Дело № 2-333(2011)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом. прокурора Мальцева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Култаевского с/п Пермского района о о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности постановки гидротехнических сооружений прудов на учет как бесхозяйных,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Култаевского сельского поселения о признании незаконным бездействие по обращению с заявлением о постановке на учет гидротехнических сооружений как безхозяйных, о возложении обязанности обратиться с заявление Управление Росреестра по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнических сооружений: ГТС № 54 пруда на реке Сарабаиха в с. Култаево; ГТС № 58 на ручье в селе Болгары, № 63 на ручье в с. Чуваки, № 55 «Нижний» на ручье в с. Косотуриха, расположенных на территории Култаевского сельского поселения на учет как бесхозяйных, указав, что согласно информации, представленной Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора от 13.12.2010г. на территории Пермского района, в границах Култаевсокго с/п находятся действующие потенциально-опасные безхозяйные гидротехнические сооружения пруда № 54 на реке Сарабаиха в с. Култаево, № 58 на ручье в с. Болгары; № 63 на ручье в с. Чуваки; № 55 «Нижний» на ручье в с. Косотуриха. Данные ГТС ни собственника, ни эксплуатирующую организацию не имеют, на техническом учете согласно данных ГУП «ЦТИ» - состоят. Пермский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю сведениями о правах на объекты недвижимого имущества: ГТС прудов в Култаевском с/п не располагает. Администрация Култаевского с/п добровольно с заявлением о постановке на учет данных ГТС в Пермский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю не обращается. В связи с этим ГТС остаются неучтенными в качестве бесхозяйных. В отсутствии собственника данных гидротехнических сооружений, повлечет их дальнейшую эксплуатацию без соблюдения требований безопасности. Гидротехнические сооружения – расположенные в Култаевском с/п при отсутствии собственника в надлежащем состоянии не поддерживаются, не осуществляется контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий. При указанных обстоятельствах гидротехнические сооружения могут подвергаться разрушению, чем создавать реальную угрозу безопасности жителей Култаевского с/п и окружающей среде.
Пом. прокурора Мальцев А.Н. в судебном заседании поддержал заявления требования по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в суд не явился, направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Выслушав пом. прокурора Мальцев А.Н., изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Из информации представленной Министерством природных ресурсов Пермского края на территории Култаевского с/п находятся ГТС № 54 пруда на реке Сарабаиха в с. Култаево; ГТС № 58 на ручье в селе Болгары, № 63 на ручье в с. Чуваки, № 55 «Нижний» на ручье в с. Косотуриха (л.д. 69-76).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра Пермского края от 15.09.2010г. гидротехническое сооружение ГТС № 54 пруда на реке Сарабаиха в с. Култаево; ГТС № 58 на ручье в селе Болгары, № 63 на ручье в с. Чуваки, № 55 «Нижний» на ручье в с. Косотуриха на регистрационном учете не состоят (л.д. 77-80).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Судом установлено, что спорные гидротехнические сооружения не имеют собственника, расположены на территории Култаевского с/п.
Учитывая, что отсутствие собственника ГТС может привести к разрушению ГТС, загрязнению окружающей природной среды, причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Култаевского с/п, суд считает необходимым признать бездействия Администрации Култаевского с/п по постановке на учет данных ГТС как безхозяйных м возложить на администрацию Култаевского с/п обязанность обратиться с заявлением в Управление Росреестра Пермского края по постановке гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйных.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Култаевского с/п по обращению с заявлением о постановке на учет как безхозяйных гидротехнических сооружений ГТС № 54 пруда на реке Сарабаиха в с. Култаево; ГТС № 58 на ручье в селе Болгары, № 63 на ручье в с. Чуваки, № 55 «Нижний» на ручье в с. Косотуриха в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Возложить на Администрацию Култаевского сельского поселения. обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнических сооружений: ГТС № 54 пруда на реке Сарабаиха в с. Култаево; ГТС № 58 на ручье в селе Болгары, № 63 на ручье в с. Чуваки, № 55 «Нижний» на ручье в с. Косотуриха, расположенных на территории Култаевского сельского поселения на учет как бесхозяйных.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2011 года.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья Пермского райсуда: О.В. Безматерных