Дело № 2-409/2011г.
РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года г. Пермь,
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Печенкиной С.С.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Соболева И.И.,
представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района- Ядгаровой Л.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края действующего в интересах Туневой В.И. к администрации Пермского муниципального района, 3-е лицо Правительство Пермского края, о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Туневой В.И., просил обязать администрацию Пермского муниципального района за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Туневой В.И. на семью из трех человек с учетом ее несовершеннолетних детей: Т.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. и Т.Е., ДД.ММ.ГГГГг.р. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее установленной социальной нормы и отвечающего санитарно-техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Туневой В.И., являющейся лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ей и ее малолетним детям Т.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. и Т.Е., ДД.ММ.ГГГГг.р. отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ранее в ходе проверки установлено, что Тунева В.И., является ребенком – сиротой, так как ее мать и отец лишены родительских прав, в связи с чем она была определена в детское государственное учреждение- <данные изъяты>, где находилась на воспитании с 16.06.2006 г. по 24.12.2007 г. При определении Туневой В.И. в детский дом, жилое помещение за ней не закреплялось, в связи с чем она была поставлена на учет по месту первичного выявления- в администрации Култаевского с/поселения и включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с 01.12.2006г. С 07.08.2008г. Тунева В.И. включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2010 года номер ее очередности №. Согласно представленной информации из главного Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП ЦТИ Пермского края за Туневой В.И. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано. В силу ст. 69 ЖК РФ несовершеннолетние дети Туневой В.И.- Т.А. и Т.Е. являются членом семьи Туневой В.И., которая имеет право на внеочередное предоставление жилья, поэтому и ее дети подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам.
В суде помощник прокурора Пермского района Соболев И.И. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в иске.
Истец Тунева В.И. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И., исковые требования не признала, представила отзыв на иск.
Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск просили в иске прокурору Пермского района отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края Соболева И.И., представителя администрации Пермского муниципального района Ядгаровой Л.И., исследовав гражданское дело, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Из информации, предоставленной главой администрации Пермского муниципального района от 31.12.2010 года усматривается, что Тунева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на жилищном учете в администрации Култаевского сельского поселения (по месту первичного выявления), и включена в сводный Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району, с 01.12.2006 года. С 07.08.2008 года включена в список детей – сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2010 года номер ее очередности в данных списках - № (л.д.15). На момент постановки Туневой В.И. на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Судом установлено, что за ней жилое помещение по месту ее регистрации в Пермском районе <адрес>, не закреплено, так как актом обследования жилого помещения администрации Нижнемулллинского сельского поселения от 26.10.2006г., жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается материалами дела. Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде Туневой В.И. предоставлено жилье, не представлено.
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трёх условий:
1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;
2. отсутствие закрепленного жилого помещения;
3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Тунева В.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается решением Пермского районного суда Пермской области от 22.02.2006г., <данные изъяты> (л.д.30-31).
Тунева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась воспитанницей ГКОУ «<данные изъяты>» Пермского района с 16.06.2006 года по 24.12. 2007 года, находилась на полном государственном обеспечении (л.д.38).
С 01.12.2006 года Тунева В.И. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пермскому муниципальному району за №.
Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Тунева В.И. не исключена.
ДД.ММ.ГГГГ у Туневой В.И. родился сын Т.А., а ДД.ММ.ГГГГ родился второй сын Т.Е., что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.33, 36).
По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края от 12.01.2011 года, за Туневой В.И. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д., л.д. 13,14). По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю, от 15.02..2011 года, за Т.А. и Т.Е. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.
Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Тунева В.И. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, в виду невозможности предоставить ей ранее занимаемое жилое помещение по причине непригодности его для проживания, какого-либо жилья на праве собственности истец не имеет.
Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края.
Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Туневой В.И. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района <адрес> за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких - либо условий.
Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из Постановления администрации Пермского района № 1543 от 1 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления), 11 кв. метров общей площади на одного человека.
Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п (ред. от 29.06.2010) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м.
Тунева В.И. является матерью малолетних Т.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. и Т.Е., ДД.ММ.ГГГГг.р. По мнению суда, малолетние дети Туневой В.И. также имеют право на предоставление им жилой площади, как члены семьи истца. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации несовершеннолетние Т.А. и Т.Е. также подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам.
Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Туневой В.И. и её несовершеннолетним детям Т.А. и Т.Е. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на трех человек не менее установленной нормы предоставления, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Туневой В.И. на семью из трех человек с учетом ее несовершеннолетних детей: Т.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. и Т.Е., ДД.ММ.ГГГГг.р. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее установленной социальной нормы и отвечающего санитарно-техническим требованиям.
На решение суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2011 года.
Судья Гладких Н.В.