2-1576/2011 о предоствлении вне очереди благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-1576 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Безматерных О.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.

с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Соболева Ю.Ю.,

истца Козлова А.Н.,

представителя ответчика Ядгаровой Л.И. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края действующего в интересах Козлова А.Н. к администрации Пермского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Козлова А.Н., просил обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить Козлову А.Н. отдельное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарно-техническим требованиям за счет средств, предусмотренных и выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского района поступило заявление Козлова А.Н., являющейся лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предъявления в порядке ст. 45 ГПК РФ исковых требований о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В ходе проверки установлено, что Козлов А.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать Козлова Н.А. умела в 1998 году, а отец в свидетельстве о рождении был записан с ее слов, в связи с чем Козлов А.Н. был направлен госучреждение, при этом, жилое помещение за ним не закреплено, состоит на жилищном учете в администрации Хохловского сельского поселения (по месту выявления) и включен в сводный список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета) и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району с 17.102000 года. С 21.05.2006 года Козлов А.Н. включен в список детей – сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета и по состоянию на 01.01.2011 года номер его очередности в данных списка № 14. Согласно представленной информации из главного Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП ЦТИ Пермского края за Козловым А.Н. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано. В суде помощник прокурора Пермского района Соболев Ю.Ю, на исковых требованиях настаивал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в иске.

Истец Козлов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Ядгарова Л.И. исковые требования не признала, представила отзыв на иск.

Третье лицо - Правительство Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, в отзыве на иск указало, с исковыми требованиями не согласно.

Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края, истца, представителя администрации Пермского муниципального района, проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

Из информации, предоставленной главой администрации Пермского муниципального района от 05.07.2011 года усматривается, что Козлов А.Н., 21.05.1988 года рождения состоит на жилищном учете в администрации Хохловского сельского поселения (по месту первичного выявления), и включен в сводный Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения (за счет средств краевого бюджета), и принятых на регистрационный учет по Пермскому муниципальному району, с 17.10.2000 года. С 21.05.2006 года Козлов А.Н. включен в список детей – сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья за счет средств краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2010 года номер его очередности в данных списках - № 14 (л.д.16). На момент постановки Козлова А.Н. на учёт в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение за ним не закреплялось.

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трёх условий:

1.       наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2.       отсутствие закрепленного жилого помещения;

3.       окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Козлов А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Козлова А.Н., а также информацией, представленной Комитетом ЗАГС Пермского края, согласно которой имеется запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козлова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родителями указаны отец – ФИО11 (записан со слов матери), мать – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ гола рождения. Мать от ребенка отказалась (л.д. 7-8).

Согласно свидетельства о смерти ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.л. 9).

Решением исполнительного комитета Козлов А.Н. направлен в дом ребенка (л.д. 10).

С 21.05. 2006 года Козлов А.Н. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пермскому муниципальному району за № 14 (л.д. 16).

Указанный список утвержден постановлением администрации Пермского района от 16.02.2011 № 448, кем-либо данный список не оспорен, из лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Козлов А.Н. не исключен (л.д. 17).

По сведениям Пермского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» за Козловым А.Н. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано (л.д., л.д. 14).

Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Козлов А.Н. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей – сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области Правительством Пермского края.

Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Козлову А.Н. должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет целевых средств, выделяемых правительством Пермского края.

Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановлению Правительству Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (ред. От 29.06.2010) «Об утверждении Положения о прядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Минсоцразвития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из нормы общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации Пермского района № 1543 от 1 июля 2005 года установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма (норму предоставления).

Таким образом, из положений нормативно - правовых актов, приведенных выше, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в собой социальной поддержке государства, в данном случае детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Пермского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Козлову А.Н. по договору социального найма жилого помещения, общей площадью на двух человек не менее установленной нормы предоставления.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Козлову А.Н., 21 мая 1988 года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы.

На решение суда в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2011 года.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья О.В.Безматерных