Дело № 2-829/2011РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Л.С. Скардиной,
с участием представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края – Харина О.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельшина ФИО5 к ответчику Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанностей по подготовке распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и подготовке проекта договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ельшин Ю.Н. обратился с иском о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края в предоставлении ему в аренду земельного участка (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес> <адрес> возложении обязанности заключить с ним договор аренды указанного земельного участка.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, указав, что просит обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района подготовить распоряжение о предоставлении ему в аренду данного земельного участка для садоводства и подготовить проект договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование данных требований истец указал, что является инвалидом третьей группы, не имеет в собственности жилых помещений, проживает в жилом помещении, занимаемом по договору найма. В силу ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного, дачного хозяйства и садоводства. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1161 кв.м. (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес>, и получил отказ в удовлетворении заявления, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Помимо него, на указанный земельный участок некто не претендует. Согласно ч. 2 ст. 11 и ст. 19 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны определить порядок первоочередного предоставления инвалидам в аренду земельных участков. При таком положении считает отказ в предоставлении земельного участка незаконным, так как он нарушает право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка, закреплённое в законе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу данных гарантий относится право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.
Истец Ельшин Ю.Н. не явился в судебное заседание, извещён о времени и месте судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края Харин О.В. не согласился с иском, по доводам, изложенным в письменном отказе о предоставлении земельного участка в аренду, пояснил, что земельный участок находится в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Камского водохранилища, поэтому не может быть предоставлен для садоводства.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.17).
Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.
В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.18 указанного Положения Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков.
Место жительства Ельшина Ю.Н. зарегистрировано по адресу: <адрес>, что следует из данных паспорта гражданина РФ (л.д.8).
ФИО1 является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Филиала № Главного бюро медико-санитарной экспертизы по Пермскому краю (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Ельшин Ю.Н. обратился в Администрацию Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в аренду на пять лет для садоводства земельного участка площадью 1161 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7).
На основании постановления Администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Пермского муниципального района создана постоянного действующая Комиссия по земельным отношениям и утверждено Положение об указанной комиссии (л.д.21).
Согласно Положению о постоянно действующей Комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района этот орган является совещательным и коллегиальным, не имеет прав юридического лица и создан с целью оперативного и многостороннего рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями на территории Пермского муниципального района. На заседания Комиссии выносятся и обсуждаются вопросы предоставления в собственность или аренду земельных участков. Заключение комиссии оформляется протоколом и носит рекомендательный характер (л.д.22-23).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по земельным отношениям Администрации Пермского муниципального района отказала Ельшину Ю.Н. в предоставлении в аренду для садоводства указанного земельного участка площадью 1161 кв.м. (кадастровый номер №), что следует из протокола заседания комиссии и письма Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района (л.д. 3-4).
Основанием отказа в удовлетворении заявления Ельшина Ю.Н. названо нахождение земельного участка в пределах приобрежной защитной полосы водного объекта – Камского водохранилища, где в силу ст. 65 Водного кодекса РФ запрещена распашка земель, поэтому данный земельный участок не может быть предоставлен для садоводства, то есть для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
При рассмотрении заявления Ельшина Ю.Н. было известно, что заявитель является инвалидом, что следует из содержания протокола заседания Комиссии по земельным отношениям Администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно абзацу 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Суд считает, что гражданин, являющийся инвалидом, имеет преимущественное право на получение земельного участка по отношению к другим гражданам, желающим получить этот же земельный участок, в том числе право на получение земельного участка без проведения торгов или аукциона. Данное право не является абсолютным, оно может быть ограничено на основании федерального закона, ограничение права гражданина-инвалида на первоочередное получение земельных участков для определённых видов разрешённого использования, может заключаться в том, что не любой земельный участок может быть предоставлен гражданину-инвалиду по его желанию.
Испрашиваемый земельный участок необходим истцу Ельшину Ю.Н. для садоводства, что подтверждается его заявлением. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ под номером №, имеет площадь 1161 кв.м. и разрешённое использование – для садоводства, весь земельный участок имеет обременение в виде особого режима использования земли в связи с нахождением земельного участка в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Камского водохранилища, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.10-14).
В соответствии с абзацем 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
На основании ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п 1 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель.
Целевое назначение земель предполагает, что при предоставлении их в аренду оно не изменяется и что арендатор должен соблюдать установленный законом режим использования этих земель.
Согласно ст.22 ЗК РФ не могут быть переданы в аренду земельные участки, изъятые из оборота. Спорный земельный участок, находящийся в водоохраной зоне, не относится к земельным участкам, изъятым из оборота.
Суд считает, что поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с разрешённым видом его использования в виде садоводства, то такой земельный участок может быть предоставлен заинтересованному гражданину в аренду для данного вида использования.
При использовании такого земельного участка арендатор обязан ограничить свою деятельность на данном земельном участке, в соответствии с действующим законодательством. Предоставление земельного участка в аренду возможно при соблюдении ограничений и запретов, установленных действующим водоохранным и природоохранным законодательством.
Таким образом, отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района в предоставлении Ельшину Ю.Н. земельного участка для садоводства является неправомерным, поэтому имеются основания для возложения на ответчика обязанностей по подготовке распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и подготовке проекта договора аренды земельного участка.
В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Следовательно, ответчик обязан исполнить указанные обязанности, установленные законом.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ельшина ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка площадью 1161 кв.м. (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
Возложить на Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района обязанностей по подготовке распоряжения о предоставлении Ельшину ФИО7 в аренду данного земельного участка для садоводства и подготовке проекта договора аренды указанного земельного участка
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Гладких Н.В.