Статья 16.2 часть 1 КоАП РФ



Дело № 5-189/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 августа 2011 года                               г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Маляр А.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Лямина А.А., ***,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Лямин А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, при следующих обстоятельствах.

*** в ходе проведения должностными лицами таможенного поста Адрес*** Мурманской таможни таможенного контроля в виде таможенного досмотра товаров, перемещаемых Ляминым А.А., прибывшим авиарейсом №*** из Адрес*** в Адрес*** на воздушном судне, принадлежащем авиакомпании ЗАО «***», в сопровождаемом багаже была обнаружена алкогольная продукция общим объемом 6 литров.

Ляминым А.А. каких-либо документов, подтверждающих, что им был задекларирован по установленной письменной форме товар, ввозимый с превышением нормы перемещения товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, должностным лицам таможенного поста *** Мурманской таможни представлено не было.

Лямин А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не представил.

         Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Лямина А.А.

         Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья считает вину Лямина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной по следующим основаниям.

Вина Лямина А.А. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- актом таможенного досмотра №*** от ***, согласно которому в результате таможенного досмотра багажа Лямина А.А. обнаружен товар: виски *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр - 2 шт. ***; виски *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр *** - 1 шт.; ром ***, в бутылке ёмкостью 1 литр - 1 шт.; ликёр «***» *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр - 2 шт. (л.д. 5-6);

- протоколом изъятия вещей и документов от ***, согласно которому у Лямина А.А. изъят следующий товар: виски *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр - 2 шт. ***; виски *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр *** - 1 шт.; ром *** в бутылке ёмкостью 1 литр - 1 шт.; ликёр *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр - 2 шт. (л.д. 12-13);

- протоколами опроса Лямина А.А. от *** и ***, согласно которым ввозимую на Адрес*** алкогольную продукцию общим объёмом 6 литров он приобрел для личных целей в Адрес***. Административное правонарушение совершил в связи с незнанием таможенного законодательства. В случае беспошлинного ввоза алкогольных напитков хотел бы провезти виски «***» 2 литра и виски «***» 1 литр. Свою вину в недекларировании товаров признает (л.д. 15-16, 23-24);

- служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости №*** от ***, согласно которой таможенная стоимость товаров составляет 5079 рублей 43 копейки, из которых: виски «***» в *** бутылке, ***, 1 л (2 шт.) - 1785 рублей 74 копейки; виски «***» в *** бутылке *** 1 л (1 шт.) - 1269 рублей 86 копеек; ром «***» в *** бутылке, ***, 1 л (1 шт.) - 595 рублей 25 копеек; ликёр «***» в *** бутылке, ***, 1 л (2 шт.) - 714 рублей 29 копеек (л.д. 38);

- протоколом опроса сотрудника таможенного поста *** Мурманской таможни ФИО1 от ***, согласно которому при прохождении таможенного контроля Лямин А.А. не подавал пассажирскую декларацию, и не заявлял о наличии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. При осмотре багажа Лямина А.А. были обнаружены спиртные напитки общим объёмом 6 литров. Лямин А.А. пояснил, что перемещал спиртные напитки в личных целях и о правилах их перемещения знал частично. Возможность произвести декларирование перемещаемых товаров в установленном порядке у Лямина А.А. была (л.д. 43-46).

В силу требований ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 8 международного Соглашения от 18.06.2010 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее по тексту Соглашение) таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Нормы перемещения товаров (алкогольной продукции) с освобождением от уплаты таможенных платежей установлены приложением 3 к Соглашению, в соответствии с которым допускается перемещение через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей алкогольных напитков в количестве не более 3 литров на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

В силу п.3.4 приложения 2 к Соглашению в перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу любым способом на таможенную территорию таможенного союза входит товар - этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, запрещенные к ввозу на территорию таможенного союза. Общий объем незадекларированной алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию гражданином Ляминым А.А., составил 6 литров.

Часть 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.4 указанного кодекса.

         Таким образом, вина Лямина А.А. установлена и доказана, Лямин А.А. совершил административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         При определении предмета административного правонарушения судья учитывает следующее.

Положения ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверялись Конституционным Судом РФ на соответствие положениям Конституции РФ, и по результатам рассмотрения принято постановление от 13.07.2010 № 15-П.

Анализируя положения таможенного законодательства РФ, а также нормы международного права, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на таможенную территорию РФ товаров, в том числе для личного использования, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров, отражающей затраты декларанта на их приобретение.

В Постановлении Конституционного суда от 27.05.2008 № 8-П не соответствующими Конституции РФ были признаны положения ч. 1 ст. 188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу РФ незадекларированной или недостоверно задекларированной иностранной валюты и (или) валюты РФ в крупном размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в РФ без письменного декларирования.

С учетом указанных положений, Конституционным Судом РФ сделан вывод о том, что у участников соответствующих правоотношений имеются все основания полагать, что противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения товаров и потому влекущим применение мер государственного принуждения, является сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием перемещение только той части товаров, количество которого, превышает разрешенный к ввозу без декларирования.

В вышеуказанных постановлениях Конституционного Суда РФ не рассматривался вопрос о превышении количественных ограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Вместе с тем, учитывая, что приложение к Соглашению предусматривает ограничение как по таможенной стоимости товаров, так и по их весу, количеству, то указанные Конституционным Судом РФ подходы к оценке применимости положений ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению не только в части превышения стоимостных ограничений, но и к превышению ограничений по весу и количеству перемещаемых товаров.

При таких обстоятельствах, предметом административного правонарушения может быть признан лишь товар в части превышения стоимостных, весовых и (или) объемных ограничений.

        Из показаний Лямина А.А. от *** следует, что тот в случае беспошлинного ввоза алкогольных напитков хотел бы провезти виски «***» 2 литра и виски «***» 1 литр (л.д. 23-24).

         Таким образом, предметом правонарушения по делу об административном правонарушении является следующий товар: ром ***, в бутылке ёмкостью 1 литр - 1 штука; ликёр *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр - 2 штуки.

         Принимая во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, то, что Лямин А.А. ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался, вину признал, судья считает возможным ограничиться назначением наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

         Лямина А.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения, а именно: рома *** в бутылке ёмкостью 1 литр в количестве 1 (одной) штуки; ликёра *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр в количестве 2 (двух) штук, хранящихся в камере хранения вещественных доказательств Мурманской таможни по адресу: Адрес*** (л.д. 14).

Товары, изъятые по делу об административном правонарушении: виски *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр в количестве 2 (двух) штук ***; виски *** в *** бутылке ёмкостью 1 литр *** в количестве 1 (одной) штуки, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Мурманской таможни по адресу: Адрес*** (л.д. 14), вернуть по принадлежности законному владельцу Лямину А.А. после таможенного оформления.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья                        подпись                                              А.А. Маляр