о выполнении капитального ремонта кровли, взыскании материального ущерба



Дело № 2-25 /12                Мотивированное решение изготовлено 24.01.2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012 года г. Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Земцовой Е.А.,

при секретаре Бутенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адониной И.П. к ОАО «***» (ОАО «***») о выполнении капитального ремонта кровли, взыскании материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Адонина И.П. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, заявив в обоснование, что является собственником квартиры, расположенной по Адрес***. С *** по *** происходило неоднократное залитие ее квартиры, составлены акты обследования, в которых зафиксированы причины. В результате залива ей причинен следующий ущерб: имеются следы залития в прихожей на обоях площадью *** кв.м, в ванной на клеевой окраске потолка и стены площадью *** кв.м, в туалете на обоях площадью *** кв.м, в тамбуре на обоях потолка и стен площадью *** кв.м. В соответствии с локальной сметой, составленной ООО «***», стоимость ущерба составила *** рублей. Просит понудить ОАО «***» произвести капитальный ремонт кровли, так как по заключению эксперта состояние кровли критическое. Взыскать с ответчика возмещение ущерба в размере *** рублей, оплату строительно-технической экспертизы в размере *** рублей, расходы по оплате нотариуса в размере *** рублей, всего взыскать *** рублей.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истицы по доверенности – Адонин А.В. иск поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в квартире проживает вместе с истицей с ***. Квартира расположена на *** этаже. Протечки начались в ***. Настаивал на капитальном ремонте кровли, поскольку текущие ремонты результатов не дают. ***.

Определением суда с согласия представителя истца произведена замена ответчика ОАО «***» (ОАО «***») в связи с реорганизацией на ООО «***» (ООО «***»).

Представитель ответчика ООО «***» иск не признала, пояснила, что дом находится в управлении с ***. Последний капитальный ремонт крыши производился в ***. Дом передан им в управление в ненадлежащем состоянии. Собственники оплачивают только стоимость текущих ремонтов. Для производства капитального ремонта необходимо общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома и дополнительная оплата. В связи с плохим состоянием крыши включали данный дом в список для включения в адресную программу, производили текущие ремонты в ***, ***, ***. С размером ущерба не согласны, считают, что тамбур является общим имуществом собственников жилых помещений многоквартирного дома. Согласны вместо взыскания денежных средств произвести ремонт квартиры истицы своими силами.

Представитель привлеченного судом третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований – ООО «***» (ООО «***») иск не поддержал, пояснил, что в связи с договорными отношениями с ООО «***» осуществляют техническое обслуживание дома №*** по ***. *** ими был произведен текущий ремонт кровли дома, работы приняты. В связи с плохим состоянием кровли считает, что требуется капитальный ремонт, в связи с чем сведения о данном доме передавались в администрацию г.Мурманска для включения в адресную программу. Результат им неизвестен.

Определением суда с согласия представителя истца привлечены в качестве соответчиков Комитет по жилищной политике администрации г.Мурманска, Комитет градостроительства и территориального развития администрации г.Мурманска, Мурманское казенное учреждение «***».

Представитель Комитета по жилищной политике администрации г.Мурманска иск не признала, пояснила суду, что согласно положению о Комитете являются ненадлежащим ответчиком, поскольку капитальный ремонт жилого фонда и формирование адресной программы не является их функцией. Приводила доводы, что доказательств тому, что дом передан Управляющей компании в ненадлежащем состоянии, не представлено. Содержание общедомового имущества является обязанностью собственников жилья.

Представитель Комитета по градостроительству и территориальному развитию администрации г.Мурманска иск не признал, считает, что Комитет не наделен полномочиями по проведению ремонтных работ жилого фонда г.Мурманска, является только распределителем бюджетных средств.

Представитель Мурманского казенного учреждения «***» иск не признала, дала пояснения суду, что являясь казенным учреждением, созданы для организации работ в сфере строительных объектов. В соответствии с Уставом осуществляют деятельность в рамках выданного задания. Субъектом планирования расходов бюджета УКС не является. Считают требования о проведении капитального ремонта неправомерными, поскольку должно быть зафиксировано ***% повреждений кровли. Вопрос о капитальном ремонте должен решаться собственниками на общем собрании.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Адонина (***) И.П. с *** является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по Адрес*** (л.д.4).

Квартира расположена на *** этаже *** дома, *** постройки, капитальный ремонт кровли производился в ***.

Как установлено из пояснений представителя истца, подтверждается материалами дела с *** происходили неоднократные залития квартиры через кровлю (л.д.8, 9, 11).

С *** управление многоквартирным домом осуществляет ООО «***».

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе, крыши.

Согласно п.п.«б» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., в состав общего имущества включаются крыши.

Таким образом, крыша многоквартирного дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, относится к общему имуществу многоквартирного дома.

Согласно п.п.«б, г, е» п.10 и п.п.«а, з» п.11 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил.

В соответствии с п.п.«а» п.16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае многоквартирный дом управляется с помощью управляющей организации – ООО «***», которое в соответствии с требованиями жилищного законодательства обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Вместе с тем, как следует из смысла статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ», обязанность по производству капитального ремонта жилого многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. При этом то обстоятельство, что гражданин, приватизировавший расположенное в многоквартирном доме жилое помещение, в последующем продал его или распорядился иным образом, не освобождает бывшего наймодателя от исполнения возложенных на него обязанностей по производству капитального ремонта дома, а нового собственника этого жилого помещения - права требовать исполнения бывшим наймодателем данных обязательств.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениях, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 16 и 17 ранее действовавших «Правил пользования жилыми помещениями», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985г. № 415, наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, при этом все работы по текущему и капитальному ремонту жилого дома выполняются за счет наймодателя.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что лишь после исполнения бывшим наймодателем или организацией, которая обслуживала этот дом до начала приватизации и не исполненная ими как на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, так и после таковой, сохраняется до исполнения обязательства. После этого обязанность по производству последующих капитальных ремонтов в соответствии со статьей 158 ЖК РФ переходит к собственникам жилых помещений.

Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. Так же органы местного самоуправления поселения имеют право на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 01 марта 2005 года (ст. 14.1 того же закона № 131-ФЗ).

Кроме этого, в судебном заседании установлено, что структурные подразделения администрации г.Мурманска наделены полномочиями по осуществлению деятельности в области капитального ремонта жилого фонда города Мурманска.

Так, согласно Положению о Комитете по жилищной политике администрации города Мурманска, утвержденному решением Совета Депутатов г.Мурманска от 31.05.2011г. № 37-484 одной из функцией Комитета является разработка проектов муниципальных целевых программ города Мурманска в жилищной сфере, организация выполнения и контроль за реализацией программ, относящихся к жилищной сфере.

Постановлением администрации города Мурманска от 29.08.2011г. № 1528 создано Мурманское муниципальное казенное учреждение «***». Согласно Уставу казенное учреждение находится в ведомственной подчиненности Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования города Мурманска по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства. Задачами казенного учреждения является организация и обеспечение качества капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов на основании муниципального задания.

Согласно Постановлению администрации города Мурманска от 28.10.2011г. № 2068 утверждена ведомственная целевая программа «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012-2013 годы», где в качестве субъекта бюджетного планирования значится Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.

Выявленные обстоятельства согласуются с положениями ст.165 ЖК РФ, где указано, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Что касается требования истца о производстве такого вида ремонта как капитальный, суд, оценивая в совокупности представленные и добытые в ходе рассмотрения спора доказательства, приходит к выводу об их обоснованности.

Так, согласно заключению специалиста ФИО1, являющегося строительным экспертом ООО «***» на поверхности кровли выявлены многочисленные заплаты размером от *** кв.м до *** кв.м, многочисленные повреждения в виде трещин, разрывов, примыкания кровельного ковра к парапету, надстройке выхода на кровлю имеют отслоения от поверхности и продольные трещины. Есть вероятность скрытых дефектов. В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста ФИО1 подтвердил свои выводы, пояснил, что текущим ремонтом имеющиеся повреждения не устранить. Необходим капитальный ремонт кровли, поскольку требуется большой объем ремонтных работ.

О необходимости проведения капитального ремонта говорит и тот факт, что согласно представленным документам текущий ремонт на данной кровле производился подрядной организацией – ООО «***» в ***, ***, должных результатов не дал, протечки продолжаются. Доказательств тому, что работы по текущему ремонту произведены некачественно, не представлено.

В то же время согласно Приложению №*** к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры № 312 от 23.11.1988г. предусмотрено, что срок эксплуатации кровли до капитального ремонта (замены) крыши составляет 10 лет, что со дня последнего капитального ремонта крыши истекло на момент передачи дома №*** по Адрес*** управляющей компании.

Таким образом, в связи с превышением срока эффективной эксплуатации элементов кровли, значительными повреждениями кровельного покрытия, отсутствия должного эффекта после неоднократного производства текущего ремонта требуется выполнить капитальный ремонт кровли.

В подтверждение причиненного материального ущерба истец представил акты от ***, ***, ***, заключение специалиста ФИО1, которое содержит локальную смету ремонта квартиры.

Истец является потребителем коммунальных услуг и выполняет свои обязательства по оплате жилья и коммунальных услуг, что не оспаривается представителями ответчиков.

Ущерб возник в результате ненадлежащего состояния кровли, отсутствия должной организации работы по ее эксплуатации, ремонту, содержанию.

Спорные взаимоотношения возникли между истцом и ответчиком ООО «***» и подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1.

Согласно ст.4 указанного Закона исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы, услуги исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила), утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170.

Пункт 2 Правил предусматривает, что техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Согласно п.2.3.1., п.2.3.8 Правил текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями. Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда.

Согласно п.4 Приложения 7 Правил устранение неисправностей кровель относится к работам текущего характера.

Пункт 4.6.1.1 Правил предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Поскольку управляющей компанией – ООО «***» допущено ненадлежащее содержание крыши дома истца, то есть допущены недостатки в предоставляемых услугах, в результате чего истцу причинен вред принадлежащему ему имуществу, требования о возмещении материального ущерба следует удовлетворить за счет ответчика ООО «***».

Определяя размер ущерба, суд считает возможным принять расчет, составленный ФИО1 строительным экспертом ООО «***», однако уменьшив на сумму стоимости ремонтных работ и стоимости материалов, необходимых для ремонта тамбура, поскольку он входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ООО «***» в пользу Адониной И.П. возмещение ущерба в размере *** рублей *** копеек, расходы по оплате услуг специалиста в размере *** рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере *** рублей, всего взыскать *** рублей *** копеек.

Обязать Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска включить в ведомственную целевую программу «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012-2013 годы для организации и производства капитального ремонта кровли в срок до *** дом №***, расположенный по Адрес***.

Взыскать с Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в пользу Адониной И.П. расходы по оплате услуг специалиста в размере *** рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере *** рублей, всего взыскать *** рублей.

Взыскать с ООО «***» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме.

Взыскать с Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме 100 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья Е.А.Земцова