2-228/2011 об обязании во внеочередном порядке предоставть жилое помещение



Дело № 2-228/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Калашниковой Н.А.,

при секретаре Терехиной О.Б.

с участием прокурора Сапожниковой Л.С., представителя администрации Пермского муниципального района Ядгаровой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Пермского района в интересах лица, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей – Щеглова ФИО9 к администрации Пермского муниципального района об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение

установил:

Прокурор Пермского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Щеглова П.В. к администрации Пермского муниципального района об обязании предоставить во вне очередном порядке жилое помещение.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Щеглова П.В. по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В ходе проверки установлено, что Щеглов П.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, т.к. на основании решения Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать в отношении него лишена родительских прав. На основании Постановления главы МО «Пермский район» от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Щеглов П.В. был направлен в государственное учреждение для детей-сирот в ФИО14 где воспитывался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании Постановления главы МО «Бершетское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №а, Щеглов П.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и ДД.ММ.ГГГГ он был включен в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер по очередности №. Кроме этого, согласно предоставленной информации из ГУП ЦТИ Пермского края Пермский районный филиал, Управления Россреестра по Пермскому краю за гр. Щегловым П.В. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано. Просит обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить во вне очередном порядке Щеглову П.В. отдельное жилое помещение по договору социального найма.

В суде помощник прокурора Пермского района Сапожникова Л.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Истец Щеглов П.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв, в котором указала, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям государственной власти субъектов РФ. Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта РФ, также в законе указано, что дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, эта норма не конкретизирует, что именно органы исполнительной власти местного самоуправления обеспечивают детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Считает, что предоставление жилого помещения во вне очередном порядке относится к компетенции органов исполнительной власти Пермского края. Также считает, что предоставлением жилого помещения Щеглову П.В. во вне очередном порядке, будут нарушены права других детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет раньше истца, т.к. жилые помещения для данной категории граждан приобретаются по мере поступления денежных средств.

Третье лицо Правительство Пермского края представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, направило заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя, возражало против удовлетворения завяленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района, представителя администрации Пермского муниципального района, проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Как следует из ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

Щеглов ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете на получение жилой площади в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации Пермского муниципального района.

На момент постановки Щеглова П.В. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Щеглов П.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается решением Пермского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО2 и ФИО3, являющихся его родителями (л.д. 7). Вследствие чего Щеглов П.В. был помещен в Юго-Камский детский дом.

Из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Щеглов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником ФИО12 ФИО13 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 9).

Постановлением Главы Муниципального образования Пермский район Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ за Щегловым П.В. сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 8).

Актами проверки сохранности закрепленной жилой площади за несовершеннолетним, составленных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является ветхим.

Из Распоряжения Главы муниципального образования «Бершетское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Щеглов П.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения принят на регистрационный учет, как нуждающийся в льготном получении жилого помещения и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета.

Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, старше 18 лет, нуждающихся во внеочередном получении жилья за счет краевого бюджета по Пермскому муниципальному району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Щеглов ФИО15 в указанном списке значиться под номером 26 (л.д. 12-13).

Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Щеглов П.В. не исключен. Поставив Щеглова П.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот, администрация Пермского муниципального района фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

По сведениям Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Пермский отдел от ДД.ММ.ГГГГ, ГУП «ЦТИ Пермского края» Пермский районный филиал от ДД.ММ.ГГГГ за Щегловым ФИО16 объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д. 14-15).

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела в суде, Щеглов П.В. не имеет какого либо жилья.

Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Щеглов П.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», действие документа распространено на территории Пермского края (Закон Пермского края от 28.11.2006 г. № 29-КЗ) определено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона).

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1.4.1 ст. 4 Закона).

Указом губернатора Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство о реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Щеглову П.В. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края, за счет целевых средств, выделяемых Правительством Пермского края.

Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из Постановления администрации Пермского района № 1543 от 01 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления), 11 кв.метров общей площади на одного человека.

Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Щеглову П.В. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Пермского района удовлетворить.

Обязать администрацию Пермского муниципального района за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во вне очередном порядке Щеглову ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отдельное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающее санитарно-техническим требованиям.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Н.А. Калашникова