Дело № 2-106/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2011 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коцур Т.Н.,
при секретаре Леготкиной В.А.,
с участием истца Кочергина В.Ю.,
представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочергин В.Ю. к администрации Пермского муниципального района, Министерству финансов Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кочергин В.Ю. обратился в суд с иском, просит обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 11 квадратных метров за счет средств краевого бюджета. Обязанность по перечислению этих средств бюджету Пермского муниципального района возложить на Министерство финансов Пермского края.
В обоснование заявленных требований указал, что он состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. На основании постановления администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № он принят на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району под №, и в аналогичном списке нуждающихся во внеочередном получении жилья – под №, что подтверждается справкой опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ №. Его отец, Кочергин Ю.И., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать, Кочергина Т.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Кочергиным Василием» его опекуном был назначен Кочергин В.И.. В результате пожара ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором закреплена за ним жилая площадь по адресу: <адрес> полностью уничтожен, что подтверждается справкой 18 отряда Государственной противопожарной службы от ДД.ММ.ГГГГ №. С момента уничтожения жилого дома и до настоящего времени жилая площадь за ним не закреплялась, иного жилья не имеет. Считает, что ему должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с установленными нормами предоставления площади жилого помещения.
В суде истец Кочергин В.Ю. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И. исковые требования не признала, представила отзыв на иск.
Ответчик – Министерство финансов Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствии. В отзыве на иск просили в иске Кочергину В.Ю. к Министерству финансов Пермского края отказать.
Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск просили в иске прокурору Пермского района отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения истца, представителя администрации Пермского муниципального района, проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Из информации, предоставленной начальником отдела опеки и попечительства администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Кочергин В.Ю. состоит в списке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району под №, и в аналогичном списке нуждающихся во внеочередном получении жилья – под № Судом установлено, что Кочергин В.Ю. находился под опекой в <адрес> (основание постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). В связи с тем, что жилое помещение, в котором на момент выявления проживал Кочергин В.Ю. сгорело, несовершеннолетний был включен в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Материалы дела также свидетельствуют, что закрепленное за Кочергиным В.Ю. жилое помещение утрачено, сгорело в результате пожара в ДД.ММ.ГГГГ). Из объяснений Кочергина В.Ю. следует, что на момент рассмотрения дела в суде жилье ему не предоставлено.
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трёх условий:
1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;
2. отсутствие закрепленного жилого помещения;
3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кочергин В.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о смерти Кочергиной Т.В., Кочергина Ю.И. которые являлись родителями Кочергина В.Ю.
С ДД.ММ.ГГГГ Кочергин В.Ю. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пермскому муниципальному району за №.
Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Кочергин В.Ю. не исключен.
По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края за Кочергиным В.Ю. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д., л.д. 15,16).
Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кочергин В.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, в виду невозможности предоставить ему ранее занимаемое жилое помещение по причине отсутствия такового, какого-либо жилья на праве собственности истец не имеет.
Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края.
Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Кочергину В.Ю. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких - либо условий.
Удовлетворение требований Кочергина В.Ю. об обязании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления ему жилого помещения фактически ставит предоставление жилого помещения Кочергину В.Ю. под условием расходов на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Более того, Министерство финансов Пермского края непосредственно расходов на приобретение жилья не несет, использование полученных средств субсидий на приобретение, строительство и реконструкцию жилья осуществляется органами местного самоуправления и в пределах объема финансирования.
Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из Постановления администрации Пермского района № 1543 от 1 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления), 11 кв. метров общей площади на одного человека.
Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Кочергину В.Ю. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Кочергин В.Ю. на одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы.
В удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Пермского края об обязании произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Пермского муниципального района отдельного жилого помещения и предоставлении его по договору социального найма Кочергин В.Ю. общей площадью на одного человека – отказать.
На решение суда в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд.
Судья Т.Н. Коцур