№ 2-261/2011 по иску прокурора к администрации о возложении обязаности постановки на учет бесхозяйного имущества



Дело № 2-261(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом. прокурора Форсюк Р.А., представителей ответчика Бабикова С.А., Бабиковой Т.М., представителя третьего лица Шипиловских Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района к Администрации Пальниковского с/п Пермского района о возложении обязанности постановки гидротехнических сооружений прудов на учет как бесхозяйных,

установил:

Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к Администрации Пальниковского сельского поселения о возложении обязанности в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявление Управление Росреестра по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнических сооружений: ГТС № 36 пруда в с. Н.Пальник; ГТС № 37 пруда в с. Н.Пальник; ГТС № 40 пруда на реке Ерзыковка в деревне Челяба, расположенных на территории Пальниковского сельского поселения на учет как бесхозяйных, указав, что на территории Пальниковского с/п находятся гидротехнические сооружения: ГТС № 36 пруда в с. Н.Пальник, ГТС № 37 пруда в с. Н.Пальник; ГТС № 40 пруда на реке Ерзыковка в деревне Челяба. Согласно информации представленной Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и Пермским районным филиалом Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» данные гидротехнические сооружения не имеет собственника, на балансе какого-либо учреждения или организации не значатся. ГТС, расположенные на территории Пальниковского с/п собственника и эксплуатирующей организации не имеют, осуществление надлежащего содержания данного гидротехнического сооружения, проведение его ремонта и обеспечение безопасности, невозможно. Таким образом, отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение, предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и причинению ущерба здоровью, жизни и имуществу граждан, проживающих на территории сельского поселения, в границах которого расположены ГТС. В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено также и в Уставе Пальниковского сельского поселения. В связи с тем, что постановка на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения как объекта недвижимости в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению этих действий должна быть возложена на администрацию Пальниковского с/п. Кроме того, отсутствие собственника у ГТС создает реальную угрозу разрушения ГТС, загрязнения окружающей среды и гибели водных биоресурсов, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Пом. прокурора Форсюк Р.А. в судебном заседании поддержал заявления требования по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представители ответчика Бабиков С.А. и Бабикова Т.М. возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что зеркало прудов составляет 20-30 соток, они не представляют никакой опасности, при регистрации права муниципальной собственности на ГТС и пруды, у них возникнет необходимость составления паспортов безопасности, а это дополнительные расходы для поселения.

Представитель третьего лица Шипиловских Д.Б. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что сооружения, расположенные на прудах в Пальниковского сельском поселении нельзя отнести к гидротехническим сооружениям. Срок, указанный в заявление для постановки на учет данных объектов нереальный, т.к. необходимо будет дополнительно подготовить документы по земельному участку, на которых расположены пруды.

Выслушав пом. прокурора Форсюк Р.А., представителей ответчика Бабикова С.А. и Бабикову Т.М., представителя третьего лица Шипиловских Д.Б., изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Из информации представленной комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района от 01.12.2010г. № 1441 на территории Пальниковского с/п как бесхозяйные находятся ГТС № 36 пруда с. Н.Пальник, ГТС № 37 пруда с. Н.Пальник, ГТС № 40 пруда в д. Челяба на реке Ерзыковка (л.д. 6-13).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно сведениям, представленные ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Пермский районный филиал от 13.09.2010г. № 2222 гидротехническое сооружение № 40, расположенное на реке Ерызовка в деревне Челяба на техническом учете в филиале не состоит (л.д. 14).

Из выписок из реестра муниципальной собственности Пальниковского с/п от 01.02.2011г. и Пермского муниципального района от 02.02.2011г. следует, что спорные гидротехнические сооружения и пруды в муниципальной собственности не значатся.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Суд не может согласиться с доводами представителя третьего лица Шипиловских Д.Б. о том, что сооружения на прудах, расположенные в Пальниковского с/п нельзя назвать гидротехническими, поскольку данные утверждения опровергаются кадастровыми паспортами на пруды и гидротехнические сооружения, а также техническими паспортами пруды и гидротехнические сооружения, расположенные на данных прудах, представленные представителями ответчика.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом установлено, что спорные гидротехнические сооружения не имеют собственника, расположены на территории Пальниковского с/п.

Учитывая, что отсутствие собственника ГТС может привести к разрушению ГТС, загрязнению окружающей природной среды, причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Пальниковского с/п, суд считает необходимым возложить на администрацию Пальниковского с/п обязанность в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявлением в Управление Росреестра Пермского края по постановке гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйных.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на Администрацию Пальниковского сельского поселения в срок до 01.06.2011г. обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнических сооружений: ГТС № 36 пруда в с. Н.Пальник, ГТС № 37 пруда в с. Н.Пальник, ГТС № 40 пруда на реке Ерзыковка в д. Челяба, расположенных на территории Пальниковского сельского поселения на учет как бесхозяйных.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2011 года.

Судья:/подпись/

Копия верна

Судья Пермского райсуда: О.В. Безматерных