№ 2-263/2011 о признании незаконным и недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления об утрверждении тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства



Дело № 2-263/2011г.

РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года, г. Пермь,

Пермский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Янковской О.В.,

с участием помощника прокурора Пермского района Поляковой Е.Ю.,

представителя Совета депутатов Фроловского сельского поселения- Сазоновой Т.П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пермского района об оспариваний решения Совета депутатов Фроловского сельского поселения “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № №,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов Фроловского сельского поселения “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. № №

В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения были утверждены тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению по группам потребителей Фроловского с/поселения: для граждан, проживающих в жилых домах, бюджетных организаций и прочих потребителей. Данное решение официально опубликовано в бюллетене правовых актов Фроловского с/поселения, вступило в законную силу и фактически применяется.

Данный муниципальный правовой акт является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.2 “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса- ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

При этом, федеральным законом не предусмотрено установление дифференциальных тарифов для различных групп населения. Постановлением Правительства РФ № 609 от 21.08.2010года практика установлении различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, в зависимости от групп потребителей, отменена. Разделение потребителей услуг- юридических лиц на группы и возможность установления для каждой из групп, в зависимости от их организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности, различного тарифа на услуги водоснабжения противоречит закону и принципу равенства участников гражданских правоотношений.

Исходя из ч. 2 ст.3 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлен принцип соответствия муниципальных правовых актов в области регулирования тарифов указанному ФЗ. Оспариваемое решение представительного органа муниципального образования по смыслу п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт как затрагивающий права и свободы граждан.

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него в силу п. 7 постановления Пленума ВС РФ № 48 не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемых актом, поскольку ст.251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Просил признать решение Совета депутатов Фроловского сельского поселения “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № противоречащим закону и недействующим с момента вступления в силу.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление по основаниям, в нем указанным.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Фроловского сельского поселения Сазонова Т.П. согласна с заявлением прокурора, в судебном заседании пояснила, что все тарифы, указанные в решении рекомендованы им Управлением жилищного хозяйства Пермского района, поэтому Совет депутатов Фроловского сельского поселения и установил такие тарифы для различной группы потребителей. С момента вступления решения № в силу, оно применялось на территории Фроловского с/поселения.

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя Совета депутатов Фроловского сельского поселения, изучив гражданское дело, приходит к следующему выводу.

Согласно п.п. 4, 4.1 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Статьей 7 вышеназванного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно Устава муниципального образования «Фроловское сельское поселение», принятого решением Совета депутатов от 07.12.2005г. № 19 структуру органов местного самоуправления составляют: Совет депутатов Фроловского сельского поселения- представительный орган муниципального образования (п.п.1.п.1.ст.20). Совет депутатов Фроловского сельского поселения является представительным органом поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения ( п.1 ст.21 Устава). Совет депутатов Фроловского сельского поселения обладает правами юридического лица (п. 9 ст. 21 Устава). Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет глава Фроловского сельского поселения, который избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов (п.5 ст.21 Устава); Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его полномочиям федеральными законами, законами Пермской области, настоящим Уставом принимает решения нормативного характера, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, а также решения ненормативного характера по вопросам организации деятельности Совета депутатов (п.1 ст.32 Устава). Решение принимается на заседаниях Совета депутатов большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, если иное не установлено настоящим Уставом (п.2 ст.32 Устава). Решения Совета депутатов вступают в силу с момента их подписания главой поселения, а подлежащие официальному опубликованию (обнародованию)- со дня официального опубликования (обнародования), если иное не установлено действующим законодательством или самим решением (п.3 ст.32 Устава).

Советом депутатов Фроловского сельского поселения принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» на территории Фроловского сельского поселения (л.д.5, 68).

Согласно приложению к указанному решению тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению утверждены для трех категорий потребителей: граждане, проживающие в жилых домах, независимо от форм собственности; организации, финансируемые из бюджета; прочие потребители.

Для категории «граждане, проживающие в жилых домах, независимо от форм собственности» по водоснабжению тариф установлен 39,45 руб., по водоотведению-50,04руб.; для «организации, финансируемые из бюджета» тариф установлен по водоснабжению- 41,95 руб., по водоотведению- 55,43руб.; для «прочих потребителей» тариф установлен по водоснабжению- 48,28 руб., по водоотведению- 73,47 руб. Таким образом, для категории “Прочие потребители” установлены наибольшие тарифы по указанным услугам, то есть фактически имеет место перекрестное субсидирование.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым акта органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права, свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими правовые актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Законодательно установленное понятие нормативного правового акта отсутствует.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» ( в ред. от 10.06.2010г.) определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из разъяснений, содержащихся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007г. следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Решение Совета депутатов Фроловского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» на территории Фроловского сельского поселения, устанавливает тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений которые могут предоставляться жителям, юридическим лицам, прочим потребителям на территории Фроловского с/поселения, круг которых не является определенным; решение издано в установленном порядке управомочным органом- Советом депутатов Фроловского сельского поселения; подписано главой поселения в пределах его полномочий; решение рассчитано на неоднократное применение.

Из изложенного следует, что оспариваемое решение Совета депутатов является нормативным правовым актом.

Решение представительного органа местного самоуправления было официально опубликовано 15 апреля 2010 года в официальном вестнике нормативных и правовых актов в Бюллетене правовых актов Фроловского сельского поседения №, вступило в действие с 15 мая 2010года и фактически применяется.

Указанный муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции Совета депутатов Фроловского сельского поселения, поскольку в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 24 Устава Фроловского сельского поселения к исключительной компетенции Совета депутатов относятся установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно ст.7 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно п.п. 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» ( в ред. от 10.06.2010г.) если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 “О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации, и захоронению твердых бытовых отходов” с 01 января 2004 года отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.

Анализ положений оспариваемого прокурором решения Совета депутатов Фроловского сельского поселения позволяет признать, что с принятием данного нормативного акта фактически реализован принцип перекрестного субсидирования при оплате услуг коммунального водоснабжения и водоотведения. Факт применения данного принципа при установлении размера тарифа не оспаривался в судебном заседании и представителем Совета депутатов Фроловского сельского поселения.

Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” установлены принципы регулирования тарифов и надбавок, в частности - достижение баланса между интересами потребителей и интересами указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

Однако, реализация данного принципа не означает возможность применения перекрестного субсидирования при оплате потребителями коммунальных услуг и возложения на определенную группу потребителей услуг дополнительных финансовых затрат в целях снижения размера этих затрат для другой группы потребителей.

Разделение потребителей услуг - юридических лиц на группы и возможность установления для каждой из групп, в зависимости от их организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности, различного тарифа на услуги водоснабжения противоречит закону и принципу равенства участников гражданских правоотношений.

Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законом установлен также принцип необходимости соответствия муниципальных правовых актов в области регулирования тарифов Федеральному закону № 210-ФЗ и нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации в указанной сфере правового регулирования.

Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" ( в ред. Федеральных законов от 13.05.2008г. № 69-ФЗ, от 22.07.2008г. № 141-ФЗ, от 01.12.2008г. № 225-ФЗ, от 09.04.2009г. № 58-ФЗ, от 01.07.2009г. № 144-ФЗ, от 17.07.2009г. № 147-ФЗ, от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, от 17.12.2009г. № 316-ФЗ, от 09.03.2010г. № 25-ФЗ, от 29.12.2010г. № 437-ФЗ, от 29.12.2010г. № 441-ФЗ) предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Для целей выполнения условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пунктом 7 статьи 14 указанного федерального закона предусмотрено наличие графиков, утвержденных уполномоченными в соответствии с законодательством РФ и претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и предусматривающих установление не позднее 1 января 2013 года тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей.

Распоряжением Правительства Пермского края от 04.06.2008 года № 65-рп “Об утверждении плана реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пермского края” ( в ред. от 29.12.2008г. № 159-рп) органам местного самоуправления рекомендовано утвердить графики, предусматривающие установление не позднее 1 января 2011 г. тарифов на водоснабжение и водоотведение для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей.

Анализ указанных актов свидетельствует лишь о том, что отмена перекрестного субсидирования в срок до 01.01.2011г. по Пермскому краю является лишь условием получения финансовой поддержки, а не отсрочки исполнения Постановления Правительства № 609 от 21.08.2001 года, которым установлено предписание - отменить перекрестное субсидирование с 1 января 2004 года.

Отсутствует экономическая обоснованность тарифов для разных групп потребления услуг оказываемых ООО «<данные изъяты>».

Постановление № 609 является действующим нормативным актом, принятым в пределах компетенции Правительства РФ, и до настоящего времени оно не отменялось Указанное постановление не противоречит нормам ФЗ №210, и является нормативным правовым актом органов государственной власти в области регулирования тарифов.

Согласно п.п.1 ч.1 ст. 4 ФЗ № 210 Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов Фроловского сельского поселения “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует признать незаконным и недействующим.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» ( в ред. от 10.06.2010г.) предусмотрено, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

При определении срока, с которого следует признать указанное решение недействующим, суд руководствуется положениями п.28 указанного Постановления, и считает необходимым признать акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения решения суда, решение Совета депутатов Фроловского сельского поселения “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № применялось на территории Фроловского сельского поселения, на основании этого решения были реализованы права граждан и организаций, что подтвердили в судебном заседании прокурор и представитель Совета депутатов Фроловского сельского поселения.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Совета депутатов Фроловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «<данные изъяты>» на территории Фроловского сельского поселения незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края

Судья Пермского районного суда Гладких Н.В.

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2011года.

Судья Гладких Н.В.