Дело № 2- 194\2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края
в составе судьи Калашниковой Н.А.,
при секретаре Терехиной О.Б.,
с участием истца Обирина А.И., представителя истца Копылова С.Н., представителя ответчика Корниенковой С.П. - Распопова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обирина ФИО13 к Корниенковой ФИО14, Корниенкову ФИО15 о признании права собственнсоти на квартиру,
установил:
Обирин А.И. обратился к Корниенковой С.П., Корниенкову Н.В. с иском о признании за ним права собственности на 4-х комнатную квартиру общей площадью 83,1 кв. м (в том числе жилой 52,2 кв. метров) в пяти этажном панельном жилом доме на втором этаже, расположенную по адресу: <адрес>, указав, что осенью ДД.ММ.ГГГГ года, по взаимному соглашению о продаже квартиры за <данные изъяты> рублей, он передал Корниенковой С.П., действовавшей за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Корниенкова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., указанную денежную сумму. После передачи денег они достигли соглашение о заключении договора купли-продажи квартиры примерно в ДД.ММ.ГГГГ года после сбора всех необходимых документов и получения разрешения на сделку Органов опеки и попечительства. ДД.ММ.ГГГГ года его семья вселилась в квартиру и прописалась по названному выше адресу. Корниенкова С.П. ДД.ММ.ГГГГ получила Постановление главы Пермского муниципального района, которым разрешалась продажа квартиры с условием дарения в пользу несовершеннолетнего Корниенкова Н.В. 1\7 доли в праве на индивидуальный жилой дом общей площадью 310,8 кв. м, расположенный в дер. <адрес>. На его предложение заключить договор купли-продажи квартиры ответчик сообщила, что жилой дом не введен в эксплуатацию, предложила заключить сделку либо после оформления всех необходимых документов на жилой дом, чтобы передать 1\7 доли несовершеннолетнему Корниенкову Н.В., либо дождаться совершеннолетия сына. Он согласился ждать. Впоследствии Корниенкова С.П. выдала сыну доверенность от ДД.ММ.ГГГГ за № для сбора полного пакета документов, необходимого для продажи принадлежащей ей 1\2 доли в праве собственности на квартиру, он, в свою очередь, передал Корниенкову Н.В. <данные изъяты> рублей, однако, документы Корниенков Н.В. до сих пор не собрал, договор купли-продажи квартиры не заключен. Со дня регистрации в квартире истец оплачивает коммунальные расходы.
В суде истец Обирин А.И. настаивал на удовлетворении иска по основаниям, указанным в заявлении, пояснил, что расписка о передаче денег в счет покупки квартиры, договор задатка, либо предварительный договор купли-продажи не оформлялись. Однако, денежную сумму за квартиру в размере <данные изъяты> рублей он передал в присутствии свидетеля ФИО8, <данные изъяты> рублей передал Корниенковой С.П. в ДД.ММ.ГГГГ года, по истечении недели передал <данные изъяты> рублей, всего передал <данные изъяты> рублей. Рыночная стоимость четырехкомнатной квартиры, расположенной по указанному выше адресу, на ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей подтверждается представленным суду Отчетом об оценке рыночной стоимости квартиры, произведенной независимой консалтинговой компанией от ДД.ММ.ГГГГ. От заключения договора купли-продажи Корниенкова С.П. отказалась в ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики Корниенкова С.П., Корниенков Н.В. в суд не явились, от них поступили заявления о рассмотрении дела без их участия, (заявления на л. 65, 66).
Адвокат Распопов Д.Ю., представляющий интересы ответчика Корниенковой С.П. - (ордер на л.д. 35) иск не признал, указав, что Обириным А.И. не представлено ни одного правового основания возникновения за ним права собственности на жилое помещение, ни предварительного, ни основного договора купли-продажи квартиры стороны не заключали, отсутствуют доказательства передачи Корниенковой С.П. какой-либо денежной суммы за квартиру. Понуждение к заключению договора купли-продажи не допускается. Корниенкова С.П. добровольно не брала на себя обязанность заключить договор купли-продажи квартиры, в исковом заявлении не указана норма закона, которая предусматривала бы обязанность ответчиков заключить договор по отчуждению квартиры.
От третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю поступило в суд заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, (л.д. 67).
Суд, заслушав стороны, оценив письменные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Обирина А.И.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
Пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе обращение взыскания на имущество по обязательствам.
В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Материалами дела установлено, что Корниенковой ФИО16 и Корниенкову ФИО17 принадлежит по праву долевой собственности по 1\2 доли в праве каждому 4-комнатная квартира общей площадью 83,1 кв. м., в том числе жилая 52,2 кв. м., по адресу: <адрес>, <адрес>, (копии Свидетельств о государственной регистрации права на л.д. 8, 9).
В обоснование требований истец ссылается на то, что между ним и ответчиком Корниенковой С.П. имела место договоренность о продаже ему квартиры, что ответчику за квартиру были переданы денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. В качестве доказательств сослался на свидетельские показания, на объяснения Корниенковой С.П. оперуполномоченному ОБЭП ОВД по Пермскому муниципальному району, в которых она признает получение <данные изъяты> рублей за квартиру.
В суде свидетель ФИО8 пояснил, что присутствовал при передаче Обириным А.И. Корниенкову ФИО23, мужу Корниенковой С.П. денег в размере <данные изъяты> рублей за квартиру, деньги передавались в качестве предоплаты, (л.д. 93-96).
Свидетель ФИО9 подтвердила, что Корниенкова С.П. говорила ей о продаже квартиры за <данные изъяты> рублей, позднее узнала, что она продала квартиру Обирину, (л.д. 96-98).
Свидетель ФИО10 пояснил, что в настоящее время проживает по соседству с Корниенковыми, с их слов знает, что они продали квартиру, (л.д. 99-101).
Из объяснений Корниенковой С.В. оперуполномоченному ОБЭП ОВД по Пермскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был введен в эксплуатацию на основании Постановления главы муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было получено свидетельство о праве собственности на жилой дом на имя ее мужа ФИО1, они всей семьей вселились в дом. К ней обратился Обирин А.И. с просьбой заселиться в квартиру по адресу: <адрес> с дальнейшим правом выкупа. После заселения ДД.ММ.ГГГГ года Обирин А.И. передал ей <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ Обирин А.И. передал ей денежные средства неравными частями, общей суммой <данные изъяты> рублей, всего передал <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ году она спрашивала Обирина А.И., когда они зарегистрируют квартиру на его имя, он сослался на занятость, обещал связаться с ней позднее. В ДД.ММ.ГГГГ года она отказалась оформить генеральную доверенность на имя сына ФИО18, предложила Обирину А.И. произвести полный расчет за квартиру и оформить право собственности на его имя. Неоднократно предлагала Обирину обсудить сумму, которую необходимо ему доплатить за квартиру, но от разговора на эту тему он всегда уходил. Какой-либо договоренности с Обириным относительно доплаты за квартиру до настоящего времени не достигнуто, (л.д. 23,24).
Представленные истцом доказательства, не подтверждают договоренность сторон о купле-продаже жилого помещения.
В силу ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Согласно п. 1 ст. 162 ГК несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
В данном случае право собственности истца на квартиру могло возникнуть на основании заключенного между сторонами в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами договора купли-продажи объекта недвижимости – квартиры.
Истцом не отрицается тот факт, что письменный договор купли-продажи квартиры стороны не заключали, отсутствуют письменные доказательства передачи ответчикам денежной суммы в счет сделки за покупку жилого помещения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчики Корниенковы добровольно брали на себя обязанность заключить договор купли-продажи квартиры, (не представлен предварительный договор купли-продажи, договор задатка, др.).
Временное проживание истца в квартире, оплата коммунальных расходов не является основанием возникновения права собственности на жилое помещение.
Что касается показаний свидетелей, на которые имеется ссылка в исковом заявлении, то в силу закона ссылка на такой вид доказательств в подтверждение сделки и ее условий недопустима.
Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Истцом не представлено письменных доказательств заключения между сторонами договора купли-продажи квартиры и достижения соглашения по всем существенным вопросам такого соглашения, а именно: о его предмете, о его цене, о сроках и условиях передачи жилого помещения.
Приведенные выше объяснения ответчика Корниенковой С.В. свидетельствуют о недостижении соглашения по стоимости квартиры.
Нашли подтверждение доводы ответчика Корниенковой С.П. об отсутствии предусмотренных законом оснований понуждения к заключения договора купли-продажи квартиры.
Поскольку отсутствуют какие-либо доказательства обязанности ответчиков передать квартиру, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о признании права собственности на жилое помещение.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Обирина ФИО19 к Корниенковой ФИО20, Корниенкову ФИО21 о признании за Обириным ФИО22 права собственности на 4-х комнатную квартиру общей площадью 83,1 кв. м., ( в том числе жилой 52,2 кв. м.) в пяти этажном панельном жилом доме на втором этаже, расположенной по адресу: <адрес>
отказать.
На решение в 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд.
Судья
Н.А. Калашникова