Дело № 2-1887/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 ноября 2010 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Тайсиной З.А., с участием представителя истца, действующей на основании доверенности Зиннер М.В., представителя ответчика администрации Пермского муниципального района, действующей на основании доверенности Ядгаровой Л.И., представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, действующего на основании доверенности Харина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Позднякова ФИО10 к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности передать земельный участок в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Поздняков А.Ю. обратился в Пермский районный суд с иском к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности передать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под хозяйственными постройками по адресу: <адрес>, в собственность.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он обратился в администрацию Пермского муниципального района с просьбой предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, под хозяйственными постройками, принадлежащие истцу на праве собственности. Ответчик в предоставлении земельного участка отказал, мотивируя это тем, что испрашиваемый земельный участок находится во 2-м поясе санитарной охраны курорта ФИО11. Считает отказ ответчика незаконным, нарушающим его права и законные интересы, в частности право истца на приобретение в собственность спорного земельного участка, по следующим основаниям: указанные выше участок находится у него в аренде с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени. Данный участок имеет кадастровый паспорт, в котором указаны все имеющиеся обременения. Никаких сведений, что земельный участок находится во 2-м поясе зоны санитарной охраны курорта «ФИО12», нет. Следовательно, никаких оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имеется. Поскольку он имеет на праве собственности жилой дом, находящийся на спорном участке, он вправе согласно ст. 36 ЗК РФ приобрести земельный участок в собственность.
Истец Поздняков А.Ю. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель истца Зиннер М.В. в судебном заседании, настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ядгарова Л.И. в судебном заседании возражала, по заявленным исковым требованиям. Просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Харин О.В. с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Заместитель председателя комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, начальник отдела по землеустройству Попова ФИО13 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст. 15 ЗК РФ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Позднякову А.Ю. на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит хозяйственное строение или сооружение, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер:№ (л.д. 7).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка № земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и находится на землях населенных пунктов (л.д.9)
Начальником отдела по землеустройству Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ сообщено Позднякову А.Ю., что согласно представленному кадастровому паспорту, земельный участок попадает во второй пояс санитарной охраны курорта «ФИО14». Согласно положениям статей 27, 85, 95, 96 ЗК РФ спорный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность (л.д. 5).
Согласно сообщению специалиста ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ обременения на земельный участок устанавливаются органами местного самоуправления. Если обременения в виде санитарной зоны существует с 1982 года, это обременение указывается в документах органов местного самоуправления. Спорный земельный участок находится в санитарной зоне, поскольку смежный земельный участок истца также находится в санитарной зоне.
В силу статьи 96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета министров РСФСР от 03.06.1975 года № 349 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Республиканского значения «ФИО15» в <адрес> и «ФИО16» в <адрес>» принято положение об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов республиканского значения «ФИО17» в <адрес> и «ФИО18» в <адрес>.
Границы II зоны округа (зона ограничений) определены: <данные изъяты>.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о курорте ФИО19, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение о курорте) курорт ФИО20 находится в <адрес> и относится к курортам республиканского значения. Курорт включает в себя: курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные предприятия, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта; зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.
В соответствии с пунктом 11 Положения о курорте ФИО21, санитарная охрана курорта имеет целью сохранение природных физических и химических свойств лечебных средств курорта, а также предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения. Границы и режим округа санитарной охраны курорта установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 июня 1975 г. N 349.
Сообщением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» подтверждается, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны курорта «ФИО22».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Положениями ч. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, и в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Запрет на предоставление в собственность земель особо-охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичный запрет установлен и ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Отсюда следует, что нахождение земельного участка во второй зоне - санитарной охраны курорта говорит о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.
Запрет установленный законодательством на отчуждение земельных участков, расположенных в особо охраняемых территориях предполагает невозможность их передачи в собственность граждан и физических лиц ни в порядке приватизации, ни в порядке выкупа. Кроме того, как следует из положений нормативно-правовых актов, приведенных выше, наличие на земельном участке строений, сооружений не влечет за собой безусловной возможности получения земельного участка в собственность.
Доводы истца о том, что в силу статьи 36 ЗК РФ не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участок, которые расположены на землях лечебно-оздоровительных местностях и курортов, поэтому отсутствуют основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, опровергаются указанными нормами действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования Позднякова ФИО23 к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности передать земельный участок в собственность удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Позднякову ФИО24 в иске к Администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под хозяйственными постройками по адресу: <адрес> - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22.11. 2010 года.
Судья О.В. Безматерных