о признаии незаконным размера платы за содержание и ремонт жилья



Дело № 2-3863/11

Изготовлено в окончательной форме 12.12.2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года     город Мурманск

Первомайский районный суд г Мурманска в составе председательствующего судьи Рамазановой Г.И., при секретаре Казьминой Р.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Десятковой Т.А. к ООО « ***» о признании незаконным размера платы за содержание и ремонт жилья, установленного с *** и обязании перерасчета платы, суд

у с т а н о в и л :

Истица обратилась в суд с иском о признании незаконным размера платы за содержание и ремонт жилья, установленного с *** и обязании перерасчета платы.

В обоснование исковых требований указала, что она является собственником квартиры расположенной по Адрес***. Управляющей компанией дома с *** является ООО «***». Тариф по строке «содержание и ремонт» до *** составлял 22,1 руб. за 1 кв. м., после *** составил 25,19 руб. за 1.кв.м. На общем собрании собственников вопрос о повышении тарифа не разрешался, ответчик повысил тариф самостоятельно, не уведомив ее о повышении платы не менее, чем за 30 дней, как этого требует п.13 статьи 155 ЖК РФ. В силу п.7 ст. 156, 45- 48 ЖК РФ повышение тарифа должно производиться с учетом предложения Управляющей компании общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Повышение платы за содержание и ремонт с 22,1 руб. до 25,19 руб. за 1 кв.м установлено Управляющей компанией самостоятельно, без решения общего собрания, а следовательно, незаконно. Она обращалась с претензией к ответчику и просила произвести перерасчет, но ей было отказано со ссылкой на предельные индексы, установленные Федеральной службой по тарифам для повышения платы за коммунальные услуги. Также была ссылка на разъяснение Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 года, которое не может применяться в обязательном порядке, т.к. не является нормативно-правовым актом. Полагает, что пункт 5.4 Договора управления многоквартирным домом противоречит п. 7. ст. 156 ЖК РФ. Просит признать незаконным установленный ответчиком с *** размер платы за содержание и ремонт жилья в сумме 25,19 за кв.м. для многоквартирного дома №*** к.№*** по Адрес***, и обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилья за период с *** по *** в размере 1413,98 руб. (176,74х8).

В судебном заседании истец поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что п. 5.4 договора управления многоквартирным домом противоречит Жилищному кодексу РФ и Закону «О защите прав потребителей». Согласно п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме. Ссылки ответчика на раздел 3 постановления Правительства РФ № 490-ПП/19 от 15.10.2008 г., где устанавливается прогноз социально-экономического развития Мурманской области, является несостоятельными, в связи с тем, что согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников и законодательного ограничения по минимальному и максимальному изменению таких тарифов не установлено. Также, по мнению истца, не могут быть приняты во внимание ссылки ответчика на письмо Министерства регионального развития от *** №***, так как письмо не является нормативно-правовым актом и противоречит положениям Жилищного Кодекса РФ.

Ответчик ООО «***» представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что доводы истца о незаконности повышения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников с *** до *** и не уведомлении об этом собственников жилого помещения многоквартирного дома являются ошибочными. О предстоящем изменении тарифа собственники дважды были проинформированы управляющей компанией, путем размещения соответствующей информации в едином платежном документе за *** и ***. С *** произошло индексирование размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на ***%, по отношению к предыдущему периоду. Указанное повышение произведено в пределах прогнозируемого уровня, установленного Постановлением Правительства Мурманской области от 15.10.2008 N 490-ПП/19 (в соответствии с которым, индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилищные услуги по Мурманской области составляет *** % к предыдущему году) и в строгом соответствии с условиями договора управления. Договор на управление содержит положение об индексации платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (при условии истечения одного года после установления размера платы); принятие общим собранием собственников ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Кроме того, управляющая компания не наделяется правом созыва общих собраний собственников жилых помещений, это право принадлежит только собственникам (ст.45 ЖК РФ), что лишает возможности управляющую компанию выступить инициатором для проведения какого-либо собрания собственников. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «***» Никандров Е.А. отзыв на иск поддержал. Дополнительно пояснил, что тариф на содержание и ремонт жилого помещения в размере 22, 1 руб. за кв.м по указанному дому установлен в соответствии с п. 5 Протокола собрания собственников многоквартирного дома от ***. Утвержденный общим собранием собственников тариф с *** по *** за весь период не изменялся, несмотря на увеличение тарифов и цен организаций-поставщиков и инфляционных процессов. Только с *** Управляющая компания повысила тариф на 3,09 руб., что составляет *** % и не превышает установленный законом предельный максимальный индекс платы за жилое помещение. В данном случае имеет место не повышение тарифа, а индексация, произведенная в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 ФЗ № 210 от 30.12.2004 года, п. 2 ст. 6 ФЗ № 184 от 26.12.2005 года, и постановления Правительства Мурманской области от 15.10.2008 года № 490 - ПП/19, а также п. 5.15 Договора. Полагает, что поскольку индексация составляет *** % и не превышает предельный максимальный индекс платы за жилое помещение, нарушения прав собственников не имеется. Управляющая компания заблаговременно предупредила жильцов дома об индексации тарифов, сведения об изменении тарифов с ***, в выставленных истцу квитанциях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании договора приватизации от *** истец является собственником квартиры №***, в многоквартирном доме №*** по Адрес***. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме №*** по Адрес*** от *** ОАО «***» утверждено в качестве управляющей организации. Общим собранием акционеров общества *** указанный управляющий орган был реорганизован в ООО «***», которому перешли все права и обязанности предыдущего управляющего органа.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №*** по Адрес*** от *** был утвержден договор управления многоквартирным домом и пунктом 5 Протокола собрания установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников в размере 22.1 рублей за 1 кв.м (л.д.32,35).

На основании решения собрания собственников от *** заключен договор на управление многоквартирным домом №*** по Адрес*** №*** г Мурманска от *** сроком на пять лет и установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников в размере 22.1 рублей за 1 кв.м. и в приложении к договору установлен перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 37-41).

В силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ и ст. 426 ГК РФ, договор управления многоквартирным домом, заключаемый между каждым собственником и Управляющей организацией, обладает признаками публичного договора, условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

С момента действия договора установленный собранием собственников тариф не изменялся и не индексировался. С *** ООО «***» был установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников в размере 25,19 руб. за 1.кв.метр, то есть, плата за содержание и текущий ремонт повысилась на 3,09 руб., что составляет *** % к предыдущему уровню оплаты данной услуги.

Согласно материалам дела о предстоящем изменении тарифа истец была дважды проинформирована Управляющей компанией, путем размещения соответствующей информации в едином платежном документе за *** и ***. Так, из копий квитанций на имя истца следует, что она была поставлена в известность о том, что в связи с повышением тарифов организаций коммунального комплекса города Мурманска (ГОТП «***», ОАО «***», ГОУТП «***», ОАО «***»), городских специализированных предприятий, обслуживающих жилищный фонд (лифтовое хозяйство, вывоз мусора, обслуживание внутридомовых сетей, санитарная уборка, санэпидемобработка) с *** будет произведена индексация тарифа на содержание и ремонт общего имущества на предельный уровень, в соответствии с Федеральным Законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 года, Постановления правительства Мурманской области № 473-ПП/18 от 10.10.2008 г (л.д.76-77).

В соответствии со ст. 155 Ж К РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Согласно п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2010) в платежном документе помимо сведений о плательщике, получателе платежа, коммунальных услуг указываются другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, истец надлежащим образом была уведомлена о предстоящей индексации тарифа на содержание и ремонт общего имущества.

Истец оспаривает законность изменения платы услуги за содержание и текущий ремонт, поскольку общее собрание собственников имущества многоквартирного дома по указанному вопросу не проводилось и решение не принималось.

По мнению суда, с данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с п.7 ст.156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, в ч. 7 ст. 156 Кодекса установлен минимальный срок, на который может быть введен соответствующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1ст.156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011), расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 12 ЖК РФ, установление требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 39 Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Основы формирования предельных индексов), а также Приказом Минрегиона России от 23 августа 2010 года N 378 утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

В соответствии со ст.5 ч2 п.7 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Разделом 3 Постановления Правительства Мурманской области от 15.10.2008 N 490-ПП/19" Об изменении отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2009 год и на период до 2011 года» установлено, что индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилищные услуги по Мурманской области составляет *** % к предыдущему году.

Расчет указанных предельных индексов основывается на методологии индексации затрат организаций коммунального комплекса, запланированных и принятых при утверждении тарифов на 2010 год, с учетом сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Как указано выше, с учетом предложений Управляющей компании собранием собственников жилых помещений с *** был установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников дома в размере 22.1 рублей за 1 кв.м, то есть, требования закона об установлении платы общим собранием собственников выполнены. Размер установленной общим собранием платы не изменялся более года – с ***.

Договором на управление многоквартирным домом №*** от *** предусмотрены два случая изменения размера платы за содержание и ремонт: в порядке, оговоренном п. 5.4 Договора и в порядке, предусмотренном п. 5.15 договора.

В соответствии с п.5.4 договора, Управляющая организация вправе представить Собственнику предложения по изменению перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и приложить смету расходов на исполнение услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту. Указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников решения об изменении платы на следующий отчетный период. В случае, если собрание собственников в установленный срок не проводилось, или не приняло решения об утверждении нового размера платы, Управляющая организация вправе с первого месяца очередного года начислять плату, исходя из сметы расходов (л.д. 39, оборот). Таким образом, в данном пункте договора речь идет о порядке изменения платы за содержание и ремонт общего имущества, в случае изменения перечня работ, повышения сметы расходов и в размерах, превышающих законодательно установленный предельный индекс повышения цен.

Пунктом 5.15 договора предусмотрено, что размер оплат корректируется Управляющей организацией в случае изменения цен и тарифов на работы и услуги специализированных организаций, а также тарифов организаций коммунального комплекса, находящихся в договорных отношениях с Управляющей организацией по данному дому( л.д. 40).

Включение в договор Управления многоквартирным домом вышеуказанных пунктов не противоречит действующему законодательству, основано на свободе договора, направлено на соблюдение баланса интересов сторон договора при необоснованном повышении платы Управляющей компанией, с одной стороны и необоснованного уклонения от повышения размера оплаты со стороны собственников жилых помещений.

Как пояснил ответчик, Управляющая организация произвела индексацию установленной договором платы в связи с изменением тарифов цен в других организациях и инфляцией, в целях обеспечения содержания общего имущества в соответствии с требованиями законодательства.

Указанное повышение увеличении тарифа на 3,09 руб.(что составляет *** %) не превышает предельной максимальный индекс размера платы за жилое помещение, произведено в пределах прогнозируемого уровня, установленного Постановлением Правительства Мурманской области от 15.10.2008 N 490-ПП/19", соответствует требованиям п.1 ст. 156 ЖК РФ и условиям договора управления, не противоречит п.7 ст. 156 ЖК РФ, то есть, не нарушает прав заявителя.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом изложенного, на основании ст. ст. 156, 12 ЖК РФ, ст.5 ч2 п.7 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства Мурманской области от 15.10.2008 N 490-ПП/19", руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Десятковой Т.А. к ООО « ***» о признании незаконным размера платы за содержание и ремонт жилья, установленного с *** и обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья за период с *** по *** в размере 1413 руб.98 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления решения.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу.

В случае, если стороны не воспользуются своим правом на кассационное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Судья                     подпись            Г.И.Рамазанова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200