Дело № 2-1890/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2010 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Безматерных О.В.,
при секретаре Тайсиной З.А., с участием пом. прокурора Форсюк ФИО14 представителя ответчика администрации Пермского муниципального района на основании доверенности Ядгаровой ФИО10., представителя МДОУ «ФИО28 детский сад «Огонек» общеразвивающего вида» Колногоровой ФИО11 представителей третьего лица Управления образования на основании доверенностей Шиховой ФИО12 Иванова ФИО13 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Пермского района Пермского края к администрации Пермского муниципального района Пермского края, МДОУ «ФИО29 детский сад общеразвивающего вида» о возложении обязанности устранить нарушения пожарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Пермского муниципального района обратилась в суд с иском к администрации Пермского муниципального района Пермского края, МДОУ «ФИО27 детский сад общеразвивающего вида» о возложении обязанности устранить нарушения пожарного законодательства, указав, что Прокуратурой Пермского района в ходе проведения осуществления надзорных мероприятий установлено, что администрация Пермского муниципального района, являясь учредителем МОУ «Детский сад «Огонек», и МДОУ допускают нарушения требований действующего законодательства – ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». В ходе надзорных мероприятий установлено, что на основании постановления главы Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении в составе муниципальной собственности детского сада в с. <адрес>», на основании договора безвозмездной передачи имущества, ЗАО «ФИО21» в муниципальную собственность передало двухэтажное здание детского сада, расположенного по адресу: <адрес>. В ноябре 2008 г. заместителем начальника 18-ОГПН по пермскому району в указанном учреждении проведена проверка по вопросам исполнения требований пожарной безопасности, в ходе которой было выявлено 47 пунктов нарушения пожарного законодательства и выдано предписание № от 26.11.2008 г., в котором было указано, что в ноябре 2009 г. госпожнадзором будет проведена неплановая проверка по устранению нарушений законодательства по пожарной безопасности. 24.11.2009 г. инспектором 18 ОГПН Пермского района проведена внеплановая проверка по вопросам исполнения в установленный срок выше указанного предписания МДОУ «Детский сад Огонек». В ходе данной проверки было установлено, что из 47 пунктов предписания № от 26.11.2008 г. по устранению нарушений пожарной безопасности в выше указанном учреждении устранено лишь 14 пунктов предписания, однако согласно предписания данные нарушения необходимо было устранить до ноября 2009 г., в связи с чем выдано вновь предписание №-№ с указанием срока проведения внеплановой проверки – ноябрь 2010 г. Согласно представленных объяснений заведующей МДОУ «Детский сад «Огонек» установлено, что в 2010 г. а основании постановления главы администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № планировалось выделение денежных средств на устранение выявленных нарушений по пожарной безопасности, однако до настоящего времени средства в полном объеме не поступили (выделено лишь 96230 рублей на установку противопожарных дверей и 100000 рублей на пожарную декларацию), в связи с чем устранять выявленные нарушения не представляется возможным. Таким образом, данным учреждением нарушаются требования ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ». Причина неисполнения требований законодательства является отсутствие финансирования со стороны органов местного самоуправления. В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Согласно п.1.9. Устава МДОУ «Детский сад «Огонек» общеразвивающего вида является юридическим лицом, учредителем которого в соответствии с п.1.6. Устава является администрация МО «Пермский муниципальный район». Согласно п. 8.1. Устава деятельность МДОУ финансируется в соответствии с действующим законодательством РФ, однако администрация Пермского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений. МДОУ «Огонек», не исполняя предписания контролирующего органа, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной ФЗ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Главная цель программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Просит обязать администрацию Пермского муниципального района обеспечить МДОУ «Детский сад Огонек» общеразвивающего вида денежными средствами на устранение нарушений пожарного законодательства, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району №-№ от 24.11.2009 г. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» общеразвивающего вида» на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности на территории МДОУ, расположенного по адресу: <адрес> согласно предписания, выданного 18 ОГПН по Пермскому району №-№ от 24.11.2009 г.
Пом. прокурора Форсюк ФИО15 в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова ФИО16 с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчика МДОУ «ФИО22 детский сад Огонек» общеразвивающего вида» Колногорова ФИО17 поддержала заявленные требования.
Представители третьего лица Управления образования Шихова ФИО18, Иванов ФИО19 с заявленными требованиями не согласились.
Суд, заслушав пом. прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное требования содержатся в ст. 31 ФЗ «Об образовании» согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.1.6. Устава МДОУ «Детский сад «Огонек» общеразвивающего вида» его учредителем является администрация МО «Пермский муниципальный район».
В п.6.2. Устава указано, что к компетенции Учредителя относится в т.ч.: - создание, реорганизация, ликвидация МДОУ; - утверждение Устава, вносимых в него дополнений и изменений;
- осуществление контроля за образовательной, финансовой и хозяйственной деятельностью МДОУ и подержание в МДОУ необходимых условий для обеспечения, воспитания, охраны жизни и здоровья воспитанников (л.д.7-18).
Постановлением главы Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено в составе муниципальной собственности двухэтажное кирпичное здание детского сада с пристроем (лит.А.,А1) общей площадью 2703,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, безвозмездно передаваемое ЗАО «ФИО23» (л.д.22).
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
24.11.2008 г. зам. начальника 18-ОГПН по Пермскому району проведено обследование соблюдения требований пожарной безопасности на территории, помещениях зданий МДОУ «Детский сад Огонек» по адресу: <адрес> совместно с заведующей детским садом ФИО7
В ходе проверки были выявлены 47 нарушений требований пожарной безопасности и выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В предписании указано, что проверка выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности будет проведена в рамках внепланового мероприятия по надзору в ноябре 2009 года.
24.11.2009 г. инспектором 18-ОГПН была вновь проведено обследование соблюдения требований пожарной безопасности и соблюдения законодательства в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнения предписания ГПН от 26.11.2008 г. № на территории, здании МДОУ «Детский сад Огонек» <адрес>.
В ходе проверки было выявлено 33 нарушения требований пожарной безопасности и выдано предписание №-№ от 24.11.2009 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.25-26).
Отсюда следует, что по предписанию от 24.11.2008 г. № были устранены только 14 нарушений из 47.
В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, ответственным за несоблюдение требований пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад Огонек» является администрация Пермского муниципального района как учредитель МДОУ «Детский сад Огонек».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Пермского муниципального района № утверждена ведомственная целевая программа «Приведение в нормативное состояние учреждений образования» в список учреждений которой вошло и МДОУ «Детский сад Огонек» (л.д.29-31).
ДД.ММ.ГГГГ в указанную программу постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения. Согласно паспорту ведомственной целевой программы «Приведение в нормативное состояние учреждений образования» задачами программы являются выполнение предписаний надзорных органов с целью создания нормативного состояния школ и детских садов. Декларирование по пожарной безопасности учреждений образования не предмет соответствия нормам и правилам в установленном действующим законодательствам порядке. Срок реализации 2010 г.
В перечне программных мероприятий включен МДОУ ФИО24 детский сад, для которого запланированы следующие работы: приведение в соответствие с требование Роспотребнадзора – <данные изъяты> рублей; - приведение работ с целью приведения эвакуационных путей, помещений детского сада в соответствие с техническим регламентом – <данные изъяты> рублей; - установка противопожарных дверей – <данные изъяты> рублей (л.д.32-37).
Из объяснительной заведующей МДОУ «Детский сад Огонек» прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности из бюджета были выделены <данные изъяты> рублей на установку противопожарных дверей и <данные изъяты> рублей на пожарную декларацию. Целевой программой детскому саду на устранение требований пожарной безопасности предполагалось выделить <данные изъяты> рублей. Однако до настоящего времени денежные средства на счета детского сада не поступили, поэтому работы по устранению недостатков не ведутся (л.д.40).
Согласно уведомлению о бюджетных ассигнований № от ДД.ММ.ГГГГ на МДОУ «Детский сад Огонек» было выделено для приведения в нормативное состояние учреждения <данные изъяты> рублей (л.д.38).
Из пояснений представителя третьего лица Иванова ФИО20 следует, что существует проект, по которому МДОУ ФИО25 детский сад выделены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на устранение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как обоснования свих требований и возражений.
Представителем ответчика, третьего лица не представлено документов, подтверждающих, что денежные средства для устранения нарушений пожарной безопасности в сумме <данные изъяты> рублей выделены и перечислены на счет МДОУ ФИО26 детский сад.
Доводы представителя ответчика о том, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей будут выделены до конца 2010 года или в начале 2011 года не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение требований пожарной безопасности были выявлены в ноябре 2008 года, было выдано предписание, где указан срок устранения нарушений требований пожарной безопасности – ноябрь 2009 года. В ноябре 2009 г. вновь было выдано предписание по устранению требований пожарной безопасности, которое до настоящего времени не исполнено.
Предписание № от 24.11.2008 г., а также предписание №- № от 24.11.2009 г. являются обязательными для лица, в отношении которого они выданы. Указанные предписания обжалованы не были.
Из представленных суду документов следует, что с ноября 2008 г. после получения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности администрация Пермского муниципального района не предпринимала активных мер для устранения требований предписания, с ноября 2008 г. было устранено только 14 нарушений пожарной безопасности из 47.
Отсутствие денежных средств не освобождает администрацию Пермского муниципального района выполнять требования ст. 43 Конституции РФ, которой предусмотрено право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также требования Закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку администрация Пермского муниципального района является учредителем МДОУ «Детский сад Огонек», в ходе проверки территории, помещений зданий МДОУ «Детский сад Огонек» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, обязанность по устранению которых возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Пермского муниципального района, исковые требования обязать администрацию Пермского муниципального района обеспечить МДОУ «Детский сад Огонек» общеразвивающего вида денежными средствами на устранение нарушений пожарного законодательства, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району №-№ от 24.11.2009 г. подлежат удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению требование Прокуратуры Пермского муниципального района обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» общеразвивающего вида» на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности на территории МДОУ, расположенного по адресу: <адрес> согласно предписания, выданного 18 ОГПН по Пермскому району №-№ от 24.11.2009 г., поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, предусмотренное КРФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокуратуры Пермского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Пермского муниципального района обеспечить МДОУ «Детский сад «Огонек» общеразвивающего вида» денежными средствами на устранение нарушений пожарного законодательства, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району №- № от 24.11.2009г.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» общеразвивающего вида» на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности на территории МДОУ, расположенного по адресу: <адрес>, согласно предписания, выданного 18 ОГПН по Пермскому району №-№ от 24.11.2009г.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2010 г.
Судья О.В. Безматерных