2-371/2011 о признании права долевой собственности на земельный участок и садовый дом в порядке наследования



Дело № 2-371/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.,

при секретаре Кривощековой Т.Г.,

с участием истцов – Шипигузова В.А., Замориной Н.А., Котельниковой Л.А., Шипигузова А.А., Шипигузова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шипигузова ФИО13, Замориной ФИО14, Котельниковой ФИО15, Шипигузова ФИО16, Шипигузова ФИО17 к администрации Пермского муниципального района, администрации Двуреченского сельского поселения Пермского района о признании права долевой собственности на садовый дом и земельный участок в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Шипигузов В.А., Заморина Н.А., Котельникова Л.А., Шипигузов А.А., Шипигузов Ю.А. обратились в суд с иском к администрации Пермского муниципального района, администрации Двуреченского сельского поселения Пермского района о признании права долевой собственности на садовый дом и земельный участок в порядке наследования.

В обоснование заявленного требования указали, что являются наследниками по закону после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Супруг наследодателя ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Других наследников нет, завещание в пользу третьих лиц не составлялось. В наследственное имущество входит земельный участок площадью 620 кв.м. и расположенный на нем садовый дом с постройками, находящиеся по адресу: <адрес>, Двуреченское <адрес> Земельный участок принадлежал наследодателю на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного на имя ФИО1, после смерти которого его супруга ФИО2 приняла наследство фактически, но при жизни не оформила свои права документально. В отношении садового дома правоустанавливающих документов не выдавалось. В установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства истцы к нотариусу не обращались, наследство было принято ими фактически, они принимали участие в похоронах матери, взяли на память ее вещи, в летний период ДД.ММ.ГГГГ обрабатывали земельный участок, оплачивали членские взносы, участвовали в субботниках. Нотариус не может выдать свидетельство о праве на наследство в отношении указанного имущества, так как в свидетельстве о праве собственности на землю отсутствует печать Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пермского района, в отношении садового дома отсутствует правоустанавливающий документ. Просят признать право собственности на садовый дом с постройками и земельный участок площадью 620 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, по 1/5 доле за каждым.

Истцы – Шипигузов В.А., Заморина Н.А., Котельникова Л.А., Шипигузов А.А., Шипигузов Ю.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам изложенным в заявлении, просили их удовлетворить, указав, что у родителей было семь детей, двое ФИО33 и ФИО34 умерли. У ФИО35 есть сын ФИО36, который на наследство не претендует.

Ответчики – администрация Пермского муниципального района, администрация Двуреченского сельского поселения Пермского района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, направили заявления о рассмотрении дела без участия представителей, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Пермский отдел, нотариус Алеева О.Ю. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, направили заявления о рассмотрении дела без участия представителей, возражений по иску не представили.

Третье лицо – Шипигузов К.В. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, от наследства отказался.

Суд, заслушав истцов, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Согласно свидетельств о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (д.л. 5, 6).

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 на основании решения главы администрации Двуреченского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность земельный участок для садоводства, площадью 0,062 га (л.д. 15).

Техническим паспортом выданным ГУП «ЦТИ Пермского края» Пермский районный филиал от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что по адресу: <адрес>, <адрес> находятся строения состоящие из: садового дома (лит.А), навеса (лит.Г), незавершенной строительством бани (лит.Г1), туалета (лит.Г2), колодца (лит.Г3) (л.д. 17-19).

Кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что земельному участку площадью 620 кв.м., предоставленному для коллективного садоводства, расположенному на землях сельскохозяйсвенного назначения по адресу: <адрес>, <адрес> присвоен кадастровый номер № (л.д. 20).

Согласно справке СНТ «ФИО18» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 являлся членом СНТ и имел садовый дом на земельном участке № (л.д. 41).

В соответствии со справкой администрации Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ на момент смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Совместно с ним была зарегистрирована и проживала ФИО2 (л.д. 12).

Согласно свидетельств о рождении, Шипигузов ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ, Шипигузов ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Шипигузов ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ рождения приходятся сыновьями ФИО2 (л.д. 7, 9, 27).

Свидетельством о рождении и свидетельством о заключении брака подтверждается, что Заморина ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ рождения приходится дочерью ФИО2 (л.д. 11).

Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Завещание ФИО2 не составлялось.

Судом установлено, что ФИО1 принадлежали садовый дом с постройками и земельный участок площадью 620 кв.м. на основании свидетельства о праве собственности на землю, после его смерти наследство приняла его жена ФИО2, которая на день смерти проживала с ним совместно, после ее смерти наследниками являются дети – истцы. У нотариуса нет возможности выдать наследникам ФИО2 свидетельство о праве на наследство по закону в отношении указанного имущества, так как ФИО2 не успела оформить документы надлежащим образом.

В силу статьи 12 ГК РФ признание права является законным способом защиты гражданами принадлежащих им прав и охраняемых законом интересов.

Согласно статьям 1152, 1553 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Учитывая, что истцы приняли наследство после смерти ФИО2, о чем обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства (л.д. 24, 25, 26), принимали участие в похоронах матери, взяли на память ее вещи, в летний период ДД.ММ.ГГГГ обрабатывали земельный участок, оплачивали членские взносы, участвовали в субботниках. Шипигузов К.В. на наследство не претендует. Других наследников нет. Наследодатель пользовался земельным участком в предоставленных границах. Согласно статье 3 п. 9.1 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года, граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. А также учитывая, что спора по границам земельного участка площадью 620 кв.м. нет, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Шипигузовым ФИО23, Замориной ФИО24, Котельниковой ФИО25, Шипигузовым ФИО26, Шипигузовым ФИО27 по 1/5 доле за каждым в праве собственности на строения состоящие из: садового дома (лит.А), навеса (лит.Г), незавершенной строительством бани (лит.Г1), туалета (лит.Г2), колодца (лит.Г3), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.

Признать за Шипигузовым ФИО28, Замориной ФИО29, Котельниковой ФИО30, Шипигузовым ФИО31, Шипигузовым ФИО32 по 1/5 доле за каждым в праве собственности на земельный участок, площадью 620 кв.м., предназначенный для коллективного садоводства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, <адрес>, без установления границ участка в соответствии с земельным законодательством.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности.

На решение в течение десяти дней может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья А.В.Балакина