Дело № 2- 282\11РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2011 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского краяв составе
судьи Калашниковой Н.А,
при секретаре Терехиной О.Б.,
с участием прокурора Соболева Ю.Ю., представителей заинтересованного лица Гатиатулиной Н.Н., Халиловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пермского района об оспаривании решения Совета депутатов Кондратовского сельского поселения «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Прокурор Пермского района обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов Кондратовского сельского поселения «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требования указал, что оспариваемым решением утверждены тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению по группам потребителей Кондратовского сельского поселения: для граждан, проживающих в жилых домах, бюджетных организаций, сельхозпредприятий и прочих потребителей. Данное решение опубликовано в бюллетене правовых актов Кондратовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу и фактически применяется. Считает, что данный муниципальный правовой акт подлежит отмене, как противоречащий действующему законодательству. В соответствии с пп.7 п.2 ст. 5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Согласно ст. 2 названного закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. При этом, федеральным законом не предусмотрено установление дифференцированных тарифов для различных групп потребителей. Более того, постановлением Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 года практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей, отменена. Разделение потребителей услуг – юридических лиц на группы и возможность установления для каждой из групп, в зависимости от их организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности, различного тарифа на услуги водоснабжения противоречит закону и принципу равенства участников гражданских правоотношений. Согласно ч.2 ст.3 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифом) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом и правилами, утверждаемыми правительством РФ. Данной нормой закона установлен принцип соответствия муниципальных правовых актов в области регулирования тарифов Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нормативным правовым актам правительства.
Прокурор в судебном заседании поддержал требования, по доводам, изложенным в заявлении. Просит признать решение Совета депутатов Кондратовского сельского поселения «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ - противоречащим закону и недействующим с момента вступления в силу.
Представители заинтересованного лица ФИО4, ФИО5 (доверенности на л.д. 12, 13) с заявлением не согласились, представили письменный отзыв, в котором указали, что оспариваемое решение необходимо оставить в действии в связи с тем, что формирование и утверждение тарифов на водоснабжение, водоотведение осуществляется в рамках методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, которой регламентирована покупная продукция (услуга). В данном случае, это покупная услуга водоснабжения, водоотведения от ОКК ООО «Новогор-Прикамье». Для ООК ООО «Новогор-Прикамье» тариф на водоснабжение и водоотведение утвержден администрацией г. Перми постановлением от 26.01.2010 года № 19 с учетом перекрестного субсидирования. Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определяется полное возмещение затрат ООК, связанных с реализацией их производственных программ, кроме того, уполномоченные органы в области утверждения тарифов на коммунальные услуги обязаны устанавливать тарифы на товары и услуги ОКК в соответствии с предельным индексом. Высказано мнение, что в статье 14 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», фактически, говорится о возможности установления различных по величине тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для различных групп потребителей коммунальных услуг. Поскольку Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» находится в противоречии с названным законом, то следует руководствоваться нормами федерального закона. На сегодняшний день тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (РЭК Пермского края), в случае отмены оспариваемого решения, тарифы на водоснабжение, водоотведение для ООО «ВКХ» не могут быть пересмотрены в 2011 году решением Совета Депутатов Кондратовского сельского поселения.
Суд, заслушав объяснения прокурора, представителей Совета депутатов Кондратовского сельского поселения, оценив письменные доказательства, находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Советом депутатов Кондратовского сельского поселения принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения».
Указанным решением утверждены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифы на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению и водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения:
1.1 на услуги по водоснабжению по группам потребителей
- в размере 24,63 руб/куб.м. для граждан, проживающих в жилых домах, независимо от форм собственности;
- в размере 37,94 руб/куб.м. для бюджетных организаций, сельхозпредприятий и прочих потребителей ;
1.2 на услуги по водоотведению по группам потребителей
- в размере 23,21 руб/куб.м. для граждан, проживающих в жилых домах, независимо от форм собственности;
- в размере 37,43 руб/куб.м. для бюджетных организаций, сельхозпредприятий и прочих потребителей.
Оспариваемое решение Совета Депутатов Кондратовского сельского поселения было опубликовано в Бюллетене муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» № (59) от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункта 7 части 2 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 года к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок отнесено установление надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В силу п.п. 4.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п.1 ст. 7 названного закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 01 января 2004 года отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Из содержания решения Совета депутатов Кондратовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения» следует, что муниципальным правовым актом установлены на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ различные по величине тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению в зависимости от групп потребителей.
Установление для каждой из групп потребителей различного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения противоречит закону и принципу равенства участников гражданских правоотношений.
Суд не соглашается с доводами представителей Совета депутатов Кондратовского сельского поселения о неприменении Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609, предусмотревшего отмену системы перекрестного субсидирования по причине его противоречия федеральному закону.
Статья 14 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ предусматривает условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, одним из которых является – наличие графиков, утвержденных уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации и претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и предусматривающих установление не позднее 1 января 2013 года тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, (пункт 7 части 1 ст. 14).
Распоряжением Правительства Пермского края от 04.06.2008 года «Об утверждении плана реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пермского края» органам местного самоуправления рекомендовано утвердить графики, предусматривающие установление не позднее 01.01.2011 года тарифов на водоснабжение и водоотведение для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей.
Из содержания приведенных нормативных актов следует, что отмена перекрестного субсидирования является условием получения финансовой поддержки, а не отсрочки исполнения Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609, отменившего перекрестное субсидирование с 1 января 2004 года.
Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» является действующим нормативным актом, не противоречащим положениям Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов Кондратовского сельского поселения «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, (пункт 28 Постановление от 29.11.2010 № 13 Пленума ВС РФ).
Решение Совета депутатов Кондратовского сельского поселения применялось, на основании решения были реализованы тарифы на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения», поэтому суд признает оспариваемое решение недействующим со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Совета депутатов Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района «О тарифах на услуги, оказываемые ООО «ВКХ» по водоснабжению, водоотведению для потребителей Кондратовского сельского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ - противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Резолютивную часть решения суда, вступившего в законную силу, опубликовать в Бюллетене муниципального образования «Кондратовское сельское поселение».
На решение в 10 дней со дня изготовления мотивированного решения может быть подана жалоба, представление прокурора в Пермский краевой суд через Пермский районный суд.
Судья Н.А. Калашникова