Дело № 2-280/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коцур Т.Н.,
при секретаре Леготкиной В.А.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Сапожниковой Л.С.,
истца Ошевой А.Н.,
представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края в интересах Ошевой А.Н. к администрации Пермского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Ошевой А.Н., просит обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить Ошевой А.Н. отдельное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарно-техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Ошевой А.Н., являющейся лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ей отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В ходе проверки установлено, что Ошева А.Н., является ребенком – сиротой, так как её родители согласно решений Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении неё лишены родительских прав. В связи с чем, на основании Постановления главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № она определена в детское государственное учреждение «Юго-Камский детский дом». Жилое помещение при этом не закреплялось. Согласно представленной информации из администрации Пермского муниципального района установлено, что Ошева А.Н. состоит на жилищном учете в администрации Култаевского сельского поселения (по месту первичного выявления) и включена в сводный список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очередности в данных списках - №. Согласно представленной информации из Управления Росреестра по Пермскому краю и ГУП ЦТИ Пермского края Пермский районный филиал за Ошевой А.Н. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.
В суде помощник прокурора Пермского района Сапожникова А.Н. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске.
Истец Ошева А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Ядгарова Л.И. исковые требования не признала.
Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили.
Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края Сапожникову Л.С., истца Ошеву А.Н., представителя ответчика Ядгарову Л.И., проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Судом установлено:
Ошева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете на получение жилой площади в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации Пермского муниципального района.
На момент постановки Ошевой А.Н. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплялось, таких документов в деле нет.
Из объяснений истца следует, что на момент рассмотрения дела в суде Ошевой А.Н. жилье не предоставлено, дом в котором она жила вместе с родителями до помещения в детский дом сгорел, когда она еще находилась в детском доме.
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ошева А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – Ошева Е.В., решением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении истца родительских прав. Её отец Ошев Н.А., решением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца также лишен родительских прав (л.д.7,8).
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ошева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей ГКОУ «Юго-Камский детский дом». Сведений о том, что за несовершеннолетней Ошевой А.Н. закреплено жилое помещение Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детское государственное учреждение Ошевой А.Н.» не содержит.
Из информации главы администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Ошева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на жилищном учете в администрации Култаевского сельского поселения (по месту первичного выявления) и включена в сводный Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет краевого бюджета) с ДД.ММ.ГГГГ и после наступления совершеннолетия с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер её очередности в данных списках №
Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, старше 18 лет, нуждающихся во внеочередном получении жилья за счет средств краевого бюджета по Пермскому муниципальному району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Ошева А.Н. в указанном списке значиться под №
Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Ошева А.Н. не исключена.
По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края за Ошевой А.Н. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д., л.д.11,12).
На момент рассмотрения дела в суде Ошева А.Н. не имеет, какого либо жилья, не имеет и регистрацию по месту жительства.
Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шарова А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края.
Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Ошевой А.Н. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края, за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края.
Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из Постановления администрации Пермского района № 1543 от 1 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления), 11 кв. метров общей площади на одного человека.
Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Ошевой А.Н. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Ошевой А.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью на одного человека, не менее установленной нормы.
На решение суда в течение 10 дней может быть подано кассационное представление, подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд.
Судья Т.Н. Коцур