Дело № 2-2021/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 октября 2011 года город Пермь при секретаре Т.В. Мясниковой, с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края – Сапожниковой Л.С., представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района – Радостевой М.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» - Мосуновой Г.В., действующей на основании доверенности, представителя 3-го лица Управления образования администрации Пермского муниципального района- Пуниной Я.О., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам Администрации Пермского муниципального района Пермского края и МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» о возложении обязанности по обеспечению денежными средствами и обязанности по проведению аттестации рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам Администрации Пермского муниципального района Пермского края и МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» с исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию Пермского муниципального района обеспечить МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами на проведение аттестации рабочих мест до 01 января 2012 года; возложении обязанности на МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение года с момента вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства установлено, что в 2011 году МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» имеет штат в количестве 67,3 единиц, что составляет 25 рабочих места. На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. В силу п. 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 г. №10577) аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно п.5 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. До настоящего времени в МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» аттестация рабочих мест не проведена, в связи с чем, нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ и требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 г. №10577). В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Согласно п. 1.9 Устава МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» является юридическим лицом, учредителем которого, в соответствии с п. 1.6 Устава, является администрация муниципального образования «Пермский муниципальный район». Согласно п. 8.1 Устава деятельность МДОУ финансируется в соответствии с действующим законодательством РФ. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пермского района Сапожникова Л.С. просила удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации Пермского муниципального района Радостева М.В.. не согласилась с иском по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что проведение аттестации рабочих мест является обязанностью дошкольного учреждения, которое может для этого изыскать финансовые возможности. Бюджет на 2011-2013 гг. утвержден, финансирование на данные цели не предусмотрено. Любое изменение в Бюджет производится после вынесения данного вопроса на обсуждение Земского собрания Пермского района, ближайшее заседание Земского собрания запланировано в конце октября 2011года, где будет решаться вопрос о Бюджете Пермского района на 2012 год. Порядок финансирования детских дошкольных учреждений определен бюджетом Пермского района. Деньги выделяются Администрацией Пермского района Управлению образования Пермского района, а они уже распределят деньги по дошкольным учреждениям. Представитель ответчика МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» Мосунова Г.В. согласилась с исковыми требованиями в полном объёме, пояснила, что финансирование детского сада производится из бюджета Пермского района, у детского сада нет самостоятельного дохода, который необходим для проведения аттестации. Аттестация рабочих мест в школе не проводилась, приказ о создании комиссии по аттестации рабочих мест был издан ими 05.09.2011года, в связи с отсутствием финансирования, провести аттестацию не могут. С письменными заявлениями о выделении им денежной суммы на проведение аттестации ни в Администрацию Пермского района, ни в Управление образования Пермского района они не обращались, обращения по этому вопросу были только устные. Представитель третьего лица- Управления образования Администрации Пермского муниципального района Пунина Я.О. с иском не согласна, считает, что детский сад должен сам изыскать денежные средства на проведение аттестации рабочих мест. К ним с просьбой выделить на эти цели денежные средства МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» не обращалось. Управление образования финансируется из бюджета Пермского района, они обращались с заявлением в администрацию Пермского района с просьбой выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест в 44 школьных и дошкольных учреждениях в общей сумме 3080000 руб., однако ответ на данное требование не получили, денежные средства по настоящее время не выделены. Третье лицо- Государственная инспекция труда в Пермском крае своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в предварительном судебном заседании 05.10.2011г. представитель пояснил, что с иском согласен, МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» как работодатель обязано провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и отсутствие денежных средств не является оправданием для не проведения аттестации. При отсутствии финансирования на аттестацию рабочих мест, эти места не должны существовать. Аттестация рабочих мест должна производиться в течение не менее, чем полугода, так как большое значение имеют климатические условия, разные температурные режимы. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31августа 2007 года N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н осуществляется в соответствии с данным Порядком. Согласно пункту 1 указанного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты В силу пункта 5 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Суд установил, что 05.09.2011г. был издан приказ № 55а по МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. После издания указанного приказа и до его издания аттестация рабочих мест в МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» не была проведена из-за отсутствия денежных средств, необходимых на данную процедуру. Данное обстоятельство следует из пояснений сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчики не представили в суд документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест в МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида», в том числе карты аттестации рабочих мест, протоколы оценки факторов рабочей среды, травмобезопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, ведомости рабочих мест и результаты их аттестации, иных доказательств надлежащего исполнения обязанности, установленной ст. 212 Трудового кодекса РФ. При данных обстоятельствах суд находит, что МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» как работодатель не выполняет установленную законом обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, не имеет денежных средств, необходимых на проведение аттестации рабочих мест. В соответствии с ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией (государственное учреждение). Государственное учреждение может быть бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципальных районов. На основании ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Согласно пунктам 1.1, 1.2,1.9, Устава МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» является муниципальным светским дошкольным некоммерческим образовательным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закреплённое за ней в оперативное управление, лицевые счета в органах казначейства, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечать по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. В соответствии с пунктом 1.6 Устава МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» Администрация Муниципального образования «Пермский муниципальный район» является учредителем МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида». В силу пункта 9.1 Устава имущество МДОУ является муниципальной собственностью Пермского муниципального района и закреплено за ними на праве оперативного управления. В соответствии с п.8.1 Устава деятельность МДОУ финансируется в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, при наличии лицензии. В силу п.8.3 Устава финансовые средства МДОУ образуются: из бюджетных ассигнований; за счет внебюджетных средств; спонсорских средств; пожертвований физических и юридических лиц, в том числе иностранных, родительской платы; добровольных взносов, целевых взносов родителей, об уплате которых принято решение на общей собрании родителей; средств, вырученных от дополнительных платных образовательных и иных услуг; доходов, полученных от разрешенной МДОУ предпринимательской деятельности; иных средств, не противоречащих законодательству РФ, Уставу МДОУ. В силу п.8.7. Устава доходы МДОУ, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов МДОУ, отражаются в доходах бюджета Пермского муниципального района и в бюджетном плане счетом МДОУ. Ответчиками не представлено доказательств получения МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» доходов от иной деятельности, посредством которых возможно осуществить аттестацию рабочих мест. Доводы истца, что иных источников доходов, кроме финансирования из бюджета, у МДОУ не имеется, в установленном порядке ответчиками не опровергнуты. 01.08.2011г. Управление образования Администрации Пермского муниципального района обращалось к заместителю главы администрации Пермского района по экономическому развитию, начальнику ФЭУ с просьбой выделить на 2011год дополнительные средства на аттестацию рабочих мест в образовательных учреждениях (44 учреждения) в сумме 3080000руб., в связи с предписаниями прокуратуры Пермского района, судебными исками прокуратуры Пермского района против образовательных учреждений (л.д.36). Однако по настоящее время денежные средства выделены не были, что не отрицалось в судебном заседании ответчиками, подтверждено представителем Управление образования Администрации Пермского муниципального района. При данных обстоятельствах суд считает, что расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» должны быть выделены из бюджета Пермского муниципального района ввиду отсутствия самостоятельных средств у дошкольного учреждения. Решением Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 17.12.2009г. № 28 утвержден Бюджет Пермского муниципального района на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 годы. В указанном Бюджете не предусмотрены денежные средства для выделения дошкольным учреждениям на проведение аттестации рабочих мест. Довод представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района о невозможности выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест, так как бюджет Пермского муниципального района до 2013 года утверждён, в нём не предусмотрены расходы на проведение аттестации рабочих мест не является юридически значимым и не подлежит учёту при принятии решения, поскольку требования закона обязательны для всех государственных органов и организаций, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, указанной в законе, из-за отсутствия денежных средств. В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Следовательно, ответчик МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» должно исполнить обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, установленную законом, Администрация Пермского муниципального района как учредитель МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида», обязана обеспечить муниципальное учреждение денежными средствами необходимыми для проведения указанной аттестации. В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.01.2011г. № 119-п утвержден примерный план работы Земского собрания Пермского муниципального района на 2011год. Согласно п.п.38,39 ч.2 «Нормотворческая деятельность. Подготовка и рассмотрение на заседаниях Земского Собрания вопросов», в октябре-ноябре 2011года должен рассматриваться вопрос о Проекте решения Земского Собрания «О бюджете Пермского муниципального района на 2012год и плановый период 2013 и 2014 годов» в первом чтении; в декабре 2011года запланировано второе чтение. Суд считает, что срок до 01 января 2012 года, в течение которого Администрация Пермского муниципального района обязана обеспечить МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности, так как заседание Законодательного Собрания Пермского района, которое уполномочено решить вопрос о внесение изменений в бюджет Пермского района, с целью планирования в бюджете денежных средств, необходимых для выделения дошкольному учреждению для проведения на эти средства аттестации рабочих мест, состоится в октябре-ноябре 2011года, что подтверждается графиком заседаний, утвержденного Решением Земского Собрания Пермского района от 27.01.2011г. № 118-п. Любые изменения, внесенные в бюджет Пермского района, вступают в силу с момента его официального опубликования в информационном бюллетене МО «Пермский муниципальный район». Годичный срок со дня вступления в законную силу решения суда, для исполнения ответчиком МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. Руководствуясь ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность в срок до 01 января 2012года обеспечить МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда путем внесения вопроса на ближайшем заседании Земского собрания Пермского муниципального района о внесении изменений в Бюджет Пермского муниципального района. Возложить на МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на выделенные денежные средства. Указанная обязанность подлежит исполнению МДОУ «Платошинский детский сад общеразвивающего вида» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. На решение в течение десяти дней края со дня изготовления в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края. СПРАВКА Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2011года Судья Гладких Н.В.