Дело № 2-339 (2011)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Безматерных О.В.,
при секретаре Сюремовой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Сапожниковой Л.С.,
представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края действующего в интересах Полуянова А.А. к администрации Пермского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Полуянова А.А., просил обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить Полуянову А.А. отдельное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарно-техническим требованиям за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Полуянова А.А., являющегося лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Полуянов А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как они лишены родительских прав, в связи с чем он был направлен в Осинский детский дом, при этом жилое помещение за ним не закреплялось, в связи с чем 23.03.2007г. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения ( за счет средств краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району, по состоянию на 01.01.2010г. номер его очередности № 34. Согласно представленной информации из главного Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП ЦТИ Пермского края производственное управление за Полуяновым А.А. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.
В суде помощник прокурора Пермского района Сапожникова Л.С. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске.
Истец Полуянов А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И. исковые требования не признала, представила отзыв на иск.
Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск просили в иске прокурору Пермского района отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края, представителя администрации Пермского муниципального района, проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из абзаца 2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставиться законом в зависимость от наличия, либо отсутствия других лиц, обладающим аналогичным правом (ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Из информации, предоставленной главой администрации Пермского муниципального района от 10.12.2010 года усматривается, что Полуянов А.А., включен в сводный Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району, включен в список детей – сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2010 года номер его очередности в данных списках - № 34 (л.д.12-14).
На момент постановки Полуянова А.А. на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. Из заявления Полуянова А.А. в Прокуратуру Пермского района следует, что на момент рассмотрения дела в суде жилье ему не предоставлено.
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трёх условий:
1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;
2. отсутствие закрепленного жилого помещения;
3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Полуянов А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается решением Пермского районного суда Пермской области от 16.02.2000 года, родители А.А. – ФИО6 и А.А. лишены родительских прав (л.д. 7-8), Отец – ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
С 11.02.1989 года Полуянов А.А. состоит на жилищном учете в администрации Култаевского с/п (по месту первичного выявления) и с 01.11.2000 года принят на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району. После наступления совершеннолетия с 11.02.2007 года состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилье за счет средств краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2010 года, номер очередности в данных списках - № 34 (л.д. 12).
Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Полуянов А.А. не исключен.
По сведениям ГУП ЦТИ Пермского края от 17.12.2010 года ни за Полуяновым А.А. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.
Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Полуянов А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, в виду невозможности предоставить ему ранее занимаемое жилое помещение по причине отсутствия такового, какого-либо жилья на праве собственности истец не имеет.
Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края.
Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Полуянову А.А. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких - либо условий.
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Постановлению Правительству Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (ред. От 29.06.2010) «Об утверждении Положения о прядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Минсоцразвития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из нормы общей площади жилого помещения.
Постановлением администрации Пермского района № 1543 от 1 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления).
Таким образом, из положений нормативно - правовых актов, приведенных выше, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в собой социальной поддержке государства, в данном случае детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Полуянову А.А. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Полуянову А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы.
На решение суда в течение 10 дней может быть подано кассационное представление, подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2011 года.
Судья /подпись/
Копия верна
Судья: О.В.Безматерных