2-1697/2011 о признании незаконным отказа муниципального органа о предоставлении земельного участка



Дело № 2-1697(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием представителя заявителя Колчановой Н.Н., представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Харина О.В., представителя заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района Сухой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степанова В.Е. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Степанов В.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № 2603 от 13.07.2011 года в предоставлении земельного участка в собственность из земель сельскохозяйственного назначения под огородничество с кадастровым номером 59:32:3430001:253 площадью 4562 кв. м по адресу: примерно в 0, 05 км по направлению на северо-запад от ориентира д. Замараево, расположенного за переделами участка, адрес ориентира: <адрес>

В обоснование заявления указал, что 26.07.2010 года постановлением главы муниципального образования Фроловское сельское поселение № 366 Степанову В.Е. был предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для огородничества площадью 5424 кв. м с кадастровым номером 59:32:3430001:366 по адресу: <адрес>, на срок с 26.07.2010 года по 25.07.2015 года, что подтверждается договором аренды № 688 от 26.07.2010 года, которым предусмотрено право арендатора на выкуп земельного участка по истечении срока аренды либо до его истечения, по ценам, установленным земельным законодательством, путем заключения отдельного договора купли – продажи. В соответствии с этим положением 23.10.2010 гола заявитель обратился в администрацию Пермского района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого им земельного участка. В предоставлении земельного участка было отказано на основании п. 8 ст. 27 ЗК РФ по причине расположения части земельного участка в прибрежной защитной полосе ручья письмом № 73 от 18.01.2011 года. С целью создания возможности для выкупа части земельного участка в собственность заявитель произвел межевание арендуемого им земельного участка на два самостоятельных участка таким образом, чтоб береговая полоса, запрет на приватизацию которой установлен законодательством, была расположена только на одном земельном участке из двух, в результате чего образовались два земельных участка с кадастровыми номерами 59:32:3430001:253 площадью 4562 кв. м. и № 59:32:3430001:252 площадью 862 кв. м. 22.06.2011 года Степанов В.Е. повторно обратился в администрацию Пермского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под огородничество с кадастровыми номерами 59:32:3430001:253 площадью 4562 кв. м., но письмом № 2603 от 13.07.2011 года ему было отказано в связи с нецелесообразностью. Иных доводов в обоснование отказа не указано. С данным отказом заявитель не согласен, считая его противоречащим нормам земельного законодательства РФ.

В судебном заседании представитель заявителя Колчанова Н.Н. на удовлетворении требования настаивала, доводы, изложенные в заявлении подтвердила, пояснила, что Степанов специально исключил прибрежную полосу, поставил выделенный участок на кадастровый учет с целью приобретения его в собственность.

Представители заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района Сухая Я.С. в судебном заседании с заявлением Степанова В.Е. не согласилась, просила в удовлетворении требования отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Харин О.В. в судебном заседании с требованием Степанова В.Е. не согласен, пояснил, что документы при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность были представлены заявителем в полном объеме.

Выслушав заявителя, представителя Администрации Пермского муниципального района, представителя Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, изучив материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Постановлением главы Фроловского сельского поселения от 26.07.2010 года № 366 Степанову В.Е. предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 5424 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании донного постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Фроловского сельского поселения и Степановым В.Е. заключен договор аренды указанного земельного участка на срок 5 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (л.л. 7, 8-11). В соответствии с п. 4.1.3 Договора аренды арендатор вправе выкупить арендуемый земельный участок по истечении срока аренды, либо до его истечения, по ценам, установленным земельным законодательством, путем заключения отдельного договора купли – продажи данного земельного участка с органом, уполномоченным на заключение данного договора.

Письмом № 79 от 18.01.2011 года Отдел по землеустройству Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района в ответ на его письменное заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5424 кв. м, расположенного по адресу: : <адрес> сообщил Степанову В.Е., что согласно представленного им кадастрового паспорта, земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе ручья. В состав прибрежной защитной полосы входит береговая полоса (участок примыкает к ручью), в связи с чем согласно положениям п. 8 ст. 27 ЗК РФ приватизация земельного участка в пределах береговой полосы запрещена. В связи с вышеизложенным Степанову В.Е. предложено предоставить топографическую съемку данного земельного участка с указанием среднемноголетнего уровня вод. Кроме того, незастроенные земельные участки, находящиеся на праве аренды, выкупаются по рыночной стоимости. Площадь испрашиваемого участка равна 5424 кв. м, в ото время как максимальный размер земельного участка для огородничества составляет 5000 кв. м (л.д. 12).

Согласно представленных кадастровых паспортов земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:366 по адресу: <адрес>, был размежеван на 2 земельных участка: с кадастровым номером 59:32:3430001:253 площадью 4562 кв. м., не примыкающий к ручью и № 59:32:3430001:252 площадью 862 кв. м., находящийся в прибрежной защитной полосе.

Письмом № 2603 от 13.007.2011 года Отдел по землеустройству Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на письменное обращение Степанова В.Е. от 17.06.2011 года о предоставлении в собственность земельного участка для огородничества, общей площадью 4562 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , сооьщил, что 08.07.2011 года состоялось заседание комиссии по земельным отношениям, на котором принято решение об отказе в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с нецелесообразностью (л.д. 30).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Из пункта 4 статьи 34 ЗК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с пунктом 5 стати 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Части 1, 2 статьи 33 ЗК РФ предусматривают, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Закон Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 (ред. от 19.12.2008) "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность" (принят ЗС ПО 21.08.2003) устанавливает в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, а также устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Пермского края, из земель, находящихся в собственности Пермского края.

В статье 1 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- для садоводства, огородничества и дачного строительства:

максимальный размер - 0,5 га;

минимальный размер - 0,06 га.

Таким образом, Степанов В.Е. в соответствии требованиями земельного законодательства, с условиями договора аренды № 688 от 26.07.2010 года, предоставив необходимый пакет документов, что подтверждено в судебном заседании представителем заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Хариным О.В., обратился в компетентный орган с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка для огородничества, общей площадью 4562 кв. м, расположенного по адресу: Пермский район, Фроловское сельское поселение, в 0, 50 км северо – западнее д.Замараево с кадастровым номером 59:32:3430001:253.

В нарушение вышеуказанных норм Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района по итогам заседания Комиссии по земельным отношениям по вопросу о предоставлении спорного участка в собственность заявителя, которая сочла предоставление испрашиваемого земельного участка нецелесообразным, отказал заявителю в предоставлении участка в собственность. При этом данный отказ не был мотивирован и не был основан ни на какой норме права, что следует как из ответа Степанову В.Е., так и из протокола заседании комиссии по земельным отношениям.

Суд, проанализировав нормы земельного законодательства, учитывая, что заявителем представлены необходимые документы при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, площадь земельного участка, испрашиваемого заявителем, соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данный участок не изъят и не ограничен в обороте (ст. 27 ЗК РФ), а также, что право на выкуп земельного участка предусмотрен договором аренды земельного участка, находит, что отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района не основан на нормах законодательства РФ, которыми в данном случае не предусмотрено основанием к отказу «нецелесообразность» предоставления заявителю в собственность земельного участка. Иных оснований отказа Комитетом не указано, судом не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование Степанова В.Е. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Степанова В.Е. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района № 2603 от 13.07.2011г. в предоставлении в собственность Степанову В.Е. земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под огородничество с кадастровым номером площадью 4563 кв.м., по адресу: примерно в 0, 05 км по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>, расположенного за переделами участка, адрес ориентира: <адрес>

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 12.08.2011 года.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья О.В.Безматерных

-32300: transport error - HTTP status code was not 200