Дело № 2-1400/2011 РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 20 июля 2011 года город Пермь при секретаре Т.В. Мясниковой, с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края – Соболева Ю.Ю., представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района – Ядгаровой Л.И., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» - Кошкиной С.Н., действующей на основании Устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам Администрации Пермского муниципального района Пермского края и МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по обеспечению денежными средствами и обязанности по проведению аттестации рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам Администрации Пермского муниципального района Пермского края и МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» с исковым заявлением о возложении обязанности по выделению денежных средств и обязанности по проведению аттестации рабочих мест. В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства установлено, что в 2011 году в МОУ «Хохловская СОШ» временно было трудоустроено 15 несовершеннолетних детей, достигших возраста четырнадцати лет. С каждым из несовершеннолетних администрацией учреждения были заключены срочные трудовые договоры. На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. В силу п. 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 г. №10577) аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно п.5 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Согласно штатному расписанию МОУ «Хохловская СОШ» имеет штат в количестве 28,8 единиц, что составляет 29 рабочих мест. До настоящего времени в МОУ «Хохловская СОШ» аттестация рабочих мест не проведена, в связи с чем, нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ и требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 г. №10577), а также права несовершеннолетних на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Согласно п. 1.8. Устава МОУ «Хохловская СОШ» является юридическим лицом, учредителем которого, в соответствии с п. 1.3 Устава, является администрация муниципального образования «Пермский муниципальный район». Согласно п. 9.1. Устава деятельность МОУ финансируется в соответствии с действующим законодательством РФ. В дальнейшем, 07 июля 2011 года Прокурор Пермского района уточнил исковые требования, указав, что просит возложить обязанность на Администрацию Пермского муниципального района обеспечить МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами на проведение аттестации рабочих мест до 30 августа 2011 года; возложить обязанность на МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение года с момента вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пермского района Соболев Ю.Ю., просил удовлетворить уточненные требования по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И. не согласилась с иском, пояснила, что проведение аттестации рабочих мест является обязанностью школьного учреждения, бюджет на 2011-2013 гг. утвержден, финансирование на данные цели не предусмотрено. Земское собрание, утвердившее бюджет в июле, уходит в отпуск, следующее заседание Земского собрания запланировано в августе 2011года, где будет решаться вопрос о внесении изменений в бюджет Пермского района, чтобы предусмотреть расходы по аттестации рабочих мест в общеобразовательных школах. Порядок финансирования школ определен бюджетом Пермского района. Деньги выделяются Администрацией Пермского района Управлению образования Пермского района, а они уже распределят деньги по школам. Представитель ответчика МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» Кошкина С.Н. согласилась с исковыми требованиями в полном объёме, пояснила, что финансирование школы производится из бюджета Пермского района, у школы нет самостоятельного дохода, который необходим для проведения аттестации. Аттестация рабочих мест в школе не проводилась, однако в 2009году они издали приказ о создании комиссии по аттестации рабочих мест, оформили проект договора на проведение аттестации, но в связи с отсутствием финансирования, провести аттестацию не смогли. После проверки прокуратуры, в 2011году она написала служебную записку в Управление образования Пермского района с просьбой выделить им денежные средства на проведение аттестации рабочих мест, но денег пока им не выделили. Третье лицо- Управление образования Администрации Пермского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании 06.07.2011г. представитель пояснил, что с иском согласен, школа действительно не имеет возможности самостоятельно заработать средства на проведение аттестации. Управление образования также финансируется из бюджета Пермского района, поэтому средства на проведение аттестации должны быть выделены из бюджета Пермского района. Часть денег в школы поступает из краевого бюджета- это на оплату труда учителей и содержание детей в школе, а из района поступают деньги на текущее содержание зданий, пожарную безопасность и т.д. Третье лицо- Государственная инспекция труда в Пермском крае своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании 06.07.2011г. представитель пояснил, что с иском согласен, МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» как работодатель обязано провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и отсутствие денежных средств не является оправданием для не проведения аттестации. При отсутствии финансирования на аттестацию рабочих мест, эти места не должны существовать. Аттестация рабочих мест должна производиться в течение не менее, чем полугода, так как большое значение имеют климатические условия, разные температурные режимы. Выслушав представителя истца и представителей ответчиков, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31августа 2007 года N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н осуществляется в соответствии с данным Порядком. Согласно пункту 1 указанного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты В силу пункта 5 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Суд установил, что 24.02.2009г. был издан приказ № 11 по МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Также был подготовлен проект договора № 135 между МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» и ЗАО «Стратегическое управление» о выполнении работ по проведению атеестации рабочих мест, однако аттестация рабочих мест в МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» не была проведена из-за отсутствия денежных средств, выделенных на данную процедуру. Данное обстоятельство следует из писем с просьбой выделить денежные средства на аттестацию рабочих мест и подтверждено представителями ответчиков в судебном заседании (л.д. 39-51, 57-61). 18.06.2011г. был издан приказ № 94 по МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Также был подготовлен проект договора № 133 между МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» и ЗАО «Стратегическое управление» о выполнении работ по проведению атеестации рабочих мест, однако аттестация рабочих мест в МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» вновь не была проведена из-за отсутствия денежных средств, выделенных на данную процедуру (л.д.39-44). В 2011году между ГУ «Центр занятости населения Пермского район Пермского края» и МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» заключались договоры о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (л.д.29-36). Судом установлено, что в период с января по май 2011года в МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» было трудоустроено 15 несовершеннолетних учащихся (л.д.52). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчики не представили в суд документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест в МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа», в том числе карты аттестации рабочих мест, протоколы оценки факторов рабочей среды, травмобезопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, ведомости рабочих мет и результаты их аттестации, иных доказательств надлежащего исполнения обязанности, установленной ст. 212 Трудового кодекса РФ. При данных обстоятельствах суд находит, что МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» как работодатель не выполняет установленную законом обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, не имеет денежных средств, необходимых на проведение аттестации рабочих мест. В соответствии с ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией (государственное учреждение). Государственное учреждение может быть бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципальных районов. На основании ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Согласно пунктам 1.1, 1.8 Устава МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным гражданским средним светским некоммерческим общеобразовательным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закреплённое за ней в оперативное управление, лицевые счета в органах казначейства, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечать по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. В соответствии с пунктом 1.3 Устава МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» Администрация Муниципального образования «Пермский муниципальный район» является учредителем МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа». В силу пункта 8.1 Устава имущество школы является муниципальной собственностью Пермского муниципального района и закреплено за ней на праве оперативного управления. При данных обстоятельствах суд считает, что расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» должны быть выделены из бюджета Пермского муниципального района ввиду отсутствия самостоятельных средств у школы. Решением Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 17.12.2009г. № 28 утвержден Бюджет Пермского муниципального района на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 годы. В указанном Бюджете не предусмотрены денежные средства для выделения школам на проведение аттестации рабочих мест. Довод представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района о невозможности выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест, так как бюджет Пермского муниципального района до 2013 года утверждён, в нём не предусмотрены расходы на проведение аттестации рабочих мест не является юридически значимым и не подлежит учёту при принятии решения, поскольку требования закона обязательны для всех государственных органов и организаций, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, указанной в законе, из-за отсутствия денежных средств. В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Следовательно, ответчик МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» должно исполнить обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, установленную законом, Администрация Пермского муниципального района как учредитель МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа», обязана обеспечить муниципальное учреждение денежными средствами необходимыми для проведения указанной аттестации. В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд считает, что срок до 30 августа 2011 года, в течение которого Администрация Пермского муниципального района обязана обеспечить МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест не является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности, так как заседание Законодательного собрания Пермского района, которое уполномочено решить вопрос о внесение изменений в бюджет Пермского района, с целью планирования в бюджете денежных средств, необходимых для выделения школе для проведения на эти средства аттестации рабочих мест, будет не ранее августа 2011года. Кроме того, любые изменения, внесенные в бюджет Пермского района, вступают в силу лишь с момента его официального опубликования в информационном бюллетене МО «Пермский муниципальный район». С учетом этого, суд считает, что срок в течение которого Администрация Пермского муниципального района обязана обеспечить МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест необходимо установить до 01 ноября 2011года. Годичный срок со дня вступления в законную силу решения суда, для исполнения ответчиком МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. Руководствуясь ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность в срок до 01 ноября 2011года обеспечить МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда путем внесения вопроса на ближайшем заседании Земского собрания Пермского муниципального района о внесении изменений в Бюджет Пермского муниципального района на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 годы. Возложить на МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на выделенные денежные средства. Указанная обязанность подлежит исполнению МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. На решение в течение десяти дней края со дня изготовления в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского СПРАВКА Мотивированное решение составлено 25 июля 2011 года Судья Гладких Н.В.