№ 2-640/2011 о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-640/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Н.В,

при секретаре Скардиной Л.С.,

с участием представителя истца Колегова Г.Е.- Казанцевой М.В., действующей на основании доверенности,

3-х лиц: Зелениной Е.А., Колеговой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колегова ФИО15 к Администрации Савинского с/поселения, 3-и лица: Администрация Пермского муниципального района, Правительство Пермского края, Колегов С.С., Зеленина (Истомина) Е.А., Колегова В.Г., о признании незаконным решения комиссии о снятии с регистрационного учета, признании незаконным отказа в постановке на учет на получение жилья, возложении обязанности на включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Колегов Г.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа администрации Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возложении обязанности на администрацию Савинского с/поселения Пермского района включить его в список на предоставление субсидии из бюджета Пермского края на приобретение жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой отечественной войны, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

В обосновании своих требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года является инвалидом № группы Великой отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена № группа инвалидности. На основании п.3 ст.21 ФЗ «О ветеранах» от 05.01.1995г. № 5 он обратился в администрацию Савинского с/поселения и ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что принято решение о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и ДД.ММ.ГГГГ документы направлены в администрацию Пермского муниципального района для решения вопроса о постановке семьи на жилищный учет. Изначально между ним и администрацией Савинского с/поселения был заключен договор социального найма жилого помещения на трех человек. ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения, в связи с изменением состава семьи нанимателя в договор внесены изменения п.1.1 договор изложен в следующей редакции, что вместе с нанимателем в жилое помещение вселяются Колегов С.С.-внук, Истомина Е.А.-внучка и Колегова В.Г.-дочь. ДД.ММ.ГГГГ их документы из районной администрации возвращены в администрацию Савинского с/поселения в виду того, что не были представлены справки о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности членов его семьи, зарегистрированных вместе с ним. ДД.ММ.ГГГГ недостающие документы были предоставлены им в администрацию Савинского с/поселения. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Савинского с/поселения их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ из администрации Савинского с/поселения, в котором говорится, что Министерством социального развития края их учетное дело направленное для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения возвращено обратно. В результате регистрации ДД.ММ.ГГГГв квартире дочери Колеговой В.Г., комиссия по жилищным вопросам при администрации Савинского с/поселения в соответствии со ст.53 ЖК РФ вынуждена снять его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, снятие его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не законно, так как сама по себе регистрация по месту жительства, либо отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. В действительности он лишь соблюдал законодательство, так как фактически его дочь Колегова В.Г. проживала с ним и ранее, помогала ему по дому, ухаживала за ним, поскольку ему в силу возраста и здоровья, инвалидности, необходима посторонняя помощь и уход. В данный момент он проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 41,1 кв.м. с двумя внуками и дочерью, на каждого члена семьи получается 10,3 кв.м. общей площади. В течение ДД.ММ.ГГГГ он дважды обращался к ответчику с просьбой решить вопрос об улучшении его жилищных условий, однако положительного ответа не получил.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил и дополнил исковые требования, указав, что просит признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; признать незаконным отказ администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке его на учет на получение жилья как инвалида (ветерана) Великой отечественной войны.; обязать администрацию Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на предоставление субсидии из бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилого помещения как инвалида (ветерана) Великой Отечественной войны.

Колегов Г.Е. В судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направил своего представителя.

Представитель истца- Казанцева М.В. уточненные исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в иске.

Ответчик Администрация Савинского с/поселения своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения по делу, представила заявление о рассмотрении дела без их участия, возражений по заявленным требованиям не представила.

3-и лица: Зеленина (Истомина) Е.А., Колегова В.Г. в судебном заседании пояснили, что с иском согласны.

3-е лицо Колегов С.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, в предыдущих судебных заседаниях пояснял, что с иском согласен.

3-е лицо Администрация Пермского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения по делу, представила заявление о рассмотрении дела без их участия, возражений по заявленным требованиям не представила.

3-е лицо Правительство Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представило заявление о рассмотрении дела без их участия, с иском не согласны по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав пояснения представителя истца, явившихся 3-х лиц, огласив показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Колегов Г.Е. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, участвовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе 60-го стрелкового полка в должности стрелка, ДД.ММ.ГГГГ тяжело ранен в левую ногу, что подтверждается записями в военном билете (л.д.222-224), и инвалидом первой группы по причине военной травмы, нуждается в постоянном, постороннем уходе, что подтверждается справкой МСЭ №, инвалидность установлена бессрочно (л.д.7 оборот).

Колегов Г.Е. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Кроме него в квартире проживают и зарегистрированы еще три человека: дочь Колегова В.Г.- зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ., внук Колегов С.С.- зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, внучка Истомина (Зеленина) Е.А. - зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Савинского с/поселения (л.д.92).

Двухкомнатная квартира общей площадью 41,1 кв.м. предоставлена истцу по договору социального найма, заключенного в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Савинского с/поселения и Колеговым Г.Е., в котором указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: внук Колегов С.С. и внучка Истомина (Зеленина) Е.А. (л.д.11-13, 107-109). ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Савинского с/поселения и Колеговым Г.Е. заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. вселена дочь нанимателя Колегова В.Г. (л.д.110). Общая площадь квартиры в размере 41,1 кв.м. подтверждается техническим паспортом (л.д.9-19, 98-101), а также актом обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Колегов Г.Е. занимает двухкомнатную квартиру в двухэтажном благоустроенном доме, жилая площадь составляет 26,1 кв.м. В квартире имеется туалет, ванной, либо душевой кабины в квартире не имеется, вода только холодная, горячего водоснабжения нет (л.д.89, 177).

В силу пункта 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Содержание приведенной выше правовой нормы указывает на то, что данные положения распространяются на всех лиц, отнесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ к участникам Великой Отечественной войны, то есть участники Великой Отечественной войны ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, приравниваются к инвалидам войны и им предоставляются меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны.

Из материалов дела следует, что Колегов Г.Е. является ветераном Великой Отечественной Войны и инвалидом вследствие военной травмы. Как указано в его удостоверении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ он является получателем льгот, установленных статьей 14 ФЗ «О ветеранах».

Согласно Указу Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ « О ветеранах».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ( в редакции от 21.12.2009г., 06.05.2010 г.) инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категории граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Согласно пункту 3.1, 6 статьи 23.3 ФЗ «О ветеранах», по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2006 г. № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В целях реализации положений статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 3.1 Порядка, постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края ()далее органы местного самоуправления) в соответствии с жилищным законодательством.

Органы местного самоуправления предоставляют в Министерство социального развития Пермского края следующие документы: сформированные в хронологической последовательности по форме списки граждан из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1. и 1.2.2 настоящего Порядка; копии: заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; акт обследования жилищных условий; паспорта или другого документа удостоверяющего личность гражданина; справки медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности; справки о наличии либо отсутствии в собственности гражданина жилого помещения; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемом нанимателем и членами его семьи… В случае непредставления органом местного самоуправления копий вышеназванных документов на гражданина выделение субсидии откладывается и субсидия предоставляется следующему по очереди гражданину (п.3.2.2).

На основании п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, участники Великой Отечественной войны Федеральным законом отнесены к категориям граждан, которым должно предоставляться жилое помещение по договору социального найма, в случае, если они признаны в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут бы признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Постановлением Главы Савинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.215).

ДД.ММ.ГГГГ Колегов Г.Е. обратился в Савинское с/поселение с заявлением о постановке в льготную очередь на получение жилого помещения как ветерана- участника Великой Отечественной войны (л.д.88).

Согласно Устава Муниципального образования Савинское с/поселение Пермского муниципального района Пермского края администрация поселения осуществляет обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством… (п.8 ст.40). Постановлением Главы Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав жилищной комиссии в составе пяти человек (л.д.79). Постановлением Главы Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ1г. № утверждено Положение о Комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского с/поселения (л.д.80-81).

Решением Комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Колегов Г.Е. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и распоряжением Главы Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на жилищный учет, как инвалид Великой отечественной войны (л.д.82, 87, 86).

На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса пятилетний срок после совершения намеренных действий.

Решением Комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского с/поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Колегов Г.Е. был снят с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем Главой Савинского с/поселения было издано распоряжение. Основанием для снятия Колегова Г.Е. с регистрационного учета послужило то, что Министерством социального развития Пермского края возвращено его учетное дело по факту неправомерности постановки Колегова Г.Е. на жилищный учет, так как в результате регистрации ДД.ММ.ГГГГ на его жилплощади дочери Колеговой В.Г. жилищные условия участника ВОВ ухудшились (л.д.83, 84,85, 105).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Савинского с/поселения уведомила Колегова Г.Е. о том, что Министерством социального развития его учетное дело, направленное для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения возвращено, поэтому Комиссия по жилищным вопросам при администрации Савинского с/поселения вынуждена снять его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.16).

До ДД.ММ.ГГГГ Колегова В.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.156). Согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю права на недвижимое имущество по адресу <адрес> ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрированы (л.д.210).

Колегова В.Г. в судебном заседании пояснила, что зарегистрировалась по месту жительства своего сожителя для получения им жилья в связи с тем, что сожитель болен туберкулезом. В дальнейшем отношения с сожителем испортились, она снялась у него с регистрационного учета и зарегистрировалась у отца. В судебном заседании установлено, что хотя Колегова В.Г. и имела регистрацию по месту жительства своего сожителя, однако фактически постоянно проживала вместе со своим отцом Колеговым Г.Е. по адресу: <адрес>, так как Колегов Г.Е. имеет престарелый возраст, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждаются материалами дела, справками из лечебных учреждений, подтверждающих его состояние здоровья (л.д.164-176).

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 показала, что семью Колеговых знает с ДД.ММ.ГГГГ года, как соседей. Колегова В.Г. и ее дети Екатерина, Сергей постоянно проживали вместе с Колеговым Г.Е. по одному адресу <адрес>.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9 показала, что семью Колеговых знает с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно ходит к ним в гости, знает, что Колегова В.Г. проживает вместе со своим отцом Колеговым Г.Е. Ранее Колегова В.Г. встречалась с Истоминым А., который является отцом Екатерины, однако вместе они не жили. Истомин А. проживает со своей матерью в <адрес>. Колеговы проживают все вместе, ведут совместное хозяйство, дочь Колегова В.Г. и внуки ухаживают за Колеговым Г.Е.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Доказательств того, что Колегова В.Г. приобрела право пользования жилым помещением по месту жительства своего сожителя и является членом его семьи, ответчиком не представлено.

Согласно ст.ст. 1,3 Закона РФ от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, факт регистрации лица по месту жительства является административным актом, наличие или отсутствие которого не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилое помещение.

Согласно выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщений из ЦТИ Пермского района, в собственности Колегова Г.Е., Истоминой (Зелениной) Е.А., Колеговой В.Г. жилых помещений не зарегистрировано (л.д.93,94,95,97, 121,122, 154,155). В собственности Колегова С.С. зарегистрирован жилой дом по адресу: <адрес> 1/3 доля в квартире по адресу: <адрес> (л.д.96, 120).

Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи.

Данных о том, что истец когда-либо проживал совместно с Колеговым С.С. в его жилом доме в <адрес>, либо квартире в д.Песьянка, вел с ним общее хозяйство, имел общий бюджет, в судебном заседании не добыто. Факт вселения Колегова С.С. в квартиру Колегова Г.Е. и регистрация его в этом помещении, не свидетельствуют, что после вселения он стал членом семьи нанимателя.

Таким образом, имеющиеся в собственности Колегова С.С. жилой дом в <адрес> и 1/3 доля в квартире в <адрес>, при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий Колегова Г.Е., не может быть приняты в расчет.

Удовлетворяя заявление, суд исходит из того, что Колегов Г.Е. относится к ветеранам Великой Отечественной войны, является инвалидом ВОВ, мерами социальной поддержки которые предусмотрены статьей 14 ФЗ «О ветеранах», он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в квартире, в которой на каждого проживающего приходится 10,27 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы по Савинскому с/поселению, истец не приобрел право пользования и проживания в каком-либо ином жилом помещении, жилья в собственности не имеет, намеренных действий, совершенных с целью быть принятым на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не совершал, в связи с чем оснований для применения последствий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, суд не установил.

Согласно правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 г. № 258-0-0 по смыслу статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из указанного следует, что решение вопроса о том, можно ли рассматривать совершенные гражданином действия умышленными и недобросовестными, которые являлись бы препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств дела.

Нормой статьи 53 ЖК РФ законодатель устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади только е случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий- постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении- должна быть установлена прямая причинная связь.

Из материалов данного гражданского дела не следует, что действия Колегова Г.Е. по регистрации на своей жилплощади дочери Колеговой В.Г., которая фактически проживала совместно с ним без регистрации на этой жилплощади, являлись умышленными и были совершены исключительно с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, Колегов Г.Е., являясь участником Великой Отечественной войны и инвалидом вследствие военной травмы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в силу приведенных выше правовых норм имеет право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета, которое ранее не использовал, то есть он подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории инвалидов Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 ФЗ «О ветеранах», отказ в постановке на учет является незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представлять доказательства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, по данному делу ответчик должен был представить доказательства которые бы свидетельствовали о совершении Колеговым Г.Е. действий, указанных в статье 53 ЖК РФ. Поскольку таких доказательств ответчиком суду представлено не было, а из материалов дела вывод о их совершении истцом прямо не следует, мотивы его действий, проверенные судом, объясняются конкретными жизненными ситуациями, связанными с возрастом и состоянием здоровья, то исковые требования в части признания незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края о снятии Колегова ФИО16 с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на администрацию Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края включить Колегова ФИО17 в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на предоставление субсидии из бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилого помещения как инвалида (ветерана) Великой отечественной войны обоснованны и подлежат удовлетворению.

Требование истца о признании незаконным отказа администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке его учет на получение жилья как инвалида (ветерана) Великой Отечественной войны дублирует требование истца о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку отдельно администрация Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края не выносила какого-либо отказа в отношении истца ДД.ММ.ГГГГ за №. В судебном заседании установлено, что за этим номером в адрес истца направлено лишь уведомление о снятии его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поэтому указанное требование истца не подлежит отдельному разрешению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Колегова ФИО18 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам при администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края о снятии Колегова ФИО19 с регистрационного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края включить Колегова ФИО20 в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на предоставление субсидии из бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилого помещения как инвалида (ветерана) Великой отечественной войны, остальные требования оставить без удовлетоврения.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Гладких Н.В.