№ 2-1440/2011 о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности



Дело № 2-1440/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2011 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Е.В. Овчинниковой,

при секретаре Т.В. Мясниковой,

с участием помощника прокурора Соболева Ю.Ю.,

представителя ответчика Администрации Фроловского сельского поселения – Чекменева С.Н., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчику Администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края о возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края с исковым заявлением о возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности путём:

установления минерализованной полосы на всей протяженности участков границы деревни Броды с лесным участком в срок до 16 сентября 2011 года;

постройки пирсов на естественных водоисточниках в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок до 01 октября 2011 года;

постройки противопожарного водопровода с устройством пожарных гидрантов в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок до 01 ноября 2011 года;

установления исправного наружного освещения в темное время суток в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок до 20 сентября 2011 года.

В обосновании данных требований истец указал, что в прокуратуру Пермского района Пермского края поступила информация из 2 Отдела надзорной деятельности города Перми по Свердловскому району и Пермскому муниципальному району по факту нарушения норм и правил пожарной безопасности в деревне Броды Фроловского сельского поселения. При подготовке к весенне-летнему пожароопасному периоду, согласно предоставленному паспорту пожарной безопасности населенного пункта заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору городу Перми по Свердловскому району и Пермскому муниципальному району Смолиным О.А. установлено, что деревне Броды Фроловского сельского поселения не готова к пожароопасному периоду, а именно: отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; отсутствуют площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения; отсутствуют пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедшие проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона; отсутствуют указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним; отсутствует исправное наружное освещение в темное время суток на территории населенного пункта; отсутствует добровольное пожарное формирование. В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 №128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно предоставленной информации администрацией Фроловского сельского поселения от 07.06.2011 года № 451 в населенном пункте Броды Фроловского сельского поселения установлены указатели к пожарным гидрантам, установлена рында для оповещения населения о чрезвычайной ситуации, произведена опашка леса, сформирована добровольная пожарная дружина, в июле 2011 года планируется строительство пирса к пожарному водоему. Таким образом, в нарушение ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Фроловского сельского поселения не в полной мере реализуются первичные меры пожарной безопасности на территории поселения. С целью выполнения данной обязанности в бюджете сельского поселения должны быть предусмотрены денежные средства на выполнение данных задач.

В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края просил удовлетворить исковые требования на основании доводов, изложенных в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Глава Фроловского сельского поселения Чекменев С.Н. признал требования об установлении минерализованной полосы на всей протяженности участков границ д. Броды включая лесной участок. С остальными требованиями не согласился. Пояснил, что отсутствуют денежные средства на проведение необходимых противопожарных мероприятий. Так же пояснил, что денежные средства на постройку пирсов направлены за автомобили для пожаротушения. Пирсы должны быть построены позднее.

Третье лицо 2 Отдел надзорной деятельности города Перми по Свердловскому району и Пермскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного заседания, не представило возражений по иску.

Выслушав помощника прокурора Пермского района представителя ответчика, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.

На основании ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В соответствии ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При таких обстоятельствах в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно Закону Пермской области от 01 декабря 2004 года № 1868-402 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» и положению № 27 к нему деревня Броды входит в состав Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района.

На основании пунктами 2, 6, 7 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В соответствии с пунктами 9 и 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и организация освещения улиц.

В силу частей 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

На основании постановления Правительства Пермского края от 26 мая 2011 года № 302-п «Об установлении особого противопожарного режима в лесах на территории Пермского края» установлен особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края в период до 30 сентября 2011 года; на лиц, использующих леса возложена обязанность до 01 июля 2011 года провести работу по созданию заградительных минерализованных полос на пожароопасных направлениях (границы лесных насаждений с неиспользуемыми полями, лугами, сенокосами).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), указанные меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно сообщению 2 отдела надзорной деятельности города Перми по Свердловскому району и Пермскому муниципальному району, направленному в Прокуратуру Пермского района Пермского края, село Броды Фроловского сельского поселения не подготовлено к пожароопасному периоду, так как на его территории отсутствуют:

минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком;

исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения;

пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедшие проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона;

указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним;

исправное наружное освещение в тёмное время суток территории населённого пункта;

добровольное пожарное формирование (л.д.6);

На основании данного сообщения Прокуратура Пермского района Пермского края направила Главе Администрации Фроловского поселения требование о предоставлении информации и даче объяснения по поводу выявленных нарушений требований пожарной безопасности (л.д.7).

Из письма Администрации Фроловского сельского поселения, подписанного главой поселения Чекменевым С.Н., следует, что в селе Броды Фроловского сельского поселения установлены:

указатели к пожарным гидрантам,

рында для оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

произведена опашка леса;

сформирована добровольная пожарная дружина, запланировано строительство пирса к пожарному водоёму (л.д.8).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд не может согласиться с требованием о постройке противопожарного водопровода в деревне Броды Фроловского сельского поселения, поскольку в судебном заседании установлено, что водопровод в деревне Броды имеется, орган государственного пожарного надзора не выявил нарушения правил пожарной безопасности в виде отсутствия водопровода, указав лишь на отсутствие пожарных гидрантов, то есть устройств, устанавливаемых на сетях наружного водопровода и обеспечивающих подачу воды для целей пожаротушения (ст. 127 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Данные обстоятельства не оспаривались представителем истца, подтверждены пояснениями представителя ответчика.

На основании пунктов 2 и 6 ст. 37 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, п. 3 ОСТ 56-103-98 «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния», утверждённого Приказом Рослесхоза от 24 февраля 1998 года № 38, противопожарная минерализованная полоса является противопожарной преградой и представляет собой полосу поверхности земли определённой ширины, очищенную от минерального слоя почв (лесных горючих материалов) или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

Суд установил, что, ответчик произвёл опашку леса, то есть создал полосу поверхности почвы, обработанную почвообрабатывающими орудиями, то есть фактически установил минерализованную полосу. При таком положении суд не может согласиться с требованием об установлении минерализованной полосы на всей протяженности участков границы деревни Броды с лесным участком.

Истец не представил доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по созданию минерализованной полосы.

Ответчик Администрация Фроловского сельского поселения не представила доказательства выполнения требований пожарной безопасности, а именно постройки пирсов на естественных водоисточниках в деревне Броды Фроловского сельского поселения, установления пожарных гидрантов на сетях водопровода в деревне Броды Фроловского сельского поселения, установления исправного наружного освещения в темное время суток в деревне Броды Фроловского сельского поселения.

Довод представителя ответчика Администрации Фроловского сельского поселения об отсутствии денежных средств на проведение необходимых противопожарных мероприятий не является юридически значимым и не подлежит учёту при принятии решения, поскольку требования закона обязательны для всех государственных органов, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, указанной в законе, из-за отсутствия денежных средств.

Суд считает, что Администрация Фроловского сельского поселения не приняла всех мер по обеспечению пожарной безопасности, так как нарушения пожарной безопасности не устранены в полном объеме, то есть допустила виновное неисполнение обязанностей, установленных законом.

При таких обстоятельствах Администрация Фроловского сельского поселения обязана обеспечить выполнение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, ответчик обязан исполнить обязанности, установленные законом, то есть построить пирсы на естественных водоисточниках в деревне Броды Фроловского сельского поселения, установить пожарные гидранты на сетях водопровода в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок и установить исправное наружное освещение в темное время суток в деревне Броды Фроловского сельского поселения.

В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд находит, что сроки для исполнения ответчиком каждой обязанности, указанные в иске, являются разумными и достаточными для надлежащего исполнения ответчиком каждой обязанности.

Принимая во внимание изложенное, суд признает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить частично

Возложить на Администрацию Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края обязанности по:

постройке пирсов на естественных водоисточниках в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок до 01 октября 2011 года;

установлению пожарных гидрантов на сетях водопровода в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок до 01 ноября 2011 года;

установлению исправного наружного освещения в темное время суток в деревне Броды Фроловского сельского поселения в срок до 20 сентября 2011 года.

Остальные исковые требования Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Пермского районного суда Е.В. Овчинникова

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 10 августа 2011 года

Судья Пермского районного суда Е.В. Овчинникова