Дело № 2-260/12 Мотивированное решение изготовлено 23.01.2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2012 года город Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при секретаре Бутенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского административного округа г.Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детский сад общеразвивающего вида №*** об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению МДОУ - детский сад общеразвивающего вида №*** в порядке статьи 45 ГПК РФ, указав, что в период с *** по *** прокуратурой округа совместно с Отделом надзорной деятельности г.Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в деятельности учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Просит обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №*** г.Мурманска в срок до *** устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Оборудовать эвакуационный выход из группы «***», расположенной на первом этаже МДОУ №*** г.Мурманск;
Оборудовать второй эвакуационный выход из группы «***» (тупиковой), расположенной на первом этаже МДОУ №*** г.Мурманска;
Предусмотреть рассредоточение эвакуационных выходов из группы «***» (второй этаж) обеспечивающих безопасную эвакуацию детей и обслуживающего персонала из помещений группы;
Оборудовать второй эвакуационный выход из помещения МДОУ №*** г.Мурманска г.Мурманска (первый этаж);
Изолировать хозяйственные помещения, расположенные в помещении подвального этажа от общей лестничной клетки МДОУ №*** г.Мурманска;
Выполнить отделку стен в помещениях групп МДОУ №*** г.Мурманска негорючим материалом;
Оборудовать помещения электрощитовой, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г.Мурманска дверями, соответствующими пределу огнестойкости №***.
В судебном заседании представитель прокуратуры Первомайского округа г. Мурманска Почкина О.А. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г.Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области ГУ МЧС РФ по Мурманской области Татарникова Т.В. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании фактически признала исковые требования, пояснила, что правила пожарной безопасности изменились, отделочные материалы применены те, которые разрешались ранее. Все было согласовано. Уже начался производиться частичный ремонт, исправляют угол уклона лестницы. Остальные работы существенные, требуют больших денежных затрат, разработки планов, проектов, согласований.
Представитель Комитета по образованию администрации г.Мурманска Митченко М.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, однако считает, что в установленный срок устранить недостатки затруднительно, поскольку требуется время для разработки и согласования документов, выделения финансирования. Кроме того, будет рассматриваться вопрос о целесообразности производства перепланировочных работ, либо выделении другого здания.
Представитель администрации г.Мурманска в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть без его участия.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994г. (далее Федерального закона № 69 от 21.12.1994г.) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст.20 вышеназванного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994г. предусмотрено, что собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.6.9, п.6.12, п.6.13, п.6.15 требований государственных строительных норм (СНиП 21-01-97*) и «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 13 от 18.06.2003г. (далее - ППБ-01-03): Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу непосредственно. Этажи зданий класса Ф 1.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. Помещения класса Ф.1.1., предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек должны имеет не менее двух эвакуационных выходов. При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено. При устройстве двух эвакуационных выходов каждый из них должен обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении.
В силу п.40 ППБ-01-03, в зданиях запрещено устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.
Согласно требованиям п.7 ст.134 Федерального закона № 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях детских дошкольных учреждений не допускается применение декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем (Г1, В1, Д3+,Т2).
В соответствии с требованиями п.5.14 СНиП 21-01-97*, п.3 ППБ-01-03 противопожарные преграды характеризуются огнестойкостью и пожарной безопасностью.
Как установлено в судебном заседании в период с *** по *** в ходе проверки, проведенной прокуратурой округа совместно с Отделом надзорной деятельности г.Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности МДОУ – детский сад общеразвивающего вида №***, а именно:
- эвакуационный выход из группы «***», расположенной на 1 этаже МДОУ №*** г.Мурманска, не соответствует требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам.
- второй эвакуационный выход из группы «***» (тупиковый), расположенный на первом этаже отсутствует.
- эвакуационные выходы из группы «***» (2 этаж) расположены не рассредоточено, в связи с чем, безопасная эвакуация детей и обслуживающего персонала из помещений группы не обеспечена.
- второй эвакуационный выход из помещения МДОУ №*** г.Мурманска (первый этаж) отсутствует.
- в помещении подвального этажа, неизолированного от общей лестничной клетки МДОУ №*** г.Мурманска, устроены хозяйственные помещения.
- отделка стен в помещениях групп МДОУ №*** г.Мурманска выполнена горючим материалом (обои).
- двери электрощитовой, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г.Мурманска, не соответствуют пределу огнестойкости ***.
Данный факт подтверждается актом проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности от ***, пояснениями представителя ответчика, представителя отдела надзорной деятельности г.Мурманска УНД ГУ МЧС РФ по Мурманской области в судебном заседании.
Согласно Предписанию №*** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданного отделом надзорной деятельности г.Мурманска УНД ГУ МЧС РФ по Мурманской области МДОУ «***» срок устранения определен до ***.
Статьей 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 определено, что при осуществлении деятельности в части образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ст.51 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» (далее по тексту Закон, Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992г.) образовательное учреждении создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 вышеназванного Закона учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Пунктом 1 ч.2 ст.32 Закона к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
К полномочиям органов местного самоуправления п.4 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» относит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3.13, 3.14 Положения о комитете по образованию г.Мурманска, утвержденного постановлением администрации г.Мурманска № 359 от 03.03.2009г. предусмотрено, что обязанность по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, а кроме того оставление бюджетной росписи, распределение объемов финансирования расходов по подведомственным получателям бюджетных средств возложена на комитет по образованию г.Мурманска.
Несоблюдение требований пожарной безопасности, непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений создает реальную угрозу жизни, здоровью, воспитанников и их родителей, а также персонала образовательного учреждения, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса.
Таким образом, исковые требования прокурора Первомайского административного округа г.Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детский сад общеразвивающего вида №*** об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
Оспаривая установленный срок – до ***, ответчик приводил доводы о необходимости в разработке и согласования документов, рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании, выделении денежных средств, изыскании подрядчиков.
Между тем, объективных доказательств тому, что в срок до *** данные мероприятия исполнены быть не могут, суду не представлено.
Напротив, исследуя представленный ответчиком договор №*** от ***, заключенный МДОУ г.Мурманска детский сад №*** с ООО «***» о разработке проектно-сметной документации по устройству пожарных выходов в МДОУ Детский сад №***, суд установил, что срок окончания работ – ***. Из пояснений представителя ответчика стало известно, что работы по договору выполнены не в полном объеме, поскольку не полностью проплачены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период, определенный истцом для устранения выявленных нарушений противопожарной безопасности до ***, является достаточным для проведения подготовительных мероприятий, направленных на изготовление и согласование проектно-сметной документации, организации строительно-ремонтных работ. Доводы представителя ответчика об отсутствии достаточных финансовых возможностей и пояснения представителя комитета по образованию администрации г.Мурманска о предоставлении большего периода времени для разрешения вопроса о перераспределении бюджетных средств на эти цели судом не принимаются, поскольку объективных доказательств в такой необходимости не представлено.
Мероприятия, которые истец требует провести ответчика, разработаны и законодательно закреплены с целью избежания последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Суд, учитывая доказанность факта нарушений в сфере противопожарной безопасности, с учетом специфики деятельности ответчика, заключающейся в том, что это детское дошкольное учреждение, где постоянно находятся дети малолетнего возраста, выявленные нарушения расценивает как недопустимые и подлежащие устранению в наиболее короткие сроки. Поэтому, с учетом изложенного срок до *** судом рассматривается как реальный и обоснованный.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №*** г.Мурманска в срок до *** устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Оборудовать эвакуационный выход из группы «***», расположенной на первом этаже МДОУ №*** г.Мурманск;
Оборудовать второй эвакуационный выход из группы «***» (тупиковой), расположенной на первом этаже МДОУ №*** г.Мурманска;
Предусмотреть рассредоточение эвакуационных выходов из группы «***» (второй этаж) обеспечивающих безопасную эвакуацию детей и обслуживающего персонала из помещений группы;
Оборудовать второй эвакуационный выход из помещения МДОУ №*** г.Мурманска г.Мурманска (первый этаж);
Изолировать хозяйственные помещения, расположенные в помещении подвального этажа от общей лестничной клетки МДОУ №*** г.Мурманска;
Выполнить отделку стен в помещениях групп МДОУ №*** г.Мурманска негорючим материалом;
Оборудовать помещения электрощитовой, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г.Мурманска дверями, соответствующими пределу огнестойкости ***.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида №*** г.Мурманска государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Е.А.Земцова