№2-1769/10 о возложении обязанности получить лицензию.



Дело № 2-1769(2010)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Тайсиной З.А., с участием пом. прокурора Мальцева Е.Н, представителя ответчика на основании доверенности Царегородцева В.Г., представителей третьего лица Управления Росприроднадзора по Пермскому краю на основании доверенности Тропман Л.А., Антонова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к ОАО «Птицефабрика Калининская» о возложении обязанности получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю лицензию на осуществление деятельности по размещению (в части хранения), использованию, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности, установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления,

установил:

Прокурор Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО «Птицефабрика Калининская» о возложении обязанности получить в Западно-Уральском Управлении Ростехнадзора лицензию на осуществление деятельности по размещению (в части хранения), использованию, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности, обеспечить установление в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края лимитов на размещение отходов производства и потребления, установив срок исполнения обязательств – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что ОАО ПТФ «Калининская» осуществляет деятельность по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (яйцо). В процессе хозяйственной деятельности на объектах ОАО ПТФ «Калининская» образуется куриный помет, который смешивается с древесным опилом и вывозится на пометохранилище организации, где в течении 6 месяцев хранится в буртах с периодической аэрацией, во время чего погибают патогенные микроорганизмы, яйца личинок и гельминтов, семена многих сорных растений. После этого образовавшийся компост на основе куриного помета ОАО ПТФ «Калининская» вывозится на поля, расположенные на земельных участках, находящиеся в пользовании организации, где запахивается в почву в качестве удобрения. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786, а также разработанного ОАО ПТФ «Калининская» паспорта опасного отхода на куриный помет свежий, куриный помет свежий относится к отходам III класса опасности, куриный помет перепревший – к отходам IV класса опасности. Опасное вещество – токсичность. Следовательно, ОАО ПТФ «Калининская» осуществляет деятельность по размещению (в части хранения), обезвреживанию и использованию отходов III-IV класса опасности. В 2009 году организацией образовано, обезврежено и использовано <данные изъяты> тонны куриного помета. Часть образующих отходов, в т.ч. мусор бытовых помещений организаций несортированных, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные размещаются (захороняются) ОАО ПТФ «Калининская» в окружающей среде. В 2009 году размещено в окружающей среде <данные изъяты> тонн мусора бытовых помещений организаций несортированного, <данные изъяты> тонны пищевых отходов кухонь и организаций общественного питания несортированных. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч.1. ст. 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию. Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности установлено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке отходов I-IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В силу ч.ч. 2,3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получать лимиты на размещение отходов. Установление лимитов на размещение отходов производства и потребления является полномочием Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. Согласно Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение могут быть установлены ИП и юридическими лицами только при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. До 05.08.2008 г. ЗАО ПТФ «ФИО7», правопреемником которой является ОАО ПТФ «Калининская», имело лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, однако с указанного времени организация лицензию на осуществление деятельности по размещению (в части хранения), обезвреживанию и использованию отходов III-IV класса опасности не имеет и указанную деятельность осуществляет незаконно. Лимиты на размещение отходов у ПТФ отсутствуют. Отсутствие у ПТФ «Калининская» лицензии на осуществление деятельности по размещению (в части хранения), обезвреживанию и использованию отходов III-IV класса и лимитов на размещение отходов опасности нарушает ст. 42 КРФ на благоприятную окружающую среду. На необходимость получения лицензии ПТФ «Калининская» было указано Государственной инспекцией по охране окружающей среды <адрес> по результатам проверки, проведенной в августе 2008 года. Однако данное нарушение ОАО ПТФ «Калининская» до настоящего времени не устранено.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратура уточнила исковые требования, указав, что на основании Постановления Правительства РФ от 19.09.2010 года № 717 полномочия по выдаче лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности были переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. В качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю. Исковые требования изложены в следующем: возложить на ОАО ПТФ «Калининская» обязанность получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю лицензию на осуществление деятельности по размещению ( в части хранения), использованию, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности, обеспечить установление лимитов на размещение отходов производства и потребления, установив срок исполнения обязанностей один год с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.78-81).

В судебном заседании пом. прокурора Мальцев Е.Н. просил удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – Царегородцев В.Г. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представители третьего лица Управления Росприроднадзора по Пермскому краю – Тропман Л.А., Антонов А.А. заявленные исковые требования поддержали.

Третье лицо – Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края представителя в суд не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения пом. прокурора, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав в совокупности добытые доказательства, приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Устава ОАО «Птицефабрика «Калининская» основными видами деятельности Общества являются:

- производство и реализация сельскохозяйственной продукции, в т.ч. мяса, птицы, яйца и продуктов их переработки;

- деятельность по производству, хранению и реализации кормов;

- деятельность по изготовлению и реализации пищевых продуктов, оптовой и розничной торговле пищевыми продуктами;

- деятельность по разведению племенных животных;

- деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала);

- ветеринарная деятельность;

-семеноводство.

В п.5.5 Устава сказано, что виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения лицензии в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Право осуществлять те виды деятельности, на занятие которых необходимо получение лицензии, возникает у Общества с момента получения соответствующей лицензии или в указанные в ней сроки и прекращаются по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными нормативно-правовыми актами (л.д.11-13).

Согласно паспорта опасного отхода, утвержденного директором ОАО ПТФ «Калининская», в организации ведется деятельность по хранению помета куриного, образующегося в результате содержания кур, и используемого в качестве органического удобрения. Указанный отход имеет третий класс опасности для окружающей природной среды (л.д.22).

Как следует из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 помет куриный перепревший (ФКК 13100101 01 00 4) относится к IV классу опасности, помет куриный свежий (ФКК 13100101 03 01 3) относится к III классу опасности.

Отсюда следует, что осуществляет деятельность по размещению (в части хранения), обезвреживанию и использованию отходов III-IV класса опасности.

В соответствии с п. 74 ч.1 ст. 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п.4., подп. «б» п.7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа следующие документы:

копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Отсюда следует, что осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности осуществляется в пределах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые разрабатываются юридическими лицами при наличии у них лицензии.

Заместителем руководителя Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в 2004 году были утверждены лимиты на размещение отходов в окружающую природную среду № ОАО «Птицефабрика Калининская» (л.д.24-26).

Указанные лимиты на размещения отходов были продлены на 2008 год на основании решения Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.27).

Лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами была выдано ЗАО «Птицефабрика «Калиниская», правопреемником которой является ОАО «Птицефабрика Калининская», ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия лицензии до 05.08.2008 года (л.д.23).

Как установлено судом после 05.08.2008 г. ОАО «Птицефабрика Калининская» не имеет лицензии по размещению (в части хранения), использованию, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности, в связи с чем не обеспечено установление лимитов на размещение отходов производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края был составлен акт по результатам проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым было выдано предписание в срок до 01.12.2008 года ускорить получение лицензии по обращению с опасными отходами (по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов) (л.д.28-37).

ДД.ММ.ГГГГ Пермский межрайонный природоохранный прокурор вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении инженера по охране окружающей среды ОАО ПТФ «Калининская» за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления (л.д.38-42).

Из пояснений представителя ответчика, изложенных в отзыве на исковое заявление, следует, что ПТФ «Калининская» предпринимает все меры для получения лицензии. С середины 2007 года ПТФ «Калининская» ведет работу по получению лицензии. Материалы экологического обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для получения санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии этой деятельности санитарным правилам были сданы в органы Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ. Санитарно -эпидемиологическое заключение получено ДД.ММ.ГГГГ. Задержка связана с изменением природоохранного законодательства.

Согласно ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Как указано в ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ОАО ПТФ «Калининская» осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами без наличия лицензии с августа 2008 года, тем самым, нарушая требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Изменение природоохранного законодательства, на которое ссылается ответчик, не освобождает ОАО ПТФ «Калининская» выполнять требования ст. 42 Конституции РФ, которой гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании изложенного суд удовлетворяет требование Прокуратуры возложить на ОАО ПТФ «Калининская» обязанность получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю лицензию на осуществление деятельности по размещению (в части хранения), использованию, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности.

Также подлежит удовлетворению требование Прокуратуры о возложении на ОАО ПТФ «Калининская» обязанности обеспечить установление лимитов на размещение отходов производства и потребления, поскольку из анализа действующего законодательства следует, что осуществление деятельности, в результате которой образуются отходы, осуществляется только при наличии лимитов на их размещение.

Суд удовлетворяет требование Прокуратуры об установлении для ОАО ПТФ «Калининская» срока исполнения обязанностей – один год с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку свои обязанности по установлению лимитов и наличии лицензии ответчик не исполняет с 2009 года, срок в один год является достаточным для восстановления нарушенных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Калининская» обязанность получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования лицензию на осуществление деятельности по размещению (в части хранения), использованию, обезвреживанию отходов III-IV класса опасности.

Возложить на Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Калининская» обязанность обеспечить установление лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Установить Открытому акционерному обществу «Птицефабрика «Калининская» срок исполнения обязанностей – один год с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.11.2010 года.

Судья О.В. Безматерных