об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-219/12

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2012 года                г. Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Канцеровой Т.В.

при секретаре Руденко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детский сад к общеразвивающего вида №*** об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детский сад общеразвивающего вида №*** об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа совместно с отделом надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в деятельности учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей. В ходе проведения проверки установлено, что в деятельности МДОУ детский сад общеразвивающего вида №*** (Адрес***), допускаются нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п.6.12 СНиП 21-01-97*, согласно требованиям которого, помещения класса Ф.1.1., предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов, в группах (тупиковых), расположенных на втором этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, вторые эвакуационные выходы отсутствуют. Ранее, а именно ***, нарушения вышеназванных требований государственных строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*), выявлялись прокуратурой округа в деятельности МДОУ №*** г. Мурманска, в ходе надзорных мероприятий, проводимых прокуратурой округа совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области. Кроме того, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области в период с *** по ***, заведующей МДОУ №*** г. Мурманска ФИО1, выдано предписание (№*** от ***) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором указано о необходимости оборудования в группах (тупиковых), расположенных на втором этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, вторых эвакуационных выходов в срок до ***. Вышеназванное нарушение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, обязательное выполнение которых необходимо для безопасной эвакуация детей и обслуживающего персонала из помещений групп, расположенных на втором этаже образовательного учреждения, до настоящего времени МДОУ №*** г. Мурманска не устранены. Кроме того, установлено, что в нарушение требований п.7 ст. 134 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно требованиями которого, в помещениях детских дошкольных учреждений не допускается применение декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем (Г1, В1, Д3+,Т2), отделка стен в группах МДОУ №***. Мурманска, выполнена горючим материалом (обои). Двери кладовых, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г. Мурманска, не соответствуют пределу огнестойкости EI-30* (п.З ППБ-01-03, п. 5.14* СНиП 21-01-97*). В помещениях цокольного этажа, совмещенных с общей лестничной клеткой МДОУ №*** г. Мурманска, устроены склады горючих материалов и хозяйственные помещения. Несоблюдение требований пожарной безопасности, непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений создает реальную угрозу жизни, здоровью, воспитанников и их родителей, а также персонала образовательного учреждения, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса. На основании изложенного просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №*** г. Мурманска, Комитет по образованию администрации г. Мурманска в срок до *** устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать в группах (тупиковых), расположенных на втором этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, вторые эвакуационные выходы; хозяйственные помещения, расположенные в цокольном этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, изолировать от общей лестничной клетки образовательного учреждения; выполнить отделку стен в помещениях групп МДОУ №*** г. Мурманска негорючим материалом, в соответствии с требованиями п.7 ст. 134 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; оборудовать помещения кладовых, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г. Мурманска, дверями, соответствующими пределу огнестойкости EI-30*.

В судебном заседании представитель прокуратуры Первомайского округа г. Мурманска Почкина О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ГУ МЧС РФ по Мурманской области Тараникова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, представила отзыв на иск, из которого следует, что согласно п.6.12 СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф 1.1 (детские дошкольные учреждения), предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. Согласно п.40 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) в зданиях запрещается устраивать склады горючих материалов, размещать хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход не изолирован от общих л/клеток. Согласно п.7 ст. 134 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях детских дошкольных учреждений не допускается применять декоративно-отделочные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 (Г1,В1,ДЗ+,Т2). Двери кладовых, хозяйственных помещений должны иметь предел огнестойкости EI-30*. На основании изложенного, полагают, что заявленные требования прокурора Первомайского административного округа г.Мурманска о выполнении требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика МДОУ №***. Мурманска в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Представитель ответчика Комитета по образованию администрации г. Мурманска Ляхов С.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. Просит увеличить срок устранения выявленных нарушений требования пожарной безопасности до ***.

Представитель третьего лица Администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ГУ МЧС РФ по Мурманской области, представителя Комитета по образованию администрации г. Мурманска, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 г. (далее Закон, Федерального закона № 69 от 21.12.1994) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст.20 вышеназванного федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 г. предусмотрено, что собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В ходе проведения проверки, прокуратурой округа установлено, что в группах (тупиковых), расположенных на втором этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска отсутствуют вторые эвакуационные выходы.

Согласно п.п.6.12 требований государственных строительных норм и правил «Пожарной безопасности зданий и сооружений» ( СНиП 21- 01-97*) помещения класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

*** прокуратурой округа совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области в ходе надзорных мероприятий выявлено в деятельности МДОУ №*** г. Мурманска нарушения вышеназванных требований государственных строительных норм и правил «Пожарной безопасности зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*). Кроме того, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области в период с *** по ***, заведующей МДОУ №*** г. Мурманска ФИО1, выдано предписание (№*** от ***) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором указано о необходимости оборудования в группах (тупиковых), расположенных на втором этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, вторых эвакуационных выходов в срок до ***. Вышеназванные нарушения, до настоящего времени МДОУ №*** г. Мурманска не устранены.

Также в ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.7 ст. 134 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», отделка стен в группах МДОУ №*** г. Мурманска, выполнена горючим материалом (обои).

Тогда как согласно указанным требованиям в помещениях детских дошкольных учреждений не допускается применение декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем (Г1, В1, Д3+,Т2),. Двери кладовых, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г. Мурманска, не соответствуют пределу огнестойкости EI-30* (п.З ППБ-01-03, п. 5.14* СНиП 21-01-97*).

В помещениях цокольного этажа, совмещенных с общей лестничной клеткой МДОУ №*** г. Мурманска, устроены склады горючих материалов и хозяйственные помещения.

Согласно требованиям п. 40 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 (далее ППБ 01-03), в зданиях запрещается устраивать склады горючих материалов, размещать хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход не изолирован от общих лестничных клеток.

Из анализа вышеприведенных норм следует вывод, что несоблюдение требований пожарной безопасности, непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений создает реальную угрозу жизни, здоровью, воспитанников и их родителей, а также персонала образовательного учреждения МДОУ №*** г. Мурманска, ставит под угрозу безопасность образовательного процесса.

Статьей 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.21998 № 124 определено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст.51 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (далее по тексту Закон, Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 вышеназванного Закона учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Пунктом 1 ч.2 ст.32 Закона к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств

К полномочиям органов местного самоуправления п.4 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 относит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 3.13, 3.14 Положения о комитете по образованию г. Мурманска, утвержденного Постановления Администрации г. Мурманска № 359 от 03.03.2009 предусмотрено, что обязанность по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, а кроме того составление бюджетной росписи, распределение объемов финансирования расходов по подведомственным получателям бюджетных средств возложена на комитет по образованию г. Мурманска.

Согласно п. 1.2, 1.3 Положения о комитете по образованию г. Мурманска ( далее по тексту Комитет), утвержденного вышеназванным Постановлением Администрации г. Мурманска, Комитет является структурным подразделением администрации города и организует совместную деятельность со структурными подразделениями администрации города по вопросам обеспечения условий воспитания и содержания детей и школьников, охраны их здоровья, прав несовершеннолетних.

В соответствии с п. 1.4 Положения Комитет является юридическим лицом, финансируемым из бюджета г. Мурманска за счет средств муниципального образования г. Мурманска.

Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что МДОУ №*** г. Мурманска, комитетом по образованию г. Мурманска нарушено действующее законодательство о пожарной безопасности.

Суд полагает возможным продлить срок устранения нарушений требований пожарной безопасности до ***, представитель истца не возражал против продления данного срока.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, ее в силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ необходимо взыскать с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №*** г. Мурманска, Комитет по образованию администрации г. Мурманска в срок до *** устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать в группах (тупиковых), расположенных на втором этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, вторые эвакуационные выходы;

- хозяйственные помещения, расположенные в цокольном этаже здания МДОУ №*** г. Мурманска, изолировать от общей лестничной клетки образовательного учреждения;

- выполнить отделку стен в помещениях групп МДОУ №*** г. Мурманска негорючим материалом в соответствии с требованиями п. 7 ст. 134 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- оборудовать помещения кладовых, гладильной, прачечной, бельевой МДОУ №*** г. Мурманска, дверями, соответствующими пределу огнестойкости EI-30*.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад общеразвивающего вида №*** г. Мурманска расходы по уплате госпошлины в сумме 100 руб. в доход местного бюджета.

Взыскать с Комитета по образованию администрации г. Мурманска расходы по уплате госпошлины в сумме 100 руб. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.

Судья: Т.В.Канцерова