Статья 16.1 часть 3 КоАП РФ



Дело № 5-184/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Мурманск                                                                15 июля 2011 года                          

Судья Первомайского районного суда г.Мурманска Ухабова Н.Г.,

с участием: представителя ООО «***» ФИО1,

представителя Мурманской таможни - уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований ФИО2,

рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, и другие материалы в отношении

ООО «***», ***,

     У С Т А Н О В И Л:

*** в Первомайский районный суд г.Мурманска поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении ООО «***» (далее Общество), составленный по факту сообщения таможенному органу недостоверных сведений о весе товаров при прибытии на таможенную территорию Адрес***.

Из представленных материалов следует, что *** в Адрес*** прибыло судно «***», судовладельцем которого является Общество, с грузом *** рыбопродукции, поступившей в адрес ЗАО «***».

На вышеуказанную рыбопродукцию *** перевозчиком (ООО «***») на т/п Адрес*** представлены генеральная, грузовая декларации и коносамент №*** от ***, в которых указана рыбопродукция различного наименования в количестве 7061 мест, общим весом нетто - 146 991,34 кг/ брутто - 153 748,31 кг.

*** проведен осмотр холодильника ООО "***", в который была выгружена с судна данная рыбопродукция. В ходе осмотра выявлены не заявленные перевозчиком в вышеуказанных коносаменте и декларациях излишки рыбопродукции, а именно:

- филе трески ***, общим весом нетто - 2165,58 кг/ брутто - 2273,86 кг;

- филе трески ***, общим весом нетто - 1184,94 кг/ брутто - 1244,19 кг.

*** по факту сообщения таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Адрес*** должностным лицом Мурманской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №*** по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ в отношении Общества.

Представитель Общества Мамонов А.П. в судебном заседании согласился с изложенным в протоколе об административном правонарушении, ранее ООО «***» к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства не привлекалось, ходатайствовал о назначании минимального наказания.

В судебном заседании представитель Мурманской таможни ФИО2 полагал вину ООО «***» доказанной материалами дела.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, судья приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд квалифицирует действия ООО «***» по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.158 ТК ТС, перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза, путем предоставления документов и сведений, предусмотренных ст.159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка.

В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 159 ТК ТС, при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза (при международной перевозке водными судами) перевозчик представляет, в том числе, общую декларацию, декларацию о грузе, декларацию о судовых припасах, декларацию о личных вещах экипажа судна.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС, декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии с п. 1 ст.186 ТК ТС, декларантом может быть лицо государства - члена таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Согласно ст.179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.

Согласно ст.189 ТК ТС, декларант несет ответственность, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст.188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Единообразные правила, касающиеся коносамента (договор морской перевозки), установлены Международной конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 года, РФ присоединилась к указанной конвенции, измененной Протоколом от 23 февраля 1968 года, Федеральным законом от 06 января 1999 года N 17-ФЗ.

В соответствии с указанной Конвенцией ни перевозчик, ни капитан, ни агент перевозчика не обязан объявлять или указывать в коносаменте марки, число мест, количество или вес, которые, как он имеет серьезное основание подозревать, не точно соответствует грузу, в действительности принятому им, или которые он не имеет возможности проверить разумными средствами.

Согласно п.1 ст.142 Кодекса торгового мореплавания РФ, коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, и должен содержать данные, указанные в подп.3 - 8 п. 1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ, в том числе, наименование груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество, при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем. По соглашению сторон в коносамент могут быть включены оговорки.

Учитывая, что положениями Конвенции и Кодекса торгового мореплавания РФ предусмотрено, что перевозчик оформляет коносамент исключительно по данным, представленным грузоотправителем, при этом несет ответственность за сохранность и целостность груза, указанными нормативно-правовыми актами перевозчику в качестве страховки предоставлено право вносить в коносамент соответствующие оговорки.

Так, положениями ст.16 Конвенции и п.1 ст.145 Кодекса торгового мореплавания РФ в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

При этом из указанных формулировок однозначно следует, что если в оговорке на коносаменте не имеется конкретных указаний перевозчика на имеющиеся у него основания предполагать, что данные грузоотправителя о количестве погруженного на борт товара не соответствуют фактическим, то, следовательно, оговорка, что эти сведения перевозчику не известны, свидетельствует о том, что он не имел возможности их проверить.

В судебном заседании установлено, что в результате осмотра, выявлены расхождения сведений о фактически выгруженном товаре со сведениями, заявленными таможенному органу в коносаменте №*** от ***, в частности, выявлены излишки следующей рыбопродукции:

- филе трески ***, общим весом нетто - 2165,58 кг/ брутто - 2273,86 кг;

- филе трески ***, общим весом нетто - 1184,94 кг/ брутто - 1244,19 кг.

Оговорки, согласно положениям ст.16 Конвенции и п.1 ст.145 Кодекса торгового мореплавания РФ, в коносамент не вносились.

Указанное также подтверждается:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***;

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ***;

- генеральной и грузовой декларациями от ***;

- коносаментом №*** от ***;

- протоколом об аресте товаров от ***;

- письмом ЗАО «***» от ***, согласно которому факт правонарушения и вина в нем Общества не оспаривается. Основанием, послужившим заявлению недостоверных сведений о весе декларируемого товара, указывается техническая ошибка лиц, ответственных за контроль при осуществлении перегрузки рыбопродукции.

Как следует из письма, поступившего в адрес Мурманской таможни из ЗАО «***» ***, проведенным служебным расследованием установлены ответственные лица, осуществлявшие контроль за перегрузкой рыбопродукции. В данном случае ошибка носила непреднамеренный характер, и связана с неблагоприятными погодными условиями в море, пересменками при выгрузке. Учитывая, что на борту *** после выгрузки на т/х «***» в трюмах оставалась рыбопродукция, визуально определить излишне перегруженную рыбопродукцию было невозможно. Прямого умысла на сокрытие рыбопродукции у собственника товара в действиях ответственных лиц не установлено. Вместе с тем, к ним применены меры материальной и дисциплинарной ответственности.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу п. 3 ст.10 Гражданского кодекса РФ, закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с положением Стандарта 5.3 Приложения 1 к Конвенции, в случае обнаружения ошибок в предусмотренных Приложением 1 документах, подписанных судовладельцем, капитаном или от их имени, никакие штрафы не должны налагаться до тех пор, пока не будет предоставлена возможность убедить государственные власти в том, что эти ошибки являются неумышленными, не имеют серьезного значения, не являются следствием постоянной небрежности и допущены без намерения нарушить законы или правила.

Указанных обстоятельств, при рассмотрении таможенным органом дела об административном правонарушении, а равно в ходе судебного разбирательства, не установлено.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.

Перевозчик при принятии товара к перевозке не внес в товаро-транспортные документы *** 3268, 8 кг, согласно пояснениям, произошла техническая ошибка. Вместе с тем, суд находит, что при должной степени заботливости и добросовестности, Общество могло и должно было обнаружить излишки и внести их в товаро-транспортные документы.

Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, тот факт, что ООО «***» ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.16.1, 3.5, 29.9, 29.10, КоАП РФ,

                                                     П О С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «***» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Товар: - филе трески ***, общим весом нетто - 2165,58 кг/ брутто - 2273,86 кг;

- филе трески ***, общим весом нетто - 1184,94 кг/ брутто - 1244,19 кг, находящийся на ответственном хранении в ООО «***» по адресу: Адрес***, передать собственнику - ЗАО «***» после завершения таможенного оформления рыбопродукции.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья                                                                                    Н.Г. Ухабова