2-820/2011 о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанностей по подготовке распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и подготовке проекта договора аренды земельного участка



Дело № 2-820/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Н.В. Гладких,

при секретаре Л.С. Скардиной,

с участием представителя истца Андреевой Р.Т. – адвоката Серяковой Е.Ю., действующей на основании ордера,

представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края – Харина О.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой ФИО6 к ответчику Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанностей по подготовке распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и подготовке проекта договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Андреева Р.Т. обратилась с иском о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края в предоставлении ей в аренду земельного участка (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, возложении обязанности заключить с ней договор аренды указанного земельного участка.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, указав, что просит обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района подготовить распоряжение о предоставлении ей в аренду данного земельного участка для личного подсобного хозяйства и подготовить проект договора аренды указанного земельного участка.

В обоснование данных требований истец указала, что является инвалидом второй группы бессрочно. В силу ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного, дачного хозяйства и садоводства. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка и получила отказ в удовлетворении заявления, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ году она обращалась в Администрацию Юго-Камского сельского поселения с аналогичным заявлением, на которое ей сообщили, что имеется возможность предоставить испрашиваемый земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в порядке ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и предложили выполнить геодезические работы за её счёт. После выполнения геодезических работ и постановки земельного участка на кадастровый учёт ей выдали кадастровый паспорт земельного участка. Она обратилась в Администрацию Юго-Камского сельского поселения с просьбой подготовить информационное сообщение в средствах массовой информации и проект договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка, но получила отказ.

Помимо неё, никто не претендует на данный земельный участок. Согласно ч. 2 ст. 11 и ст. 19 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны определить порядок первоочередного предоставления инвалидам в аренду земельных участков. При таком положении считает отказ в предоставлении земельного участка незаконным, так как он нарушает право инвалида на получение льгот, то есть право на первоочередное предоставление земельного участка, закреплённое в законе.

Истец Андреева Р.Т. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без её участия, направила в суд своего представителя.

Представитель истца Андреевой Р.Т. адвокат Серякова Е.Ю. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края Харин О.В. не согласился с иском, по доводам, изложенным в письменном отказе о предоставлении земельного участка в аренду.

Суд, выслушав представителей истца и оветчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.17).

Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.18 указанного Положения Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков.

Андреева Р.Т. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ Андреева Р.Т. обратилась в Администрацию Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в аренду на пять лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.10).

Согласно письму Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за №, указанное заявление Андреевой Р.Т. оставлено без удовлетворения (л.д.9).

В качестве оснований отказа в удовлетворении заявления указано, что ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает право гражданина-инвалида на первоочередное получение земельного участка для ведения подсобного хозяйства. В данной правовой норме не указан вид разрешённого использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». В соответствии с пунктом 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществляться только на торгах (конкурсах, аукционах). Передача земельного участка в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка и при наличии одной заявки на приобретение такого земельного участка. В случае поступления заявлений о получении земельного участка в аренду от иных лиц, в отношении земельного участка проводятся торги по продаже величины годовой арендной платы.

При рассмотрении заявления Андреевой Р.Т. ответчику было известно, что заявитель является инвалидом, что следует из содержания заявления, поданного в Администрацию Пермского муниципального района.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно абзацу 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Суд считает, что гражданин, являющийся инвалидом, имеет преимущественное право на получение земельного участка по отношению к другим гражданам, желающим получить этот же земельный участок, в том числе право на получение земельного участка без проведения торгов или аукциона. Данное право не является абсолютным, оно может быть ограничено на основании федерального закона, ограничение права гражданина-инвалида на первоочередное получение земельных участков для определённых видов разрешённого использования, может заключаться в том, что не любой земельный участок может быть предоставлен гражданину-инвалиду по его желанию.

Испрашиваемый земельный участок необходим истцу Андреевой Р.Т. для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается ее заявлением и пояснениями представителя истца в судебном заседании.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ под номером №, имеет площадь 917 кв.м. и разрешённое использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.11-13).

Указанный земельный участок находится в границах населенного пункта и считается приусадебным земельным участком (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»).

Права на указанный земельный участок не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением Пермского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о необходимости обязательного проведения торгов, так как право аренды земельного участка приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукцион»» и другие), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

При таких обстоятельствах при предоставлении инвалиду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору аренды торги по продаже права аренды не должны проводиться.

Поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с разрешённым видом его использования в виде ведения личного подсобного хозяйства, то такой земельный участок может быть предоставлен заинтересованному гражданину в аренду для данного вида использования.

Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что предоставление гражданину-инвалиду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства невозможно, поскольку такой вид разрешённого использования не поименован в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд находит, что термины «ведение подсобного хозяйства» и «ведение личного подсобного хозяйства» являются синонимами, поскольку законодательные акты, принятые после введения в действие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», используют только такое понятие как «ведение личного подсобного хозяйства», то есть законодатель отказался от использования ранее введённого понятия.

В соответствии с положениями Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» на момент рассмотрения заявления Андреевой Р.Т. ведение личного подсобного хозяйства является разрешённым видом использования земельного участка.

Суд считает, что отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района в предоставлении Андреевой Р.Т. в аренду земельного участка для ведения личного подсобного является неправомерным, поэтому имеются основания для возложения на ответчика обязанностей по подготовке распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и подготовке проекта договора аренды земельного участка.

В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, ответчик обязан исполнить указанные обязанности, установленные законом.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Андреевой ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района в предоставлении Андреевой ФИО8 в аренду земельного участка площадью 917 кв.м. (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.

Возложить на Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района обязанности по подготовке распоряжения о предоставлении Андреевой ФИО9 в аренду данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и подготовке проекта договора аренды указанного земельного участка.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Гладких Н.В.