Дело № 2-1216/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 17 августа 2011 года г. Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Балакиной А.В., при секретаре Власовой О.Н., с участием истца – прокурора Набиуллиной А.В., представителя ответчика администрации Пермского муниципального района – Сухой Я.С. по доверенности, представителя третьего лица ЗАО «Курорт Усть-Качка» - Носковой О.В. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района к администрации Пермского муниципального района о признании бездействий по предоставлению сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» незаконными, обязании предоставить сведения о границах округов, зарегистрировать обременения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района о признании бездействий по предоставлению сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» незаконными, обязании предоставить сведения о границах округов, зарегистрировать обременения. В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению председателя ФИО7» о нарушении законодательства при распоряжении землями, находящимися в федеральной собственности, незаконного использования земель особо охраняемой природной территории курорта Усть-Качка. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся к землям особо охраняемых территорий. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.06.1975 года № 349 установлены границы и режим округов санитарной охраны курортов Республиканского значения Усть-Качка в Пермской области. Вместе с тем сведения о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Поскольку границы округов санитарной охраны курорта в кадастре отсутствуют, их точное местоположение определить не представляется возможным. Согласно письма, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о границах (в том числе о координатах) санитарной Зоны в связи с тем, что администрацией Пермского муниципального района данные сведения не предоставлялись. Сведения об обременениях земельных участков первым и вторым поясами Зоны, расположенных вблизи курорта были внесены и вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, поступающих с заявлением о кадастровом учете. В связи с тем, что сведения о границах округов санитарных зон курорта «Усть-Качка» в целом и межевые планы в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» не предоставлялись, государственный кадастр недвижимости в настоящее время содержит лишь сведения о точечном расположении зоны исходя из сведений о земельных участках лиц, которые поставлены на государственный учет. В межевых планах и описаниях земельных участков, представленных в кадастровую палату гражданами, соответствующая Зона отображена в виде частей земельных участков. Особо-охраняемые природные территории, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, культурное или оздоровительное значение являются объектами общенационального достояния. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства и органов местного самоуправления. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий создаются охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Наличие в государственном кадастре недвижимости информации о местоположении границ округов санитарной охран курорта «Усть-Качка» будет являться надежным источником информации при постановке в дальнейшем на кадастровый учет других объектов недвижимости и позволит более эффективно и рационально управлять земельными ресурсами, а также осуществлять контрольные функции. Отсутствие сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» в государственном кадастре недвижимости может привести к негативным последствиям. Во-первых, органы местного самоуправления имеют возможность беспрепятственно предоставлять в границах округов санитарной охраны земельные участки заинтересованным лицам. Во-вторых, органы государственного кадастрового учета не вправе отказать в проведении учета земельного участка, расположенного частично или полностью в границах санитарной охраны курорта. В-третьих, если ранее предоставленные земельные участки расположены в границах санитарной охраны курорта, то исходя из документов государственного кадастра недвижимости, в том числе из кадастровых выписок и кадастровых паспортов, не во всех случаях можно судить об особом правовом режиме этих участков. Земельные участки, расположенные в границах курорта «Усть-Качка» Пермского района отнесены к собственности муниципального образования «Пермский муниципальный район» и распоряжение ими с вышеуказанного времени на законных основаниях осуществляется органами местного самоуправления, несмотря на то, что ранее ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являлись федеральной собственностью и находились в ведении федеральных органов государственной власти. Органы местного самоуправления муниципального образования «Пермский муниципальный район» уполномочены предоставлению сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» в Государственный кадастр недвижимости. Бездействие администрации Пермского муниципального района по направлению межевых планов земельных участков, сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» и, соответственно, отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка», установленных Постановлением Совета Министров РСФСР № 349 от 03.06.1975 года, отсутствие регистрации обременений (ограничений) также может повлечь за собой нарушение природных физических и химических свойств лечебных средств курорта, а также порчу, загрязнение и преждевременное истощение, а также нарушение прав граждан на оздоровление. Просят признать бездействие администрации Пермского муниципального района по предоставлению сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка», расположенного в <адрес> в Государственный кадастр недвижимости незаконным. Обязать администрацию Пермского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» сведения о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» Пермского района с предоставлением межевого плана для установления границ в натуре. Обязать администрацию Пермского муниципального района зарегистрировать обременения (ограничения) прав на земельный участок в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – Сухая Я.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ собственником данных земель является администрация Пермского района. Границы санитарных зон были утверждены постановлением Совета министров РСФСР от 1975 года. В настоящее время данные сведения находятся в архиве Управления Росреестра по Пермскому краю Пермский отдел. Администрация района не обязана предоставлять сведения по границам в кадастровую палату. Для того, чтобы провести межевание земель, санитарных зон, то необходимо закладывать в бюджет и выделять денежные средства на проведение работ по межеванию. На представление прокуратуры Пермского района был дан ответ, что администрация Пермского района будет устранять данные нарушения. Считает, что если бы Управление Росреестра по Пермскому краю Пермский отдел подал все сведения в ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», то спор бы разрешился. Кроме того, просит применить срок исковой давности с момента обнаружения бездействия три месяца. Представитель третьего лица ЗАО «Курорт Усть-Качка» - Носкова О.В. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации Пермского муниципального района, пояснила, что на основании государственного акта земля была предоставлена курорту «Усть-Качка» в постоянное бессрочное пользование. Третьи лица – администрация Усть-Качкинского сельского поселения, Территориальное Управление Росимущества по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, представителей в суд не направили, возражений по иску не представили. Третье лицо – ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, направили в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя, направили отзыв на исковое заявление (л.д. 151-152). Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Пермский отдел о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, направили в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено следующее. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся к землям особо охраняемых территорий. Согласно ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу ст. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым определены порядок организации округов санитарной охраны курортов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории. Так в соответствии с п. 10 Положения на территориях округов санитарной охраны курортов устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий. В соответствии с копией постановления Совета Министров РСФСР от 03.06.1975 года № 349, установлены границы и режим округов санитарной охраны курортов республиканского значения Усть-Качка в Пермской области и Краинка в Тульской области. Пермскому и Тульскому облисполкомам осуществить необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия в пределах округов санитарной охраны указанных курортов (л.д. 173-180). На основании государственного акта, АО «Курорт Усть-Качка» предоставлено 195,60 га земли в бессрочное (постоянное) пользование на основании решения Усть-Качкинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16-24). Согласно постановления главы Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Курорт Усть-Качка» на земельный участок площадью 170000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для строительства жилого поселка на землях населенных пунктов. Данный земельный участок передан в ведение администрации Пермского муниципального района (л.д. 46). В соответствии с постановлением главы Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Курорт Усть-Качка» на земельный участок площадью 12703 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предназначенный для оздоровительной деятельности на землях населенных пунктов. Данный земельный участок передан в ведение администрации Пермского муниципального района. Считать площадь земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО «Курорт Усть-Качка» 1498304 кв.м. (л.д. 45). Согласно информации ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о границах зоны санитарной охраны курорта «Усть-Качка» в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 7-8). Сведения об обременениях земельных участков первым и вторым поясами Зоны, расположенных вблизи курорта были внесены и вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, поступающих с заявлением о кадастровом учете. Такими документами, в соответствии со ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются межевые планы и акты органов власти. Таким образом, государственный кадастр недвижимости в настоящее время содержит лишь сведения о точечном расположении зоны исходя из сведений о земельных участках лиц, которые поставлены на государственный учет. В межевых планах и описаниях земельных участков, представленных в кадастровую палату гражданами, соответствующая Зона отображена в виде частей земельных участков. Особо-охраняемые природные территории, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, культурное или оздоровительное значение являются объектами общенационального достояния. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства и органов местного самоуправления. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий создаются охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Наличие в государственном кадастре недвижимости информации о местоположении границ округов санитарной охран курорта «Усть-Качка» будет являться надежным источником информации при постановке в дальнейшем на кадастровый учет других объектов недвижимости и позволит более эффективно и рационально управлять земельными ресурсами, а также осуществлять контрольные функции. Отсутствие сведений о границах округов санитарной охран курорта «Усть-Качка» в государственном кадастре недвижимости может привести к негативным последствиям. Органы местного самоуправления в лице администрации Пермского муниципального района имеют возможность беспрепятственно предоставлять в границах округов санитарной охраны земельные участки заинтересованным лицам. А органы государственного кадастрового учета в лице ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» не вправе отказать в проведении учета земельного участка, расположенного частично или полностью в границах санитарной охраны курорта. Если ранее предоставленные земельные участки расположены в границах санитарной охраны курорта, то исходя из документов государственного кадастра недвижимости, в том числе из кадастровых выписок и кадастровых паспортов, не во всех случаях можно судить об особом правовом режиме этих участков. В соответствии с п. 11 ст. 1 ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к собственности муниципальных районов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи. Таким образом, суд приходит к выводу, что земельные участки, расположенные в границах курорта «Усть-Качка» Пермского района отнесены в силу вышеуказанного закона к собственности администрации Пермского муниципального района и распоряжение ими с вышеуказанного времени на законных основаниях осуществляется органами местного самоуправления, несмотря на то, что ранее ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являлись федеральной собственностью и находились в ведении федеральных органов государственной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Органы местного самоуправления администрации Пермского муниципального района уполномочены к предоставлению сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» в Государственный кадастр недвижимости. Бездействие администрации Пермского муниципального района по направлению межевых планов земельных участков, сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» и, соответственно, отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка», установленных Постановлением Совета Министров РСФСР № 349 от 03.06.1975 года, отсутствие регистрации обременений (ограничений) также может повлечь за собой нарушение природных физических и химических свойств лечебных средств курорта, а также порчу, загрязнение и преждевременное истощение, а также нарушение прав граждан на оздоровление. Доводы представителя ответчика о применении срока исковой давности на бездействие органов прокуратуры по обращению данного иска в суд не могут быть приняты во внимание судом, т.к. срок исковой давность на обращение по требованию о бездействии не применяется (длящиеся). Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации Пермского муниципального района по предоставлению сведений о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в государственный кадастр недвижимости незаконным. Возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального района предоставить в ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» сведения о границах округов санитарной охраны курорта «Усть-Качка» для установления границ в натуре и зарегистрировать обременения (ограничения) прав на земельный участок в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края после изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011 года Судья А.В.Балакина