Статья 16.2 часть 1 КоАП РФ



Дело № 5-210/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 августа 2011 года                  г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Маляр А.А.,

при секретаре Сотник Н.Н.,

с участием Гречиной Н.В.,

представителя Мурманской таможни ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Гречиной Н.В., ***,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Гречина Н.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, при следующих обстоятельствах.

*** в ходе проведения должностными лицами таможенного поста Адрес*** Мурманской таможни таможенного контроля в виде таможенного досмотра товаров, перемещаемых Гречиной Н.В., прибывшей *** в 15 часов 25 минут рейсом №*** из Адрес*** в Адрес*** на воздушном судне, ***, в сопровождаемом багаже были обнаружен табак общим весом 696,48 грамм брутто.

Гречиной Н.В. каких-либо документов, подтверждающих, что ею был задекларирован по установленной письменной форме товар, ввозимый с превышением нормы перемещения товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, должностным лицам таможенного поста *** Мурманской таможни представлено не было.

Гречина Н.В. в судебном заседании пояснила, что вину в совершении административного правонарушения признает, не задекларировала табачные изделия в связи с незнанием требований Таможенного законодательства в этой части. Ранее к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области Таможенного законодательства не привлекалась.

Представитель Мурманской таможни ФИО1 в судебном заседании пояснил, что ароматизированная растительная меласса ***, упакованная в *** коробку ***, не содержащая табака и никотина, согласно определению таможенного органа возвращена Гречиной Н.В.

         Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, судья считает вину Гречиной Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной по следующим основаниям.

Вина Гречиной Н.В. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- актом таможенного досмотра №*** от ***, согласно которому в результате таможенного досмотра в багаже Гречиной Н.В. обнаружены коробки, в которых, *** находится табак: *** коробка с надписью: "***" - 2 штуки, вес брутто 276,85 грамм; *** коробка с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 139,38 грамм; *** коробка с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 142,06 грамм; *** коробка с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 138,19 грамм; *** коробка с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 149,12 грамм (л.д. 8-9);

- протоколом изъятия вещей и документов от ***, *** (л.д. 10-12);

- протоколом опроса Гречиной Н.В. от ***, согласно которому обнаруженные у неё в Адрес*** при прохождении таможенного контроля шесть пачек табака общим весом 845,6 г брутто она привезла из Адрес*** для личных целей. Не задекларировала их в связи с незнанием таможенного законодательства. Признаёт себя виновной в недекларировании товара, в содеянном раскаивается (л.д. 14-15);

- заключением эксперта №*** от ***, *** (л.д.27-32);

- служебной запиской №*** от ***, согласно которой таможенная стоимость товаров составляет: табак *** (2 штуки) - 167 рублей 88 копеек; табак *** (1 штука) - 83 рубля 94 копейки; табак *** (1 штука) - 83 рубля 94 копейки; табак *** - 83 рубля 94 копейки; растительная масса *** - 83 рубля 94 копейки (л.д. 42);

- решением о выдаче изъятого товара от ***, согласно которому мера обеспечения в виде изъятия товара - ароматической травяной мелассы ***, в связи с тем, что последняя не содержит табака, отменена, указанный товар решено выдать Гречиной Н.В. или иному уполномоченному Гречиной Н.В. лицу (л.д. 52).

В силу требований ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 8 международного Соглашения от 18.06.2010 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее по тексту Соглашение) таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Нормы перемещения товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей установлены приложением 3 к Соглашению, в соответствии с которым допускается перемещение через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей табака и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 грамм табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов, в расчёте на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Общий вес незадекларированного табака, ввозимого в Российскую Федерацию гражданкой Гречиной Н.В., составил 696,48 грамм брутто.

Часть 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.4 указанного кодекса.

         Таким образом, вина Гречиной Н.В. установлена и доказана, Гречина Н.В. совершила административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         При определении предмета административного правонарушения судья учитывает следующее.

Положения ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверялись Конституционным Судом РФ на соответствие положениям Конституции РФ, и по результатам рассмотрения принято постановление от 13.07.2010 № 15-П.

Анализируя положения таможенного законодательства РФ, а также нормы международного права, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на таможенную территорию РФ товаров, в том числе для личного использования, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров, отражающей затраты декларанта на их приобретение.

В Постановлении Конституционного суда от 27.05.2008 № 8-П не соответствующими Конституции РФ были признаны положения ч. 1 ст. 188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу РФ незадекларированной или недостоверно задекларированной иностранной валюты и (или) валюты РФ в крупном размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в РФ без письменного декларирования.

С учетом указанных положений Конституционным Судом РФ сделан вывод о том, что у участников соответствующих правоотношений имеются все основания полагать, что противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения товаров и потому влекущим применение мер государственного принуждения, является сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием перемещение только той части товаров, количество которого, превышает разрешенный к ввозу без декларирования.

В вышеуказанных постановлениях Конституционного Суда РФ не рассматривался вопрос о превышении количественных ограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Вместе с тем, учитывая, что приложение к Соглашению предусматривает ограничение как по таможенной стоимости товаров, так и по их весу, количеству, то указанные Конституционным Судом РФ подходы к оценке применимости положений ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению не только в части превышения стоимостных ограничений, но и к превышению ограничений по весу и количеству перемещаемых товаров.

При таких обстоятельствах, предметом административного правонарушения может быть признан лишь товар в части превышения стоимостных, весовых и (или) объемных ограничений.

        Из материалов дела об административном правонарушении следует, что от Гречиной Н.В. поступило заявление в Мурманскую таможню, согласно которому она хотела бы ввезти табак *** в количестве 2 упаковок, весом брутто/нетто 142/120,2 грамма (л.д. 53).

         Согласно заключению эксперта №*** от ***, общий вес нетто двух коробок табака *** составляет 240,51 грамма (л.д. 27-33).

         Таким образом, предметом административного правонарушения является: табак *** - 1 упаковка, "***" - 1 упаковка, "***" - 1 упаковка.

Принимая во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, то, что Гречина Н.В. ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалась, вину признала, в содеянном раскаялась, судья считает возможным ограничиться назначением наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Гречину Н.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть её административному наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения, а именно: *** коробки с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 139,38 грамм; *** коробки с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 142,06 грамм; картонной коробки с надписью: "***" - 1 штука, вес брутто 138,19 грамм, хранящиеся в камере хранения Мурманской таможни по акту приема-передачи имущества на хранение от *** (л.д. 13).

         Товары, изъятые по делу об административном правонарушении: *** коробку с надписью: "***" - 2 штуки, вес нетто 240,51 грамма, хранящуюся в камере хранения Мурманской таможни по акту приема-передачи имущества на хранение от *** (л.д. 13), вернуть по принадлежности законному владельцу Гречиной Н.В. после таможенного оформления.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья:                                                                                                            А.А. Маляр