об обязывании выполнить текущий ремонт кровли и взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2- 3705/11

Решение в окончательной форме изготовлено 26.11.2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 ноября 2011 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Венедиктовой Н.И.,

при секретаре Барановой Н.Л..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратова Д.А. к ООО «***» об обязывании выполнить текущий ремонт кровли и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кондратов Д.А. обратился в суд с иском ОАО «***» об обязании выполнить работы по текущему ремонту кровли, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что является ответственным нанимателем квартиры, расположенной по Адрес***. Ответчик, управляющая компания в многоквартирном доме №*** по Адрес***, своих обязательств по содержанию и ремонту надлежащим образом не исполняет, в связи с чем, произошло залитие с кровли дома квартиры, о чем составлены акты от ***, ***, ***, ***, ***, ***. В данных актах указана причина залития – течь с кровли. До настоящего времени ответчик мероприятий по проведению ремонтных работ кровли по устранению причин залития не предпринял. Письмом от *** №*** ответчик сообщил, что работы по ремонту кровли над квартирой внесены в проект плана текущего ремонта жилищного фонда на 2010 года. В письме от *** №***, ответчик указал, что работы по ремонту кровли выполнить не представляется возможным в связи с большим объемом запланированных работ на 2010 год и неблагоприятными погодными условиями, указав, что вопрос о ремонте будет рассмотрен при формировании проекта текущего ремонта жилищного фонда на 2011 год, который находится в стадии согласования. В письме от *** №*** ответчик сообщил, что ремонт кровли над квартирой истца в 2011 году не предусмотрен. Полагает, что ответчик не исполняет обязательства надлежащим образом. Просит обязать ответчика выполнить работы по текущему ремонту кровли над квартирой №*** в доме №*** по Адрес***, взыскать компенсацию морального вреда в сумме ***, поскольку с учетом природно-климатических условий вынужден проживать в неблагоприятных условиях, испытывать дискомфорт, стресс, бытовые неудобства, что причиняет нравственные страдания.

В судебном заседании произведена замена ответчика на ООО «***» в связи с реорганизацией путем преобразования и данная организация является правопреемником прав и обязанностей ОАО «***».

Истец Кондратов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца Александрова Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные описательной части решения.

Представитель ответчика, Мухаев А.Н., в судебном возражал против удовлетворения иска, пояснил, что последний раз ремонт кровли вышеуказанного дома проводился в ***, после этого, в ***, дом передан в управление ОАО ***. Поскольку до *** наблюдались протечки, полагает, что дом передан в ненадлежащем состоянии. Просит в иске отказать.

Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, Кондратов Д.А. является ответственным нанимателем квартиры, расположенной по Адрес***.

Из материалов дела следует, что в занимаемой Кондратовым Д.А. квартире систематически происходят залития с кровли, что подтверждается актами от ***, ***, ***, ***, ***, ***.

В связи с указанными залитиями истец обратился в суд на основании положений Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 о понуждении к выполнению работ и взыскании компенсации морального вреда.

Истец является потребителем коммунальных услуг и выполняет свои обязательства по оплате жилья и коммунальных услуг, что не оспаривается представителем ответчика.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Спорные взаимоотношения сторон подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

Согласно ст. 4 указанного Закона исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы, услуги исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется.

Из материалов дела следует, что с *** ОАО «***» являлась управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом №*** по Адрес***. В связи с реорганизацией к ООО «***» перешли все права и обязанности, что подтверждается уставом общества.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме: лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, крыши.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 13.08. 2006 года., исходя из полномочий, предоставленных ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее Правила), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

«Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила), утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Пункт 2 Правил предусматривает, что техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно п. 2.3.1., п. 2.3.8 Правил текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями. Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда.

Согласно п. 4 Приложения 7 Правил устранение неисправностей кровель относится к работам текущего характера.

Пункт 4.6.1.1 Правил предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

В соответствии с п. 10, 11, 12, 13, 14 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Согласно п. 3.4.3 Договора управления многоквартирным домом управляющая организация в лице ОАО «***» обязуется самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, а в случае необходимости – сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг путем заключения соответствующих договоров и соглашений, организовать проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством РФ.

ОАО «***» не организовало работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Последний ремонт кровли дома №***, производился в ***, однако в протечки кровли возобновились, что подтверждается вышеуказанными актами о залитии.

Согласно п. 3.4.4 Договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что управляющая организация обязуется оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанными в приложениях №*** и №*** к настоящему Договору при соблюдении настоящим договором условий.

Согласно приложению № 2 к Договору, в перечень работ, относящегося к текущему ремонту общего имущества включено устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель.

В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованием закона, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.

В соответствии с п.п.3, 5 ст.14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя, вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме, если исполнитель не докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ОАО *** обязано надлежащим образом обеспечить проведение текущего ремонта кровли над квартирой №*** дома №*** по Адрес***.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по проведению ремонтных работ должна быть возложена на КРГХ Администрации г. Мурманска, который до *** осуществлял управление и обязан был выполнять ремонтные работы не основаны на приведенных нормах действующего законодательства и не могут являться основанием к отказу в иске. Более двух лет, начиная с ***, когда управление осуществлялось ответчиком, в соответствии с актами также происходили залития с кровли и ремонтные работы не проводились. Документов, подтверждающих осмотр помещений при передаче дома в управление ответчиком не представлено. В связи с чем суд приходит к выводу о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию имущества со стороны ответчика.

В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков, потребитель имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения виновным лицом его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В связи с нарушением исполнителем, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации и принимая во внимание, нравственные страдания и неудобства истца, связанные с необходимостью требовать возмещения ущерба, терпеть бытовые неудобства в связи с повреждением имущества, влажностью в квартире, наличием следов залития, суд полагает, что требования в данной части заявлены обоснованно и полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 13 « Закона о защите прав потребителя» при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, взыскивается с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, оснований для взыскания с ответчика суммы штрафа не имеется, так как из материалов дела не следует, что истцу было отказано в проведении ремонтных работ, а задержка в выполнении работ вызвана объективными причинами.

В силу пункта 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме *** рублей, поскольку судом удовлетворено два требования нематериального характера.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кондратова Д.А. к ООО «***» об обязывании выполнить текущий ремонт кровли и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать ООО «***» произвести текущий ремонт кровли дома, расположенного по Адрес***.

Взыскать с ООО «***» в пользу Кондратова Д.А. компенсацию морального вреда в сумме *** рублей и госпошлину в доход государства в сумме *** рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Судья Венедиктова Н.И.