ст.5.59 КоАП РФ



12-16/2012

Р Е Ш Е Н И Е

г.Мурманск 23 января 2012 года

Судья Первомайского районного суда г.Мурманска Ухабова Н.Г.,

с участием: Щербина М.Г.,

рассмотрев жалобу Щербина М.Г., ***,

на постановление мирового судьи судебного участка №*** Первомайского административного округа г.Мурманска от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении должностного лица Щербина М.Г.,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением мирового судьи судебного участка №*** Первомайского административного округа г.Мурманска от *** Щербин М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе Щербин М.Г. не согласен с указанным постановлением, просит его отменить и прекратить производство по делу, поскольку, как должностное - директор Мурманского муниципального бюджетного учреждения «***» (далее Учреждение), не является субъектом вменяемого правонарушения. Вместе с тем, Учреждение также не отнесено к органам местного самоуправления, на которых распространяет своё действие Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года. Указывает, что ММБУ "***" создано лишь для представления интересов Администрации города Мурманска, как собственника жилых и нежилых помещений на территории города Мурманска, и какими-либо собственными полномочиями по решению вопросов местного значения не обладает.

В судебном заседании Шербин М.Г. поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене.

Диспозиция ст.5.59 КоАП РФ, по которой Щербин М.Г. привлечен к административной ответственности, предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст 5.39, 5.63 КоАП РФ.

Вина Щербина М.Г. в совершении указанного правонарушения не подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

     Исследованным доказательствам не дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности и достаточности для выводов о виновности Щербина М.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.

Действия Щербина М.Г. неверно квалифицированы по ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения.

Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закреплённого за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

В целях вышеназванных Федеральных законов, используются следующие основные термины.

Обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счётного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счётного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счётного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов принимают устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения, издают муниципальные правовые акты; создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казённых учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формируют и размещают муниципальный заказ.

По вопросам, отнесённым в соответствии со ст.ст.14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчёты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ст. 9.1, п.п. 1, 2 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12 января 1996 года, государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием, (автономные, бюджетные и казённые).

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного РФ или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно Уставу муниципального образования город Мурманск, в структуру органов местного самоуправления города входят:

- Совет депутатов муниципального образования город Мурманск - представительный орган города Мурманска;

- Глава муниципального образования город Мурманск - высшее должностное лицо г. Мурманска;

- администрация муниципального образования город Мурманск - исполнительно-распорядительный орган г.Мурманска;

- контрольный орган города Мурманска - контрольно- счетная палата города Мурманска.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется исключительно путём внесения изменений в настоящий Устав.

Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесённых к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области.

Администрация города, в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов города Мурманска, осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

Полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).

Согласно Положению "Об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Мурманска", утверждённого решением Мурманского городского Совета № 17-153 от 6 октября 1998 года, администрация города Мурманска осуществляет свои полномочия собственника через отраслевые и территориальные структурные подразделения.

Комитет имущественных отношений города Мурманска является органом, уполномоченным собственником на управление и распоряжение объектами муниципальной собственности.

Комитет имущественных отношений города Мурманска действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, Положением о комитете имущественных отношений города Мурманска, иными правовыми актами, а также в соответствии с приказами и распоряжениями председателя Комитета имущественных отношений города Мурманска. Приказы и распоряжения председателя комитета имущественных отношений города Мурманска, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех структурных подразделений администрации города Мурманска, муниципальных предприятий и учреждений. Приказы председателя комитета имущественных отношений города Мурманска, принятые в пределах его компетенции, изданные в отношении других организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и носящие индивидуальный характер, обязательны для исполнения указанными субъектами.

Формирование и ведение реестра муниципальной собственности, а также создание, реорганизация и ликвидация муниципальных унитарных предприятий, закрепление за ними имущества на праве хозяйственного ведения, заключение трудовых договоров с их руководителями являются основными направлениями деятельности Комитета имущественных отношений города Мурманска.

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных унитарных предприятий и учреждений осуществляется по решению администрации города Мурманска в порядке, установленном Советом депутатов города Мурманска.

Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения используют закреплённые за ними объекты муниципальной собственности в соответствии с заданиями собственника, задачами их деятельности, определёнными уставами (положениями), целевым назначением предоставленных для этих задач объектов муниципальной собственности.

В судебном заседании установлено, что Учреждение создано на основании постановления Администрации города Мурманска №*** от ***, его учредителем является Комитет имущественных отношений города Мурманска.

Согласно Уставу Учреждения, оно является некоммерческой организацией, финансируемой за счёт средств бюджета города Мурманска, и создано в целях представления интересов муниципального образования город Мурманск, как собственника жилых и нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах на территории города, организации мониторинга технического состояния жилищного фонда города Мурманска, информирования населения о качестве его обслуживания управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, а также в целях развития самоуправления в жилищной сфере, повышения эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания в городе Мурманске.

Свою деятельность Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством РФ, нормативно-правовыми актами Мурманской области и Администрации города Мурманска, Уставом, обеспечивает выполнение в полном объёме и надлежащим образом выданных заданий Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска, а также утверждённые в установленном порядке плановых мероприятий.

Выданная Администрацией города Мурманска Учреждению доверенность, уполномочивает Учреждение в лице Щербина М.Г. представлять интересы муниципального образования город Мурманск, как собственника муниципальных жилых и нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах города Мурманска

Согласно п.п. 5.2, 5.3 и 5.4 Устава, высшим органом управления Учреждением является Комитет по жилищной политике Администрации города Мурманска, к ведомственной политике которого относится Учреждение. Текущее руководство деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения.

Назначение на должность и освобождение от должности директора Учреждения осуществляет глава муниципального образования город Мурманск по представлению Учредителя на основании предложений высшего органа управления. Права и обязанности директора, условия оплаты труда, а также основания для расторжения трудовых отношений регламентируются трудовым договором, заключаемым с ним Учредителем по согласованию с высшим органом управления.

Согласно положениям заключённого между Комитетом имущественных отношений города Мурманска и Щербиным М.Г. трудового договора, настоящий трудовой договор регулирует трудовые и иные отношения между Щербиным М.Г. и Комитетом, возникшие в результате назначения на должность директора ММБУ "***", и каких-либо оснований, позволяющих отнести Щербина М.Г. к категории муниципальных служащих, не содержит.

Исходя их вышесказанного, суд приходит к выводу, что Учреждение не является органом местного самоуправления, то есть органом, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, поскольку выступает лишь представителем Администрации города Мурманска, в лице Комитета имущественных отношений города Мурманска, наделённого такими полномочиями, директор ММБУ "***", как руководитель Учреждения, не является лицом, выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, следовательно, отношения между Учреждением и гражданами РФ не регулируются положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года, что говорит об отсутствии в действиях Щербина М.Г., как директора ММБУ "***", состава вменяемого ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №*** Первомайского административного округа г.Мурманска от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении Щербина М.Г. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - прекращению, в связи с отсутствием в действиях директора ММБУ "***" Щербина М.Г. состава административного правонарушения.

Кроме того, в тексте постановления мирового судьи указана неверно фамилия лица, привлекаемого к административной ответственности Щербина, в резолютивной части постановления указана фамилия Щирбина, в то время как в действительности его фамилия Шербин, что также является основанием отмены указанного постановления.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

    Постановление мирового судьи судебного участка №*** Первомайского административного округа г.Мурманска от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении Щербина М.Г. отменить, производство по делу об административном правонарушении о привлечении директора ММБУ "***" Щербина М.Г. к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, - прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Судья Н.Г. Ухабова