о защите прав потребителей



№2-42/12 решение составлено 25.01.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2012 года г. Мурманск     

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Андреевой И.С.,

при секретаре Лихачевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тихоновой В.В., Русских Н.С., Шишаковой С.И. к ЗАО «***» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Тихонова В.В., Русских Н.С., Шишакова С.И. (далее - Истцы) обратились в суд с указанным иском к ЗАО «***» о защите прав потребителей, в обоснование которого указали, что в домах №***,№***,№***,№***,№*** по Адрес***, в домах №***,№*** по Адрес*** управляющей компанией является ЗАО «***». Жильцы вышеуказанных домов не согласны с повышением тарифа с *** по *** и с *** по *** на содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых компанией и с завышением показателей по общедомовым приборам учета, тем самым с завышением оплаты за электроэнергию в местах общего пользования. Считают, что повышение тарифа осуществлено управляющей компанией не законно, так как решение об увеличении цен на услуги по содержанию и ремонту жилья принято управляющей компанией единолично. Собственники жилья согласия на повышение тарифов не давали, повышение тарифа на содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, сделано в одностороннем порядке. Кроме того, управляющая компания с *** повысила плату с 1 кв. метра общей площади в одностороннем порядке, игнорируя решения общих собраний собственников помещений, которые единогласно проголосовали против повышения тарифа на содержание и ремонт жилых помещений на период с *** по ***. Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах не согласны с повышением тарифа на содержание и ремонт жилого помещения на период с *** по *** с *** руб. на *** руб. с 1 кв. метра общей площади помещения. С начислением в квитанциях платы за электроэнергию истцы также не согласны, считают, что завышен расход электроэнергии по общедомовому счетчику, обращались неоднократно в различные инстанции по вопросу проверки и предоставления информации, в связи с чем ежемесячно завышается расход электроэнергии по общедомовому счетчику, но ответа так и не получили, никаких проверок не проводят, а только общие фразы. На основании изложенного, просят суд признать неправомерным и незаконным действия ЗАО «***» в отношении увеличения тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома с 1 кв.метра общей площади помещения за период *** по *** с *** руб. на *** руб. и за период с *** по *** с *** руб. на *** руб. Обязать ЗАО «***» оставить прежний тариф на содержание и ремонт общего имущества дома с 1 кв. метра общей площади помещения на период с *** по *** *** руб. Обязать ЗАО «***» сделать перерасчет оплаты за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений за период с *** по ***: Тихоновой В.В. на сумму ***; Шишаковой С.И. на сумму ***; Русских Н.С. на сумму ***. Признать неправомерным завышение расхода электроэнергии на общедомовые нужды по Адрес*** за: *** на 31716 кВт*ч; *** на 15115 кВт*ч; *** на 10782 кВт*ч. Обязать ЗАО «***» сделать перерасчет по электроэнергии Тихоновой В.В., проживающей по Адрес*** и Шишаковой С.И., проживающей по Адрес*** за ***, ***, ***, исходя из показаний по общедомовому счетчику, которые были сняты собственником помещения дома №*** Адрес*** (Тихоновой В.В.) вместе с сотрудником Управляющей компании (электриком), а именно за: *** - 78216 кВт*ч., а не 190932 кВт*ч.; *** - 59712 кВт*ч., а не 74827 кВт*ч.; *** - 61664 кВт*ч., а не 72446 кВт*ч., уменьшив задолженность по уплате за электроэнергию собственникам помещений, расположенных по Адрес*** Тихоновой В.В. на *** руб., Адрес*** Шишаковой С.И. на *** руб. Обязать ответчика ЗАО "***" сделать перерасчет оплаты за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений за период с *** по *** Тихоновой В.В. на сумму ***, Шишаковой С.И. на сумму ***, Русских Н.С. на сумму ***.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования, указав, что завышение платы на содержание и ремонт жилых помещений за период с *** по *** составляет у Тихоновой В.В. – *** руб. *** коп., Шишаковой С.И. – *** руб. *** коп., Русских Н.С. – *** руб. *** коп. Данный факт подтверждается счетами-извещениями и чеками на оплату коммунальных услуг за ***. Кроме того, истцами понесены дополнительные расходы на подготовку документов для суда и ответчика в размере *** рублей. Просят суд обязать ответчика ЗАО "***" сделать перерасчет оплаты за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений за период с *** по ***, взыскать судебные расходы в размере *** рублей.

В судебном заседании Истцы Тихонова В.В., Русских Н.С., Шишакова С.И. уточнили исковые требования, просят суд признать неправомерным и незаконным действия ЗАО «***» в отношении увеличения тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома с 1 кв.метра общей площади помещения за период *** по *** с *** руб. на *** руб. и за период с *** по *** с *** руб. на *** руб. Обязать ЗАО «***» оставить прежний тариф на содержание и ремонт общего имущества дома с 1 кв. метра общей площади помещения на период с *** по *** *** руб. Обязать ЗАО «***» сделать перерасчет оплаты за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений за период с *** по ***: Тихоновой В.В. на сумму ***; Шишаковой С.И. на сумму ***; Русских Н.С. на сумму ***. Признать неправомерным завышение расхода электроэнергии на общедомовые нужды по Адрес*** за *** на 31716 кВт*ч; *** на 15115 кВт*ч; -*** на 10782 кВт*ч. Обязать ЗАО «***» сделать перерасчет по электроэнергии Тихоновой В.В., проживающей Адрес*** и Шишаковой С.И., проживающей по Адрес*** за ***, ***, ***, исходя из показаний по общедомовому счетчику, которые были сняты собственником помещения дома №*** Адрес*** (Тихоновой В.В.) вместе с сотрудником Управляющей компании (электриком), а именно за *** - 78216 кВт*ч., а не 190932 кВт*ч.; *** - 59712 кВт*ч., а не 74827 кВт*ч.; *** - 61664 кВт*ч., а не 72446 кВт*ч., уменьшив задолженность по уплате за электроэнергию собственникам помещений, расположенных по Адрес*** Тихоновой В.В. на *** руб.; Адрес*** Шишаковой С.И. на *** руб. взыскать судебные расходы в размере *** рублей. А так же взыскать судебные расходы в размере *** рублей. В остальном дали пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.

    Представитель ответчика ЗАО *** Терновая Т.В. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Также пояснила, что в материалах дела имеется договор управления по первому и второму дому, заключенный с муниципальным образованием, представлены два протокола проведения общего собрания по выбору способа управления домом по Адрес***, проведенные *** и ***. В двух протоколах на повестке дня был вопрос по выбору способа управления домом. Большинство собственников жилых помещений выбрали способ управления ЗАО «***». Согласно п. 3 ст. 161 ЖК РФ решение о выборе способа управления является обязательным для всех собственников дома и обязательным для заключения договора управления. Истцы могли в течение 6 месяцев обжаловать решение общего собрания согласно ст. 46 ЖК РФ, но данным правом истцы не воспользовались. Оплата с *** у истцов производится регулярно, при этом Истцы ни разу с 2008г. не оспорили возникновение тарифа, не использовали свое право на обжалование решений собрания собственников многоквартирного дома, из чего следует, что они согласились с заключенным договором. В п. 4.2. определен способ оплаты за содержание и ремонт общего имущества с квадратного метра жилой площади, а в п. 4.4. закреплены положения по изменению тарифа. Собственники были ознакомлены с содержанием договора, а значит, согласились и с данными пунктами. Вследствие повышения стоимости услуг у подрядных организаций за содержание и ремонт жилья, управляющая компания (Ответчик) была вынуждена повысить тариф. Также это произошло в связи с повышением стоимости трудодня, инвентаря, материала, которые используются для содержания и ремонта жилья. Если подрядные организации слишком завышают стоимость услуг, то управляющая компания отказывается от их услуг. Были представлены договоры подряда, адресная программа, подтверждающие стоимость тарифа. Постановлением Правительства РФ были увеличены с 2008г. отчисления в фонды, значит, повысилась стоимость оплаты услуг, а значит, повысился тариф. Повышение тарифа не противоречит действующему законодательству, поскольку управляющая компания обосновала необходимость его повышения. Собственники могли инициировать проведение общего собрания о прекращении договора управления, но с момента повышения тарифа этого не было сделано. С учетом изложенного, представитель ответчика считает, что повышение тарифа до *** руб. произведено правомерно, поскольку повышение тарифа возможно в случае необходимости, в силу повышения стоимости услуг подрядных организаций, чему представлены достаточные доказательства. Кроме того, повышение тарифа возможно по истечении года управления домом. Следуя этому правилу, и был повышен тариф с учетом экономической обоснованности на следующий год. Что касается электроэнергии, то из представленной сводной таблицы за ***, ***, ***, счета-фактуры, видно, сколько электроэнергии вошло в дом и проследить весь расчет за электроэнергию, который был выставлен жильцам дома №*** по Адрес***. На основании изложенного, считает, что исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат. Управляющая компания действует в рамках ЖК РФ, договора управления, п. 4.4, п. 4.3.7 договора управления, где определен порядок повышения тарифа, который был соблюден. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Тихонова В.В. и Шишакова С.И. являются собственникам жилых помещений, расположенных в доме №*** по Адрес***, а Русских Н.С. собственником жилого помещения в доме №*** по Адрес***, управляющей компанией указанных домов является ЗАО «***». Как указывают Истцы, жильцы вышеуказанных домов не согласны с повышением тарифа с *** по *** и с *** по *** на содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых компанией и с завышением показателей по общедомовым приборам учета, тем самым с завышением оплаты за электроэнергию в местах общего пользования. Считают, что повышение тарифа осуществлено управляющей компанией не законно, так как решение об увеличении цен на услуги по содержанию и ремонту жилья принято управляющей компанией единолично. Собственники жилья согласия на повышение тарифов не давали, повышение тарифа на содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, сделано в одностороннем порядке. Кроме того, управляющая компания с *** повысила плату с 1 кв. метра общей площади в одностороннем порядке, игнорируя решения общих собраний собственников помещений, которые единогласно проголосовали против повышения тарифа на содержание и ремонт жилых помещений на период с *** по ***. Истцы не согласны с повышением тарифа на содержание и ремонт жилого помещения на период с *** по *** с *** руб. на *** руб. с 1 кв. метра общей площади помещения и с начислением в квитанциях платы за электроэнергию.

Из представленных материалов следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах №*** по Адрес*** и №*** по Адрес*** от *** (л.д.31-48) был выбран способ и компания управления многоквартирными домами, а *** заключен договор управления многоквартирными домами (л.д.170-181, том 1), где пунктом 4.2 установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников в размере *** рублей за 1 кв.м (л.д.177, том 1).

Указанный договор на управление многоквартирными домами от *** согласно п.8.1. заключен сроком на пять лет, а в приложении к договору установлен перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Во исполнение принятых на себя обязательств Ответчик заключил договоры с ресурсоснабжающими и специализированными организациями, осуществляющими обслуживание теплового, электрического оборудования жилого дома, в связи с чем, несло расходы на техническое обслуживание и коммунальные услуги жилого дома.

В силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ и ст. 426 ГК РФ, договор управления многоквартирным домом, заключаемый между каждым собственником и Управляющей организацией, обладает признаками публичного договора, условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

С момента действия договора установленный собранием собственников тариф не изменялся и не индексировался. С *** ЗАО «***» был установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников в размере *** руб.*** коп. за 1.кв.метр, а с *** соответственно в размере *** руб.*** копеек.

Согласно материалам дела о предстоящем изменении тарифа Управляющей компанией были вывешены объявления в местах общего пользования, а также путем размещения соответствующей информации в едином платежном документе за ***-***.

В частности, *** объявления по изменению сметы расходов на исполнение услуг и работ по управлению многоквартирным домом с *** были размещены в подъездах №***, №***, №***, №***, №***, №*** дома №*** по Адрес***, о чем составлены соответствующие акты (л.д.191-198, том 1). Согласно указанным сметам расчетная стоимость работ на указанный период в домах, где проживают истцы составила *** рублей с 1 кв.м общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Поскольку истцами, как собственниками жилых помещений не было реализовано право на проведение общего собрания и на основании пункта 4.4. Договора управления был изменен тариф на ***-*** в размере *** руб.*** копеек с 1 кв.м общей площади.

Из материалов дела также видно, что *** Ответчиком были вывешены объявления в подъездах дома №*** по Адрес*** и дома №*** по Адрес*** для предоставления собственникам жилых помещений предложений по изменению перечней, указанных в приложениях №*** и №*** к Договору управления, а также сметы расходов на исполнение услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах (л.д.182-190, том 1).

Кроме того, согласно письма ЗАО «***» №*** от *** собственникам жилых помещений многоквартирных домов №*** по Адрес*** разъяснено о необходимости повышения тарифов, его обоснование и сроки.

Таким образом, Истцы надлежащим образом были уведомлены о предстоящих повышениях тарифа на содержание и ремонт общего имущества.

Истцы оспаривают законность изменения платы услуги за содержание и текущий ремонт, поскольку общее собрание собственников имущества многоквартирного дома по указанному вопросу не проводилось и решение не принималось.

По мнению суда, с данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

*** собственниками помещений было проведено общее собрание, где ***% из голосовавших проголосовали «против» утверждения сметы расходов на исполнение работ и услуг по управлению многоквартирным домом, при этом какого-либо решения об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого дома общим собранием собственников принято не было.

Как указано выше, с учетом предложений Управляющей компании собранием собственников жилых помещений с *** был установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников указанных домов в размере *** рублей за 1 кв.м, с *** по *** в размере *** рублей за 1 кв.м, то есть, требования закона об установлении платы общим собранием собственников выполнены. Размер установленной общим собранием платы не изменялся более года.

Договорами на управление многоквартирным домом от *** и от *** предусмотрены два случая изменения размера платы за содержание и ремонт: в порядке, оговоренном п. 4.4 Договора и в порядке, предусмотренном п. 4.14 Договора.

В соответствии с п.4.4 договора, Управляющая организация вправе за 30 дней до окончания каждого года действия настоящего Договора представить Собственнику предложения по изменению перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и приложить смету расходов на исполнение услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту. Указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников решения об изменении платы на следующий отчетный период. В случае, если собрание собственников в установленный срок не проводилось, или не приняло решения об утверждении нового размера платы, Управляющая организация вправе с первого месяца очередного года начислять плату, исходя из сметы расходов.

Таким образом, в данном пункте договора речь идет о порядке изменения платы за содержание и ремонт общего имущества, в случае изменения перечня работ, повышения сметы расходов и в размерах, превышающих законодательно установленный предельный индекс повышения цен.

Пунктом 4.14 Договора предусмотрено, что в случае изменения в установленном порядке тарифов на коммунальные услуги Управляющая организация применяет новые тарифы со дня вступления в силу соответствующего нормативного акта органов государственной власти субъекта Российской федерации или органа местного самоуправления, но не ранее дня, установленного в соответствии с пунктом 3.1.12 Договора.

Включение в договор Управления многоквартирным домом вышеуказанных пунктов не противоречит действующему законодательству, основано на свободе договора, направлено на соблюдение баланса интересов сторон договора при необоснованном повышении платы Управляющей компанией, с одной стороны и необоснованного уклонения от повышения размера оплаты со стороны собственников жилых помещений.

Судом также установлено, что до настоящего времени решение общего собрания о выборе способа управления, об утверждении Договора управления, в том числе и в части, касающейся пункта 4.4., ни одним из собственников (Истцов) не обжаловано.

В соответствии со ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии со ст.154 ЖК РФ включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Размер платы за указанные выше коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Согласно п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2010) в платежном документе помимо сведений о плательщике, получателе платежа, коммунальных услуг указываются другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

В силу п.7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с пунктом 1 ст.156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с п.7 ст.156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, согласно приведенной выше нормы закона, установлен минимальный срок, на который может быть введен соответствующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Факт нарушения Ответчиком установленного срока в ходе судебного заседания своего подтверждения не нашел.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанных норм права истцы как собственники жилых помещений, обязаны оплачивать расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011), расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 12 ЖК РФ, установление требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 39 Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Основы формирования предельных индексов), а также Приказом Минрегиона России от 23 августа 2010 года N 378 утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

В соответствии со ст.5 ч.2 п.7 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Разделом 3 Постановления Правительства Мурманской области от 15.10.2008 N 490-ПП/19" Об изменении отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2009 год и на период до 2011 года» установлено, что индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилищные услуги по Мурманской области составляет 114.1 % к предыдущему году.

Расчет указанных предельных индексов основывается на методологии индексации затрат организаций коммунального комплекса, запланированных и принятых при утверждении тарифов на 2010 год, с учетом сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Как пояснила представитель Ответчика, повышение тарифа является исключительно вынужденной мерой и ей предшествовали следующие объективные обстоятельства : изменения законодательства, в результате которых увеличился размер страховых взносов в соответствующие внебюджетные фонды от 14,2% до 34,2%, повышение стоимости работ, выполняемых сторонними организациями и являющихся обязательной составляющей комплекса работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, повышение стоимости материалов, инвентаря, оборудования и т.п.

Указанное и оспариваемое истцами увеличение тарифа не превышает предельной максимальный индекс размера платы за жилое помещение, произведено в пределах прогнозируемого уровня, установленного Постановлением Правительства Мурманской области от 15.10.2008 N 490-ПП/19" и, по мнению суда, соответствует требованиям п.1 ст. 156 ЖК РФ, условиям договора управления и не противоречит п.7 ст. 156 ЖК РФ.

В силу ст.ст. 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Таким образом, по состоянию на *** был окончен период действия сметы, на основании которой был определен ранее действовавший размер платы 24,97 руб., а решения об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений, как это предусматривает ст. 156 ЖК РФ и пункт 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества…» принято не было, что по мнению суда, свидетельствует о правомерности действий Управляющей компании, связанных с изменением платы за содержание и текущий ремонт.

Обоснованность повышения управляющей компании платы за содержание и ремонт подтверждается также и вступившим в законную силу решения *** суда Мурманской области от ***, в соответствии с которым установлена возможность изменения цены за содержание и ремонт жилого помещения Управляющей компанией в одностороннем порядке при отсутствии воли собственников жилых помещений, выраженной на общем собрании.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования в части признания неправомерными и незаконными действия Ответчика по увеличению тарифов на содержание и ремонт общего имущества, истцами заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

Что касается требований о признании неправомерными действиями Ответчика в части завышения расхода по электроэнергии и об обязании провести в связи с этим перерасчет, уменьшив задолженность по уплате за электроэнергию, то суд и в этой части требований не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно части 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 2).

В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Так, в судебном заседании установлено, что согласно квитанций (ЕПД) (л.д.77,111, 117-119, 179, том 2) расчет оплаты за потребленную электроэнергию и выпуск квитанций для граждан-потребителей в рассматриваемом случае для истцов производит ответчик (ЗАО «***»). Размер платы за данную коммунальную услугу «Электроснабжение» при оборудовании многоквартирного дома общедомовым и индивидуальным приборами учета определяется в соответствии с формулой №9 п.3, 23 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 (далее – Правила) :

где:

- объем электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем электрической энергии, потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг ;

- объем электрической энергии, потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования) измеренный индивидуальными приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Согласно Правилам собственники помещений многоквартирного дома вносят плату за приобретенные объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. Общий объем электрической энергии, определенный исходя из показаний общедомовых приборов учета, распределяется между собственниками и нанимателями в установленном Правилами порядке, а при наличии в помещениях многоквартирного дома индивидуальных приборов учета – пропорционально их показаниям.

Одним из показателей начисления платы за электроэнергию, потребляемую в многоквартирных домах гражданами, является коэффициент распределения, который показывает отношение расхода электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, к суммарному расходу электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома.

В соответствии с Письмом Министерства Регионального развития Российской федерации от 18.06.2007 г. №11356-ЮТ/07 количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «Электроснабжение».

Следовательно, электроэнергия на общедомовые нужды, как и потребление электроэнергии на личные нужды является единой коммунальной услугой энергоснабжения.

При этом, при ежемесячном начислении истцам платы за потребляемую электроэнергию в спорный период времени, показания электроэнергии, снимаемые с электросчетчиков арендаторов, вычитаются из показаний общедомового прибора учета.

С учетом изложенного суд считает, что истцы обязаны оплачивать в составе платы за коммунальную услугу «Энергоснабжение» электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества многоквартирного дома, куда входят: работа электрического оборудования, освещение мест общего пользования, потери в электрической сети.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о непредоставлении услуг или предоставлении услуг Управляющей компанией ненадлежащего качества истцами не предоставлено.

Указанные обстоятельства истцами не опровергнуты.

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из положений ст. ст. 157, 161 ЖК РФ, ст. 201 ГК РФ, п. 9 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчиков произвести истцам перерасчет оплаты за электроэнергию.

В подтверждение доводов ответчика суду представлены справки по расчету оплаты электроэнергии за ***, ***, *** счета-извещения, счета-фактуры, сведения о начислениях ( л.д.136-159, том 2), из которых следует, что ответчик производил расчеты по оплате электроэнергии в соответствии с названным выше Постановлением Правительства РФ №307, показания в расчетах подтверждены счетами-фактурами, где отражено количество поступившей в дом электроэнергии.

Доводов и доказательств, которые опровергали изложенные выше обстоятельства, истцы суду не представили, не добыты они и судом.

Поскольку установлено, что в связи с правомерностью действий Ответчика права и законные интересы истцов нарушены не были, суд считает, что оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда не имеется, поскольку доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, достоверно свидетельствующих о виновном причинении действиями ответчиков физических и нравственных страданий истцам, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Тихоновой В.В., Русских Н.С., Шишаковой С.И. отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья: И.С. Андреева