об устранений нарушений природоохранного законодательства



    

Дело № 2-4091/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 г. г. Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Земцовой Е.А.,

при секретаре Бутенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, допускаемые ООО «***» при эксплуатации арендуемых ответчиком автозаправочных комплексов, расположенных по Адрес***; Адрес***; Адрес***; Адрес***. Деятельность ООО «***» по эксплуатации АЗС, которые являются опасным производственным объектом, создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ. Просит обязать ООО «***» в срок до *** провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ источниками выбросов – автозаправочными станциями арендуемыми ответчиком; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух их источниками – вышеуказанными автозаправочными станциями.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнил. С учетом позиции представителя ответчика и представленных документов, просит суд обязать ООО «***» провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников до ***; разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ источниками выбросов – автозаправочной станции, расположенной Адрес*** в срок до ***; разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ источниками выбросов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – автозаправочными станциями, расположенными Адрес***; Адрес***; Адрес*** в срок до ***.

Представители ответчика Казакова Е.В., Бабошина Т.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласились.

Представитель третьего лица Комитет промышленного развития экологии и природопользования Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 10.01.2002г. N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011г.) «Об охране окружающей среды» определено, что государственная политика в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу п.2 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В соответствии с п.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ (ред. от 19.07.2011г.) «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 1 статьи 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 1 статьи 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки, проведенной в период с *** по ***. Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, допускаемые ООО «***» при эксплуатации автозаправочных комплексов, расположенных по Адрес***; Адрес***; Адрес***; Адрес***.

Согласно Уставу ООО «***» к основным видам деятельности Общества относятся: оптовая торговля топливом и горюче-смазочными материалами; розничная торговля топливом и горюче-смазочными материалами; деятельность агентов по оптовой торговле топливом.

На указанных автозаправочных комплексах осуществляется хранение и розничная реализация топлива и горюче-смазочных материалов. Топливо хранится в резервуарах контейнерного типа, оборудованных дыхательными клапанами, прокладками заливных горловин, крышками люков. В процессе эксплуатации указанных автозаправочных комплексов осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся в результате испарения бензина и дизельного топлива при хранении топлива в резервуарах, перекачке топлива из бензовозов в резервуары, при выдаче нефтепродуктов в баки автомобилей.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «***» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; не разработаны проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ источниками выбросов – автозаправочными станциями, расположенными по Адрес***; Адрес***; Адрес***; Адрес***; не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух их источниками – вышеуказанными автозаправочными станциями.

Данный факт подтверждается объяснением управляющей сетью АЗС от *** (л.д.37-38), объяснениями генерального директора ООО «***» от *** (л.д.10-41), пояснениями представителей ответчика в судебном заседании.

Согласно Постановлению №*** от *** о назначении административного наказания, должностное лицо - директор ООО «***» Казакова Е.В., признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

Выявленные нарушения влекут ненормированный выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в процессе хозяйственной деятельности ООО «***», что может привести к негативному воздействию на окружающую среду и нарушению права неопределенного круга лиц на обеспечение защиты их здоровья и неблагоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ.

Обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценности сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировалось соблюдение и защита экологических прав граждан.

Представители ответчика в судебном заседании факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды не оспорили, согласились с уточненным сроком для устранения недостатков, таким образом, исковые требования признали.

Объем полномочий представителей ответчика, выраженный в доверенности, позволяет признавать исковые требования.

При исследуемых обстоятельствах суд считает возможным принять признание ответчиком исковых требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, ее в силу п.1 ст.103 ГПК РФ необходимо взыскать с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать ООО «***» провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников до ***; разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ источниками выбросов – автозаправочной станции, расположенной Адрес*** в срок до ***; разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ источниками выбросов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – автозаправочными станциями, расположенными Адрес***; Адрес***; Адрес*** в срок до ***.

Взыскать с ООО «***» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение 10-ти дней.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья              Е.А.Земцова