемов добычи (вылова) и условий добычи (вылова) атлантического лосося (семги). При этом указанным решением объем добычи (вылова) был определен по каждому пользователю и водоему и определен способ учета добытого (выловленного) лосося: по принципу «поймал-изъял» - по весу и количеству; по принципу «поймал-отпустил» - по количеству.

В данном случае, суд полагает, что Комиссия при принятии указанного решения, установив объемы добычи (вылова), по существу лимитировала этим самым только любительское и спортивное рыболовство по принципу «поймал-изъял», но не лимитировала данный вид рыболовства по принципу «поймал-отпустил», поскольку, не установив в решении способ и метод определения веса добытого (выловленного) лосося по принципу «поймал-отпустил», Комиссия сделала невозможным для рыболовов и пользователей учесть добытые (выловленные) таким образом биоресурсы в разрешаемый объем добычи (вылова).

Законность указанного решения Комиссии, как легитимного и коллегиального органа, в данном судебном заседании не рассматривается, поскольку истцом не были заявлены такие требования.

Поскольку исходя из заявленных требований, законность рассматриваемого решения Комиссии судом в данном судебном заседании не оценивается, суду не известно, на основании каких исходных данных Комиссией было принято решение от *** №***, которое, по существу, не установило лимитирование любительского и спортивного рыболовства по принципу «поймал-отпустил» в Мурманской области на *** год.

Отмечая неурегулированность существенных аспектов любительского и спортивного рыболовства по принципу «поймал-отпустил» в отношении добычи (вылова) атлантического лосося на федеральном уровне и определенную самостоятельность в решении вопросов данного рыболовства на уровне субъектов РФ, делегированную им положениями статьи 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также заявленные требования прокурора, судом исследованы аспекты рассматриваемого вопроса, которые урегулированы международным законодательством в данной сфере.

В частности, Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР в международном соглашении, заключенном Союзом ССР - Конвенции об охране лосося в северной части Атлантического океана, и участвует в работе предусмотренной данным международным соглашением Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО).

В силу действующего законодательства, данная Конвенция является частью правовой системы Российской Федерации.

В силу статьи 3 данной Конвенции целью Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана является содействие, путем консультации и сотрудничества, сохранению, восстановлению, увеличению запасов лосося, на которое распространяется настоящая Конвенция, и рациональному управлению ими, принимая во внимание имеющиеся у нее наиболее полные научные данные.

Одним из органов Организации является Совет.

Функции Совета определены в статье 4 Конвенции, где, в том числе предусмотрено, что Совет имеет право давать рекомендации Сторонам по вопросам, касающимся запасов лосося, включая обеспечение выполнения законов и мер регулирования.

Согласно статье 15 Конвенции каждая Сторона представляет Совету имеющуюся статистику уловов запасов лосося, взятых в ее реках и районе рыболовной юрисдикции через такие промежутки времени какие могут быть определены Советом, а также такую другую статистику по запасам лосося, которую потребует Совет.

Согласно статье 16 Конвенции Совет определяет ежегодный взнос каждой Стороны в ежегодный бюджет Организации в соответствии со следующей формулой: ***% бюджета распределяется поровну между Сторонами; ***% бюджета распределяется между сторонами пропорционально их номинальным уловам лосося в календарном году, заканчивающимся не более чем за *** месяцев и не менее чем за 6 месяцев до начала финансового года.

По условиям Конвенции, внесение указанных взносов является обязательным.

В судебное заседание был допрошен в качестве специалиста работник ГУП *** Прусов С.В., который указал, что ГУП *** занимаемся исследованием водных биоресурсов, результаты которых предоставляет в Росрыболовство. Общедопустимый улов – это часть промыслового запаса водных биоресурсов, которые можно безвозвратно изымать из среды. На основании исследований экспертная комиссия делает заключение. Установленные объемы возможного допустимого улова обосновываются. Лосось, который добывается по принципы «поймал-отпустил» *** учесть не может в квоте, так как в данном случае существуют возможность множественной добычи одной о той же семги по принципу «поймал-отпустил» разными пользователями. В общедопустимый улов включается рыба, которая изымается из среды обитания безвозвратно. В случае добычи лосося по принципу «поймал-отпустил» коэффициент смертности такой рыба составляет ***-*** %.

Судом были приобщены к материалам дела рабочие документы Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО), которые не в полной мере согласуются с общими нормами по рыболовству, предусмотренными Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также с заявленными истцом требованиями.

Так, в частности, как об этом было указано выше, российский законодатель определил, что рыболовство или добыча (вылов) водных биоресурсов есть изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.

Однако из Инструкции НАСКО для лова по принципу «поймал-отпустил» следует, что рыба, которую предполагается отпустить, должна все время оставаться в воде, то есть по правилам данного лова как такового изъятия водных биоресурсов из среды обитания не происходит.

В целом указанная Инструкция НАСКО и принятое, с учетом ее положений, решение Комиссии Мурманской области от *** (Протокол №***) об условиях добычи (вылова) по принципу «поймал-отпустил» предусматривают определенные правила обращения с выпускаемой рыбой, с целью минимизировать отрицательное на нее воздействие и снизить ее смертность, допуская, как исключение, кратковременное, до 1 минуты, изъятие рыбы из среды обитания.

Судом отмечается, что указанной Инструкцией НАСКО разработана таблица по определению веса рыбы, исходя из ее длины, и даны рекомендации о необходимости, где это возможно, разработки соответствующих переводных таблиц для каждой реки. Вместе с тем Комиссия Мурманской области данные рекомендации при принятии решения о вылове лосося на Дата не учитывала и необходимую методику для пользователей и рыболовов не вводила.

Российская Федерация во исполнение статей 14, 15 Конвенции в срок до *** была обязана предоставить в Совет НАСКО следующую информацию по уловам: предварительный вылов лосося в тоннах в *** году; подтвержденный вылов лосося в тоннах в *** году; оценка незаявленного вылова в тоннах в *** году; количество лососей пойманных и отпущенных в рекреационном рыболовстве в штуках в *** году.

Исходя из представляемой Российской Федерацией в НАСКО статистикой по уловам лосося и требованиям к такой статистике со стороны НАСКО, в номинальные уловы, исходя из которых рассчитываются ежегодные взносы стран-участниц Конвенции в бюджет НАСКО, не включаются уловы лосося по принципу «поймал-отпустил».

В этом случае, суд соглашается с позицией представителя ФГУП «***», озвученной в ходе судебного заседания, о том, что включение уловов лосося по принципу «поймал-отпустил» в статистику по остальным уловам, будет способствовать увеличению значения номинального улова страны за год, что вызовет дополнительные расходы федерального бюджета РФ.

Указанные положения Конвенции и документы созданного в соответствии с ней рабочего органа - НАСКО фактически указывают на то, что в международной практике по деятельности в сфере сохранения атлантического лосося отчетность по уловам по принципу «поймал-отпустил» ведется отдельно от остальных уловов, соответственно, показатели данной отчетности не могут быть связаны с лимитированными объемами водных биоресурсов, которые по разрешению уполномоченных органов допускается окончательно изъять из среды обитания в конкретном году.

Учитывая изложенное, по мнению суда, любительское и спортивное рыболовство по принципу «поймал-отпустил» не в полной мере связано с изъятием водных биоресурсов из среды их обитания, поскольку: осуществляется в рекреационных целях, а не в целях потребления; право собственности на выловленную по данному принципу рыбу к рыболову не переходит; вылов по данному принципу имеет значительно меньшую антропогенную нагрузку на окружающую среду - по принципу «поймал-отпустил» смертность рыбы ***% (научные данные), по принципу поймал-изъял ***% (общеизвестные данные).

Именно с учетом данных обстоятельств, применяемые в международной практике формы отчетности по любительскому и спортивному рыболовству в отношении лосося по принципу «поймал-отпустил» и по принципу «поймал-изъял» различны.

При указанных обстоятельствах и требованиях законодательства, лимитирование добычи (вылова) водных биоресурсов применительно к атлантическому лососю должно быть также различно по отношению к указанным принципам любительского и спортивного рыболовства и определяться Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб Мурманской области, что не нашло своего отражения в рассматриваемом решении Комиссии от ***.

В данном решении Комиссии лимитирование добычи (вылова) лосося на *** год в Мурманской области при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по принципу «поймал-отпустил» не определено.

Как следует из искового заявления прокурора, настоящие требования об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов заявлены к ООО «***», как к пользователю, который был обязан выполнять решение Комиссии от ***.

Исходя из изложенного, судом не усматривается оснований полагать, что ООО «***», как пользователь, действовал вопреки принятому Комиссией решению, которым определены объемы и условия осуществления любительского и спортивного рыболовства в отношении атлантического лосося на *** год в Мурманской области, а, соответственно, и действующему законодательству в рассматриваемой сфере.

Принимая во внимание вышеизложенное, исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «***» в части не учета в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в *** году при организации любительского и спортивного рыболовства незаконными, обязании устранения нарушений законодательства о рыболовстве, удовлетворению не подлежат.

Также не подлежит удовлетворению требование прокурора о взыскании с ООО «***» суммы ущерба в размере *** рублей.

В соответствии со ст.ст.55-56 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 24.04.1995 «О животном мире» юридические лица и граждане, виновные в нарушении правил рыболовства, несут гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Истцом не представлено доказательств факта причинения вреда водным биологическим ресурсам, размера причиненного вреда, вины ответчика и причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.

Представленные в судебном заседании стороной истца доказательства, в подтверждение заявленных требований, существенного значения для принятия судом решения, не имеют.

При таком положений, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской федерации, о признании действия общества с ограниченной ответственностью «***» в части не учета в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в *** году при организации любительского и спортивного рыболовства незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о рыболовстве и взыскании суммы ущерба, причиненного рыбным запасам Российской Федерации в размере *** рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья подпись Т.Ф.Никитина