№2-1809/10 о признании незаконным бездействия администрации



Дело № 2-1809/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2010 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Безматерных О.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием пом. прокурора Нартымова А.М., представителей заинтересованного лица Голубцова Н.В., Разумовой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о признании незаконным бездействие администрации ЗАТО Звездный,

УСТАНОВИЛ:

Пермский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации ЗАТО Звездный, указав, что Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по поручению прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения законодательства при отчуждении и перепрофилировании дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей. В ходе проверки установлено, что местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не обеспечены 111 детей, что противоречит законодательству. В соответствии со ст. 43 КРФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании», п. 13 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация представления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В силу п.3 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципального образования наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Администрация ЗАТО Звездный согласно ч.1 ст. 35 Устава МО ЗАТО Звездный является исполнительно-распорядительным органом МО, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по формированию сети дошкольных образовательных учреждений возложена на администрацию ЗАТО Звездный. Несмотря на то, что на территории МО наблюдается очередность в дошкольные образовательные учреждения, т.е. нарушаются права несовершеннолетних на получение доступного и бесплатного дошкольного образования, со стороны администрации ЗАТО Звездный мер не принято, хотя в собственности МО имеются два здания, использовавшиеся ранее как детские сады. Также нарушены интересы РФ, т.к. не обеспечивается единообразное применение федеральных законов. Просит признать незаконным бездействие администрации ЗАТО при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Обязать администрацию ЗАТО Звездный в срок до 01.01.2011 года организовать на территроии МО ЗАТО Звездный дошкольное образовательное учреждение на 120 мест.

Пом. прокурора Нартымов А.М. в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в заявлении, уточнив второй пункт требования, просил возложить на администрацию ЗАТО Звездный обязанность устранить в полном объеме нарушение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в срок до 01.01.2011 г.

Представитель заинтересованного лица Голубцов Н.В. с заявлением прокурора не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление прокурора.

Представитель заинтересованного лица Разумова И.Д. с заявленными требования не согласилась, пояснив, что администрацией принимаются все возможные меры для создания детского сада, на сегодняшний день только 6 детей не обеспечены местами в детский садик.

Суд, заслушав пом. прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч.1 ст.44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в т.ч. организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Администрация ЗАТО Звездный согласно Устава МО ЗАТО Звездный является исполнительно-распорядительным органом МО, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по формированию дошкольных образовательных учреждений возложена на администрацию ЗАТО Звездный.

Как следует из письма Пермскому прокурору по надзору за соблюдением законов на особо режимных объектах в ЗАТО Звездный по данным на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечены местами в муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждениях 111 детей, из ни 61 ребенок, родители которых являются получателями пособия в рамках реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения». Отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей в ЗАТО Звездный с 1985 года не проводилось (л.д.3).

Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Звездный предусмотрено, что комплектование МДОУ осуществляется комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Звездный в соответствии с Порядком работы Комиссии, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Звездный (п.2.1.). Родители подают в администрацию ЗАТО Звездный заявление на предоставление места в муниципальном дошкольном учреждении ЗАТО Звездный по установленной форме и предоставляют сведения о месте жительства в ЗАТО Звездный, о регистрации по месту жительства (п.2.2.). Заявления учитываются специалистами отдела социального заказа администрации ЗАТО Звездный в журнале учета заявлений на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Звездный (п.2.3). Регистр детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения формируется специалистами отдела на электронном и бумажном носителях по установленной форме (п.2.4.) (л.д.22-32).

Согласно соглашения № о совместной деятельности, направленной на реализацию пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», заключенного между Министерством образования а администрацией ЗАТО Звездный, предметом настоящего соглашения является деятельность сторон по реализации пилотного проекта Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения». Софинансирование пилотного проекта осуществляется за счет средств бюджета Пермского края и местного бюджета. Объем софинансирования пилотного проекта из бюджета Пермского края составляет 1150 рублей ежемесячно на каждого ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение. Согласно п.2.2. указанного соглашения администрация ЗАТО Звездный: формирует и предоставляет в Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам реестр получателей пособий в порядке, утвержденном постановлением; осуществляет предоставление пособий за счет средств бюджета администрации ЗАТО Звездный в порядке, утвержденном Постановлением и правовым актом администрации ЗАТО Звездный; принимает обязательство обеспечить в каждом дошкольном общеобразовательном учреждении, осуществляющем деятельность в соответствии с муниципальным заданием или муниципальным контрактом на оказание услуг для муниципальных нужд на территории городского округа ЗАТО Звездный, наличие свободных мест для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Выполнение указанного обязательства осуществляется в соответствии со сценарными условиями и результатами реализации пилотного проекта; принимает на себя обязательство определить в дошкольное образовательное учреждение проживающих на территории городского округа ЗАТО Звездный детей, достигших возраста 5 лет и нуждающихся в услуге дошкольного образования, а также детей, находящихся в социально-опасном положении; формирует и ежемесячно обновляет в соответствии с требованиями к составу информации регистр детей дошкольного возраста, проживающих в городском округе ЗАТО Звездный а автоматизированной информационной системе «Портал «Дошкольное образование» (л.д.22-34).

Постановлением администрации ЗАТО Звездный от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено положение о порядке выплаты пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения за счет средств бюджета ЗАТО Звездный согласно которому пособие назначается из расчета на каждого ребенка одному из родителей (законному представителю), в семье которого находится ребенок (дети) в возрасте от 1,5 до 5 лет, не находящийся (не находящиеся) в социально-опасном положении и не посещающий (не посещающие) дошкольное учреждение (п.2.1.)

Получатель, в семье которого находится ребенок (дети) в возрасте от 1,5 до 5 лет, посещающий (посещающие) дошкольное учреждение и не находящийся (не находящиеся) в социально опасном положении, имеют право отказаться от дошкольного учреждения для получения пособия (п.2.4.).

Получение пособия не является основанием для исключения ребенка из регистра детей для определения в дошкольное образовательное учреждение (п.2.5.) (л.д.55-57).

Из анализа указанных документов следует, что администрация ЗАТО Звездный, не смотря на количество семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и получающих пособие в рамках реализации пилотного проекта, обязана обеспечить наличие свободных мест в дошкольном общеобразовательном учреждении для указанных детей.

Из пояснений представителя администрации ЗАТО Звездный Разумовой И.Д. следует, что на момент вынесения решения суда 89 семей получают пособие в рамках пилотного проекта и 6 детей стоят в очереди на получение места в детском садике.

Отсюда следует, что поскольку дети, на которых родители (законные представители) получают пособие, также должны состоять в регистре и быть обеспечены свободными местами дошкольном общеобразовательном учреждении, местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не обеспечены 95 детей.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно перечню мероприятий Программы социально-экономического развития ЗАТО Звездный на 2008-2010 г. было предусмотрено капитальное строительство детского сада на 280 мест (л.д.125).

В рамках реализации капитального строительства детского сада ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЗАТО Звездный (Заказчик) и ООО ФИО7 (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт №, согласно которому подрядчик обязуется по заданию Заказчика провести проектно-изыскательские работы (разработать рабочую документацию) на строительства объекта «Детский сад на 280 мест» в ЗАТО Звездный (л.д.44-46).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЗАТО Звездный (Заказчик) и ООО ФИО8 (Подрядчик) был подписан акт выполненных работ по составлению проектно-изыскательских работ (разработка рабочей документации) на строительство объекта «Детский сад на 280 мест» в ЗАТО Звездный.

ДД.ММ.ГГГГ было получено положительное заключение государственной экспертизы по проекту «Детский сад на 280 мест в ЗАТО Звездный Пермского края» (л.д.65-73).

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт выбора (согласования) земельного участка под строительство детского сада, расположенный по адресу: п. Звездный, ул. Ленина, 4б (л.д.104).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации ЗАТО Звездный № акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден (л.д.103).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок площадью 12851 кв.м. находится в собственности МО «Городской округ ЗАТО Звездный Пермского края» (л.д.113).

После получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту «Детский сад на 280 мест в ЗАТО Звездный Пермского края» 07.10.2009 г. администрация ЗАТО Звездный не начала строительство указанного объекта дошкольного образовательного учреждения.

Строительство детского сада на 280 мест было вновь включено в программу социально-экономического развития ЗАТО Звездный на 2009-2011 годы (л.д.117-118).

Из возражений администрации ЗАТО Звездный следует, администрация ЗАТО Звездный не смогла построить детский сад на 280 человек, поскольку источником финансирования строительства детского сада является федеральный бюджет.

Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2008 № 317-р в 2008 году были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета только на проектно-изыскательские работы по строительству детского сада на 280 мест в сумме 1800 рублей.

Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 743-р в 2009 г. бюджетные ассигнования из федерального бюджета на строительство детского сада на 280 мест не были предусмотрены.

Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 № 335-р в 2010 году также не были предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на строительство детского сада на 280 мест.

Отсутствие финансирования из федерального бюджета на строительство детского сада на 280 мест из федерального бюджета и невозможность начала строительства объективно было обусловлено мировым финансовым кризисом.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Также в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" осуществление в закрытом административно-территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

Согласно ст. 5.1 указанного закона составление, утверждение и исполнение бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.

Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется органами федерального казначейства.

Из указанных положений следует, что муниципальное образование имеет собственный бюджет, за счет которого оно исполняет возложенные на него федеральным законодательством обязательства. Кроме собственных средств муниципальному образованию выделяются средства из федерального бюджета.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика о том, что невозможность начала строительства детского сада обусловлена отсутствием финансирования из федерального бюджета из-за мирового финансового кризиса, являются несостоятельными, поскольку во исполнении возложенной на администрацию ЗАТО Звездный обязанности по организации представления общедоступного бесплатного дошкольного образования администрация была обязана заложить в свой бюджет денежные средства для организации дошкольного образовательного учреждения с учетом необходимого количества мест для детей.

Из представленных суду документов следует, что с октября 2009 г. после получения положительного заключения государственной экспертизы администрация ЗАТО Звездный не предпринимала активных мер для строительства детского садика, тем самым бездействовала, мотивируя это отсутствием денежных собственных денежных средств и отсутствием финансирования из федерального бюджета.

Однако отсутствие денежных средств не освобождает администрацию ЗАТО Звездный выполнять требования ст. 43 Конституции РФ, которой предусмотрено право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также требования Закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация представления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

На основании изложенного суд удовлетворяет требование Прокурора о признании незаконным бездействия администрации ЗАТО Звездный при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Также подлежит удовлетворению требование Прокурора обязать администрацию устранить в полном объеме нарушение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в срок до 01.01.2011 г., поскольку на момент вынесения решения суда местами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не обеспечены 95 детей, право которых на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, предусмотренное КРФ, нарушено.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации ЗАТО Звездный при исполнении полномочий по организации представления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Возложить на администрацию ЗАТО Звездный обязанность устранить в полном объеме нарушение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в срок до 01.01.2011 г.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья О.В. Безматерных