№ 2-165/2011 по иску прокурора о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-165 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Безматерных О.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Соболева Ю.Ю., истца Макаровой Е.В., представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности № 2 от 11.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края действующего в интересах Макаровой Е.В. к администрации Пермского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Макаровой Е.В., просил обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить Макаровой Е.В. отдельное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарно-техническим требованиям за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Макаровой Е.В., являющейся лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ей отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В ходе проверки установлено, что Макарова Е.В. является лицом, оставшейся без попечения родителей, т.к. её родители умерли, в связи с чем над ней была установлена опека (Постановление главы муниципального образования Пермский район от 23.10.2002г.). Жилое помещение при этом не закреплялось. Согласно представленной информации из администрации Пермского муниципального района установлено, что Макарова Е.В. состоит на жилищном учете в администрации Кукуштанского сельского поселения (по месту первичного выявления) и включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из них, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с 13.08.2007г. С 11.06.2008г. Макарова Е.В. включена в данный список и по состоянию на 01.01.2010г. номер её очередности в данных списках 59. Согласно представленной информации из главного Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП ЦТИ Пермского края производственное управление за Макаровой Е.В. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.

В суде помощник прокурора Пермского района Соболев Ю.Ю. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске.

Истец Макарова Е.В. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях, пояснила, что её отец сгорел в их доме, мама пропала без вести, она находилась под опекой своей двоюродной сестры, жилое помещение за нею не закреплялось.

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И. исковые требования не признала, представила отзыв на иск.

Представитель третьего лица - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск просили в иске прокурору Пермского района отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края Соболева Ю.Ю., истицу Макарову Е.В., представителя администрации Пермского муниципального района Ядгарову Л.И., проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из абзаца 2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставиться законом в зависимость от наличия, либо отсутствия других лиц, обладающим аналогичным правом (ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Из информации, предоставленной главой администрации Пермского муниципального района от 26.11.2010 года усматривается, что Макарова Е.В., 11.06.1990 года рождения состоит на жилищном учете в администрации Кукуштанского сельского поселения (по месту первичного выявления), и включена в сводный Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с 13.08.2007 года и после наступления совершеннолетия с 11.06.2008г. включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2010 года номер её очередности в данных списках - № 59 (л.д.12).

На момент постановки Макаровой Е.В. на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Судом установлено, что жилое помещение за истицей не закреплялось.

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трёх условий:

1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2. отсутствие закрепленного жилого помещения;

3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Макарова Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти матери истца - ФИО6, умершей в июне 2002г. (л.д. 7), свидетельством о смерти отца ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Постановлением главы МО Пермский район Пермской области от 23.10.2022г. № 1533 над несовершеннолетней Макаровой Е.В., 11.06.1990 г.р. установлена опека, опекуном назначена ФИО8 (л.д. 9).

С 11.06.2008 года Макарова Е.В. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пермскому муниципальному району за № 83 (л.д. 12).

Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Макарова Е.В. не исключена.

По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю от 26.11.2010г. за Макаровой Е.В. зарегистрировано право долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 10), по данным ГУП ЦТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Е.В. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д. 11).

Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Макарова Е.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, в виду невозможности предоставить ему ранее занимаемое жилое помещение по причине отсутствия такового, какого-либо жилья на праве собственности истец не имеет.

Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края.

Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Макаровой Е.В. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких - либо условий.

Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из Постановления администрации Пермского района № 1543 от 1 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления), 11 кв. метров общей площади на одного человека.

Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Макаровой Е.В. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Макаровой Е.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы.

На решение суда в течение 10 дней может быть подано кассационное представление, подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2011 года.

Судья: