2-521/2011 о признании указания о предоставлении топографической съемки неправомерным



Дело № 2-521/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года г.Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием заявителя – Шестаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Шестаковой ФИО5 о признании указания о предоставлении топографической съемки неправомерными, ответ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района не мотивированным,

УСТАНОВИЛ:

Шестакова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании указания о предоставлении топографической съемки неправомерными, ответ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района не мотивированным.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Пермского муниципального района о закреплении в собственность земельного участка №, площадью 399 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. К заявлению были приложены все предусмотренные законодательством документы. Заявление зарегистрировано входящим № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ от Отдела по землеустройству администрации Пермского муниципального района за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано на невозможность предоставления данного земельного участка в собственность на основании того, что земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе Воткинского водохранилища. В состав прибрежной защитной полосы входит береговая полоса (минимальное расстояние от участка до воды примерно 8 метров). В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. Однако, ни в кадастровом паспорте земельного участка №, ни в землеустроительном деле СНТ сведений о том, что их земли входят в территорию береговой полосы, нет. В полученном ответе также не содержится сведений, о том каким образом определена территория береговой полосы и на основании каких измерений и документов. Никто измерений участка по расстоянию от границ до уреза воды не проводил. С момента отвода земельного участка под садоводческое товарищество в ДД.ММ.ГГГГ никаких изменений границы товарищества со стороны берега не производилось. Кроме того, заявителю указано на необходимость предоставления топографической съемки данного земельного участка, что считает незаконным, т.к. в землеустроительном деле и кадастровом паспорте, выданных в ДД.ММ.ГГГГ после межевания, уже содержатся полные исчерпывающие сведения о земельном участке. Просит признать указание о предоставлении топографической съемки неправомерным, поскольку действующим законодательством предоставление топографической съемки неправомерным, поскольку действующим законодательством предоставление таких документов при приватизации земельных участков не предусмотрено. Ответ отдела по землеустройству № от ДД.ММ.ГГГГ признать немотивированным, т.к. в нем не указаны документы, подтверждающие каким образом определена береговая полоса в месте расположения земельного участка №.

В судебном заседании Шестакова Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила обязать Комитет имущественных отношений рассмотреть ее заявление без предоставления топографической съемки.

Представитель Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в судебное заседание не явился. В предварительном судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика с требованиями не согласился. Считает, что ответ обоснован. Просил заявление оставить без удовлетворения.

Заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Пермский отдел, администрация Усть-Качкинского сельского поселения, СНТ «Усть-Качкинское» о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, представителей в суд не направили, возражений не представили.

Суд, заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, считает, что заявление Шестаковой Л.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась к Главе Муниципального образования Пермский район ФИО3 о закреплении в собственность земельного участка №, общей площадью 399 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 5).

К заявлению приложены следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) с кадастровым номером № с определением границ, где весь земельный участок носит особый режим использования земли. Прибрежная защитная полоса Воткинского водохранилища и водоохранная зона Воткинского водохранилища (л.д. 6-10); описание местоположения границ земельного участка № в СНТ «Усть-Качкинское» с заключением правления СНТ «Усть-Качкинское» об использовании земельного участка членом кооператива и отсутствие спора по границам со смежным землепользователем (л.д.11-12); вписка из протокола общего собрания СНТ «Усть-Качкинское» № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении земельных участков в собственность за членами СНТ и земли общего пользования в собственность СНТ «Усть-Качкинское» (л.д. 13); справка о наличие садового дома с постройками на территории земельного участка № в СНТ «Усть-Качкинское» пользуется с ДД.ММ.ГГГГ площадью 399 кв.м. (л.д. 14); свидетельство о регистрации права собственности на каркасно-щитовой дом с мансардой (л.д. 18); копия технического паспорта на строение (л.д. 19-22); копия членской книжки садовода на имя Шестаковой Л.В. на земельный участок № (л.д. 23); Государственный акт на право пользования землей коллективного садоводства площадью 10.0 га в границах согласно плана землепользования от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 28-30).

ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на письменное заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 399 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сообщает, что согласно представленного кадастрового паспорта, земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе Воткинского водохранилища. В состав прибрежной защитной полосы входит береговая полоса (минимальное расстояние от участка до воды примерно 8 м). В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, ширина которой определяется п. 6 ст. 6 Водного кодекса и составляет 20 м. В связи с вышеизложенным для дальнейшего рассмотрения вопроса, необходимо предоставить топографическую съемку данного земельного участка, с указанием НПУ (нормальному подпорному уровню) воды. При себе иметь копию лицензии на проведение топографических работ.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 2, 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

На основании Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ горда № согласно пункта 2.6. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Пункт 2.7. Администрация Пермского муниципального района в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, на заявителя возлагается обязанность, предусматривающая изготовление и утверждение проекта границ земельного участка с учетом зонирования территории. Земельный кодекс РФ не предусматривает отказ в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду не предоставления заявителем самой схемы и топографической съемки.

Согласно ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Заявление Шестаковой Л.В. и приложенные к нему документы позволяли определить цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ. Представление каких-либо документов, необходимых для изготовления и утверждения проекта границ земельного участка (схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории, топографической съемки), лицами, испрашивающими земельные участки для целей, не связанных со строительством, законодательство не предусматривает.

Таким образом, у Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отсутствовали какие-либо препятствия к рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка.

Доводы представителя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, о том, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия или обязанности по изготовлению схем расположения земельного участка на кадастровом плане или топографической кадастровой карте соответствующей территории суд не принимает во внимание, поскольку на орган местного самоуправления ст. 34 Земельного кодекса РФ возлагается обязанность по утверждению и выдаче схемы и не предусмотрена обязанность заявителя ее изготавливать.

Оспариваемое действие нарушает права и законные интересы Шестаковой Л.В., так как препятствует оформлению прав на земельный участок, необходимый для садоводства.

Поскольку отказ в предоставлении земельного участка Шестаковой Л.В. основан на утверждении, что земельный участок находится в береговой полосе также является незаконным. Земельный участок площадью 399 кв.м., принадлежащей на праве пользования СНТ «Усть-Качкинское» расположен в водоохраной зоне Воткинского водохранилища, в прибрежной защитной полосе Воткинского водохранилища и в 3 поясе зоны санитарной охраны курорта «Усть-Качка», согласно пояснительной записки материалов размежевания всего земельного массива СНТ «Усть-Качкинское», находящегося в границах данного земельного массива, стоящего на кадастровом учете, является обременением (л.д. 57-68). Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами местного самоуправления, для указанного земельного участка не зарегистрировано.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено доказательств, что ограничения прав на землю, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ не зафиксированы в актах органа местного самоуправления, кадастровых планах.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Однако, восстановление прав Шестаковой Л.В. возможно путем возложения обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района рассмотреть ее заявление.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ответ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отдела по землеустройству № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления топографической съемки земельного участка, находящегося в пользовании Шестаковой ФИО6 признать незаконным.

Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района рассмотреть заявление Шестаковой ФИО7 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 399 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней после составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2011 года.

Судья А.В.Балакина