о признании жилого помещения утратившим статус специализированного (служебного) жилого помещения и понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения



Дело № 2-4148/12

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2012 года.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    25 октября 2012 года                    г. Мурманск     Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Рамазановой Г.И., при секретаре Казьминой Р.Т.,     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.С., Серковой Г.А., Серковой О.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании жилого помещения утратившим статус специализированного (служебного) жилого помещения и понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения,

У с т а н о в и л :

    Серков А.С. обратился с иском к Комитету имущественных отношений Администрации города Мурманска о признании жилого помещения по адресу: Адрес*** утратившим статус специализированного (служебного) жилого помещения и понуждении к заключению договора приватизации указанного жилого помещения.

    В обоснование иска указал, что он и члены его семьи были вселены в квартиру на основании служебного ордера №*** от ***, выданного ему администрацией города Мурманска как военнослужащему Министерства обороны. Он с семьей проживал в квартире с ***, другого жилого помещения не имеет, в приватизации он и члены его семьи не участвовали. Приказом Министерства обороны №*** от *** он был уволен с воинской службы в запас по состоянию здоровья, календарный срок службы 34 года, жильем обеспечен не был.

*** он и члены его семьи обратились в КИО с заявлением о приватизации, но им было отказано, с указанием, что служебные квартиры приватизации не подлежат. С указанным отказом не согласен, так как считает, что квартира утратила статус служебного жилого помещения в силу закона. С момента принятия решения о выделении их семье служебной квартиры до момента обращения в суд произошла смена собственника жилого помещения, квартира перешла в муниципальную собственность. Переход права собственности предполагает изменение статуса жилого помещения, к указанным помещениям применяется правовой режим, установленный для помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Серкова Г.А., Серкова О.А. вступили в дело в качестве соисцов, о чем судом вынесено определение.

В судебное заседание Серкова Г.А. и Серкова О.А. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании истец Серков А.С. исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что при увольнении со службы он не был обеспечен жильем.

Ответчик - представитель Комитета имущественных отношений г. Мурманска в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Представлен отзыв, из которого следует, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как квартира Адрес***, на основании имеющихся в Комитете документов, относится к служебным жилым помещениям, основания для передачи в собственность в порядке приватизации отсутствуют (л.д. ***).

    Представитель третьего лица – администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен №*** отдел ФГУ РУЖО( правоприемник ГУ «***», в чьем оперативном управлении находилась спорная квартира).

Представитель третьего лица - 4 отдел ФГУ РУЖО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц, в порядке заочного производства, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что решением исполкома Мурманского горсовета №*** от *** спорная квартира, находящаяся в оперативном управлении №*** отделения морской инженерной службе (ОМИС) Министерства Обороны была отнесена к категории служебных жилых помещений.

Как видно из материалов дела, Серкову А.С., как военнослужащему войсковой части №***, на основании служебного ордера от *** №***, выданного отделом по учету и распределению жилья администрации города Мурманска, было предоставлено на состав семьи из четырех человек жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес***.

На день рассмотрения дела в квартире по месту жительства постоянно зарегистрированы с *** Серков А.С., Серкова Г.А.- жена, Серкова О.А. -дочь.

Приказом Министерства обороны №*** от *** Серков А.С., был уволен с воинской службы и исключен из списков личного состава части в запас по состоянию здоровья, календарный срок службы 34 года, жильем обеспечен не был.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Частью 1 статьи 4 Закона о приватизации установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены служебные жилые помещения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее Правила).

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Из содержания пункта 14 следует, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (пункт 15).

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение в качестве служебного жилья предоставлено Серкову А.С. в связи с прохождением им военной службы в войсковой части №***, на основании служебного ордера от *** №***, выданного отделом по учету и распределению жилья администрации города Мурманска, изданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от *** №*** «Об обеспечении жилой площадью офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и военно-морского флота».

Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от *** №*** установлено, что жилая площадь, выделенная Министерству обороны СССР в домах исполкомов Советов депутатов трудящихся, министерств и ведомств, закрепляется за Министерством обороны СССР.

Следовательно, спорная квартира была закреплена за Министерством обороны СССР на праве оперативного управления, что также подтверждается решением исполкома Мурманского горсовета №*** от *** об отнесении жилого помещения к служебному жилью и передаче в оперативное управление №*** ОМИС.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные приложении № 3 к указанному Постановлению (в которое, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются муниципальную собственность городов и районов.

Выпиской из реестра муниципального имущества города Мурманска подтверждено, что спорное жилое помещение внесено в реестр муниципального имущества города Мурманска на основании Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (включен в «Перечень предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность города Мурманска» утвержденный постановлением малого Совета Мурманского городского Совета народных депутатов от 26 июня 1992 года № 16/89; в перечень жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности города Мурманска, утвержденный постановлением администрации города Мурманска от 17 февраля 1999 года № 575) и учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска (в перечне объектов недвижимого имущества (жилищного фонда), относящихся к собственности муниципального образования - город Мурманск), утвержденном решением Мурманского городского Совета от 30 мая 2005 года № 9-104.

Из анализа приведенных обстоятельств следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес*** находилось в государственной собственности, было закреплено за Министерством обороны СССР и при разграничении государственной собственности передано в установленном законом порядке в муниципальную собственность.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Указанные положения распространяются не только на жилые помещения, которые находились в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, но и на переданные в ведение органов местного самоуправления служебные жилые помещения.

Подтверждением тому, являются разъяснения, содержащиеся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года.

Согласно данным разъяснениям факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

При передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Ответчиком и администрацией города Мурманска не представлено доказательств, что после передачи жилья в муниципальную собственность собственником или органом, осуществляющим от его имени управление муниципальным жилищным фондом, принималось решение об отнесении спорной квартиры к служебному жилому помещению в порядке, установленном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 № 42.

Поскольку порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду после передачи квартиры в муниципальную собственность не соблюден и правовой режим служебного жилья установлен не был, жилое помещение не может использоваться в качестве служебного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что истцы ранее не пользовались своим правом на приватизацию

Отсутствие надлежащих документов о статусе жилого помещения не может препятствовать осуществлению истцами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация данных прав не должна быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

При изложенных обстоятельствах и в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцы вправе приобрести спорное жилое помещение в свою собственность.

На основании стат. 92,93 Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-234 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес***, утратившим статус служебного жилого помещения.

Обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска заключить с Серковым А.С., Серковой Г.А., Серковой О.А. договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес***.

Разъяснить ответчику, что он вправе в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения.

Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

    Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                  Г.И.Рамазанова