2-572/2011 по иску прокурора о возложении обязанности устранить нарушений законодательства об авиционной безопасности



Дело № 2-572/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 апреля 2011 года г.Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

Председательствующего судьи О.В.Безматерных,

при секретаре Кривощековой Т.Г.

с участием помощника прокурора Никулина Д.В.

представителя ответчика Моховой И.Ю.,

представителей третьего лица Панова М.Ю., Жидко В.М., Наговициной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пермского транспортного прокурора к ФГУП «Пермские авиалинии» о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства об авиационной безопасности,

установил:

Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГУП «Пермские авиалинии» об устранении нарушений законодательства об авиационной безопасности.

В обоснование заявленных требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований транспортной безопасности м/н аэропорта «Большое Савино».

В результате проверки выявлено, что ФГУП «Пермские авиалинии» нарушает требования ст. 86 ч.4 ВК РФ, согласно которой охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ, а также не исполняет постановление Правительства РФ от 01.02.2011 года № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», согласно п.3, 4 которых организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры; охрана границ территории (периметра) в отношении международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ.

Выявленные и перечисленные нарушения федерального законодательства свидетельствуют о низком уровне антитеррористической и противодиверсионной защищенности международного аэропорта «Большое Савино» от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В результате осуществления аэропортовой деятельности ФГУП «Пермские авиалинии без соблюдения указанных требований по авиационной безопасности может пострадать любой гражданин РФ или иностранные граждане. Непринятие надлежащих мер по выполнению требований транспортной безопасности может привести к совершению в международном аэропорту терактов (в т.ч. с захватом воздушного судна) и необратимым последствиям.

На основании изложенного прокурор просит обязать ответчика устранить указанные нарушения и организовать охрану границ территории (периметра) в отношении международного аэропорта «Большое Савино» подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ.

В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями прокурора согласны, но имеются разногласия с вневедомственной охраной в части объектов и их границ, подлежащих охране силами органов внутренних дел.

Представители третьего лица – УВО при УВД г.Перми в судебном заседании исковые требования поддержали. Также третьим лицом был представлен отзыв на иск.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии ст. 83 Воздушного кодекса РФ состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации составляет авиационную безопасность. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ) Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Статьей 84 ВК РФ регламентировано обеспечение авиационной безопасности. Согласно ч. 1, 2, 4 указанной статьи, лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается в том числе посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции (в ред. Федеральных законов от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ). Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ФАП). Согласно ч. 6 указанной статьи охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 3, 4 «Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 01.02.2011 года (далее Правила):

- Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

- Охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации;

в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

В соответствии с п. 2.2.8 Устава ФГУП «Пермские авиалинии» предприятие обеспечивает авиационную безопасность в пределах территории предприятия. В соответствии с п. 2.2.1 Устава, предприятие осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и выполняет авиационные работы, предоставляет аэропортовые услуги, наземное и техническое обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов на внутренних и международных авиалиниях с обеспечением безопасности полетов, авиационной безопасности и культуры обслуживания.

11.02.2011 года Пермской транспортной прокуратурой в адрес гендиректора ФГУП «Пермские авиалинии» вынесено предостережение о не допустимости нарушений закона, а именно ч.6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ п. 3, 4 Правил. Данное предостережение объявлено гендиректору Григорьеву В.В. 15.02.2011 года (л.д. 5).

Из ответа на данное предупреждение следует, что ФГУП «ПАЛ» приняты следующие меры к исполнению постановления Правительства №42 : в адрес Управления вневедомственной охраны при УВД по г.Перми 16.02.2011 год направлено обращение с предложением заключения договора в соответствии с требованиями Правил.

В отзыве на иск ответчик указывает, что ответ на указанное обращение до сих пор не получен, следовательно, нарушение п. 4 Правил до настоящего времени не устранено.

Таким образом, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств выполнения обязанностей по обеспечению авиационной безопасности, предусмотренных ч.6 ст. 84 ВК РФ, а также п. 4 Правил, суд считает необходимым возложить обязанность по организации охраны границ территории (периметра) в отношении международного судебным решением, поскольку указанные нарушения федерального законодательства влекут за собой угрозу незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, вследствие чего может пострадать любой гражданин РФ, либо иностранные граждане.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Пермского транспортного прокурора удовлетворить.

Возложить на ФГУП «Пермские авиалинии» обязанность устранить нарушения ст. 84 ч. 6 Воздушного кодекса РФ, а также п. 4 постановления Правительства РФ от 01.02.2011г. № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», а именно обязать ФГУП «Пермский авиалинии» организовать охрану границ территории (периметра) в отношении международного аэропорта «Большое Савино» подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ в срок до 31 мая 2011 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2011 года

Судья /подпись/

Копия верна

Судья О.В.Безматерных