2-1355/2010 о признании бездействия администрации незаконным



Дело № 2-1355/2010

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

09 августа 2010 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коцур Т.Н.,

при секретаре Леготкиной В.А.,

с участием помощника прокурора Пермского района Сапожниковой Л.С.,

представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,

представителей третьих лиц Ощепковой Н.А, Шиховой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Пермского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Пермского муниципального района, об обязании обеспечить денежными средствами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пермского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Пермского муниципального района, об обязании обеспечить денежными средствами.

В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Пермского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что администрация Пермского муниципального района, являясь учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», допускает нарушения требований действующего законодательства. В апреле 2009 года заместителем начальника 18 ОГПН Пермского района Жебряковым А.В. проведена проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности на территории МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» с. Гамово Пермского района. В ходе данной проверки было выявлено 83 нарушения выше указанного законодательства в данном учреждении, в связи с чем, Госпожнадзором было выдано предписание Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года, в котором было указано, что во втором квартале 2009 года Госпожнадзором будет проведена внеплановая проверка по устранению нарушений законодательства по пожарной безопасности. Дата обезличена года начальником 18 ОГПН Пермского района подполковником внутренней службы Козловым А.В. совместно с прокуратурой района проведена внеплановая проверка по вопросам исполнения в установленный срок выше указанного предписания МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» Пермского района. В ходе данной проверки было установлено, что из 83 пунктов предписания Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года по устранению нарушений требований пожарной безопасности в выше указанном учреждении устранено лишь 44 пункта, однако согласно предписания данные нарушения необходимо было устранить до Дата обезличена года, что является нарушением федерального законодательства. Данным учреждением нарушаются требования ст. 37 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О пожарной безопасности» и требования п.10 Приказа МЧС РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Причиной неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности, является отсутствие финансирования со стороны органов местного самоуправления, часть выявленных нарушений устранена за счёт личных средств и за счет спонсоров. Согласно п. 8.1. Устава деятельность МДОУ финансируется в соответствии с действующим законодательством РФ, однако администрация Пермского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение выше указанных нарушений. В силу ч.2 ст. 4 Федерального закона от Дата обезличена г. Ш24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», не исполняя предписания контролирующего государственного органа, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

С учетом изложенного, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей. Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Исходя из положений п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Просит признать незаконными бездействие администрации Пермского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», направленных на устранение нарушений, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года. Обязать администрацию Пермского муниципального района обеспечить МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года.

Помощник Прокурора Пермского района Сапожникова Л.С. в судебном заседании доводы искового заявления подтвердила, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Ядгарова Л.И. в судебном заседании не согласилась с заявленными исковыми требованиям, пояснила, что бюджет района закладывается на три года. Заранее не было известно о нарушениях требований пожарной безопасности, поэтому и деньги на эти нужды не заложены. Для устранения недостатков выделяются по мере возможности. Таким образом, считает, что бездействия нет. Часть нарушений устранена за счет выделенных средств.

Представитель третьего лица Шихова Е.П. в судебном заседании пояснила, что бездействия администрации Пермского муниципального района нет, поскольку для устранения нарушений требований пожарной безопасности на 2010 год, было выделено 80 млн. рублей. 12 пунктов предписания Госпожнадзора не возможно выполнить в связи с техническими характеристиками здания детского сада.

Представитель третьего лица Ощепкова Н.А. в судебном заседании пояснила, что согласна с позицией прокурора. К начальнику отдела образования Пермского района о выделении денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности обращалась устно. Часть нарушений устранена за счет спонсорских денег и средств детского сада. Некоторые пункты предписания устранить невозможно.

Выслушав помощника прокурора Пермского района, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствие с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобре­ло особое общественное значение.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении Номер обезличенП от Дата обезличена года, прокурор, обращаясь с заявлением с суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется сущест­вующими процессуальным правами.

Состав и число учащихся муниципального дошкольного образовательного учреждения «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», не является постоянным в разные периоды времени. Кроме того, на территории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» могут находиться и иные, кроме учащихся, лица, а именно, сотрудники учреждения, родители учащихся (законные представители) и т.д. Следовательно, при подаче иска невозможно точно установить круг лиц, которые должны быть привлечены в качестве истцов для участия в деле.

Таким образом, обращаясь с соответствующим заявлением в суд, прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему феде­ральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

В апреле 2009 года заместителем начальника 18 ОГПН Пермского района Жебряковым А.В. проведена проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности на территории МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» с. Гамово Пермского района. В ходе данной проверки было выявлено 83 нарушения противопожарной безопасности в данном учреждении, в связи с чем, Госпожнадзором было выдано предписание Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года, указана дата устранения нарушений Дата обезличена года л.д. 7-13).

Объяснением заведующей МДОУ «Гамовский детский сад» Ощепковой Н.А. от Дата обезличена года, подтверждается, что часть выявленных нарушений противопожарной безопасности по предписанию Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года исправлены. При получении предписания она устно обращалась в Управление образования Пермского района по вопросу финансирования мероприятий по устранению указанных нарушений. Предписание направлено в Управление образования Пермского района, однако денежные средства в 2009 году не выделены л.д. 14-19).

Дата обезличена года начальником 18 ОГПН Пермского района подполковником внутренней службы Козловым А.В. проведена внеплановая проверка по вопросам исполнения в установленный срок выше указанного предписания МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» Пермского района. В ходе данной проверки было установлено, что из 83 пунктов предписания Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года по устранению нарушений требований пожарной безопасности в выше указанном учреждении устранено лишь 44 пункта, однако согласно предписанию данные нарушения необходимо было устранить до Дата обезличена года л.д. 20-23).

Пунктами 4, 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) предусмотрено, что руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, проти­вопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организа­ции обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабаты­вать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организа­ций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в преде­лах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответствен­ность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Из пояснений заведующей МДОУ «Гамовский детский сад» Ощепковой Н.А., судом установлено, что часть нарушений пожарной безопасности по предписанию Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года, устранено за счет спонсорских денег и средств детского сада. Органами местного управления финансирование выявленных нарушений не производилось.

Установленные обстоятельства представителем ответчика, представителем третьих лиц не опровергнуты, документального подтверждения предоставления, органами местного самоуправления финансирования на устранение нарушений пожарной безопасности по предписанию Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года, не представлено.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Пермского края; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен «Об образовании».

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

Согласно пункту 1.6 Устава МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» является юридическим лицом, учредителем которого, в соответствии с пунктом 1.4 Устава, является администрация муниципального образования «Пермский муниципальный район». Согласно пункту 8.1 Устава деятельность МДОУ финансируется в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», не исполняя предписания контролирующего государственного органа, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, указанным законодательством Российской Федерации, Уставом МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», подтверждается, что обязанность по финансированию учреждения возложена на учредителя – администрацию муниципального образования «Пермский муниципальный район».

Выявленное Дата обезличена года начальником 18 ОГПН Пермского района подполковником внутренней службы Козловым А.В. в ходе внеплановой проверки по вопросам исполнения в установленный срок предписания Номер обезличенНомер обезличен от Дата обезличена года, выданного МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» Пермского района, лишь частичное устранение нарушений (по предписанию от Дата обезличена года) свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления.

Выявленное бездействие нарушает право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, предусмотренное статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности». Выявленное бездействие в нарушение части 1 статьи 51 Федерального закона «Об образовании» препятствует образовательному учреждению создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлен факт бездействия администрации Пермского муниципального района, указанные обстоятельства не опровергнуты, подтверждаются пояснениями сторон, документами, имеющимися в материалах дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Пермского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными бездействие администрации Пермского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида», направленных на устранение нарушений указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года.

Обязать администрацию Пермского муниципального района обеспечить МДОУ «Гамовский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года.

На решение суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Т.Н. Коцур

Справка

Мотивированное решение составлено 12 августа 2010 года.

Судья Т.Н. Коцур

Решение суда не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200