Дело № 2-2255/2011 07 декабря 2011 года г.Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе Председательствующего судьи О.В.Безматерных, при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием помощника прокурора Сапожниковой Л.С., представителя администрации Пермского муниципального района – Радостевой М.В., представителя Хохловской СОШ – Кошкиной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Пермского района к администрации Пермского муниципального района, МОУ «Хохловская СОШ» о возложении обязанностей, установил: Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности обеспечить МОУ «Хохловская СОШ» денежными средствами на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, к МОУ «Хохловская СОШ» на выделенные денежные средства оборудовать вход в здание школы пандусом и оборудовать лестницу при входе поручнями по адресу: Пермский край Пермский район, д.Скобелевка, ул.Майская, 2. В обоснование заявленных требований указано, что правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение положений закона вход в здание школы не оборудован пандусом, лестница при входе не оборудована поручнями. Неисполнение ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском. В судебном заседании помощник прокурора Саожникова Л.С. на иске настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, считает возможным установить срок для исполнения обязанности до декабря 2012 года. Представитель ответчика - администрации Пермского муниципального района Радостева М.В. в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения на иск, пояснила, что финансовое обеспечение школы, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из бюджета Пермского края, поэтому администрация Пермского района является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, на сегодняшний день необходимость в пандусе отсутствует, поскольку дети – инвалиды в школе не обучаются. Представитель ответчика МОУ «Хохловская СОШ» Кошкина С.Н. в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что если денежные средства будут выделены, то пандус и перила школа сделает. На сегодняшний день детей – инвалидов в школе нет. Управление образования администрации Пермского муниципального района представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,…инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ) Установив в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры В статье 1 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 (ред. от 05.12.2008) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края" (принят ЗС ПО 16.12.2004) даны следующие понятия: инвалиды - лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной поддержки; другие маломобильные группы населения - лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства или приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, использующие детские коляски; социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий функционирование и устойчивое развитие поселений и территорий; пандус - сооружение, имеющее продольный уклон, повышающий уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении. В соответствии со ст. 3 указанного Закона Пермской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся в том числе : административные здания и сооружения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч.1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 31 ФЗ от 10.07.1992 «Об образовании» ( в ред. от 02.02.2011 года) В п. 3 ч.1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Согласно ст. 4. Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. (абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ) Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; Согласно ч.1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании") Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В связи с указанными положениями закона для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступным всем маломобильным группам населения, разработаны СНиПРФ 35-01-2001, согласно п. 3.13, 3.14, которых в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. в силу п. 3.32 СНиП ограждения с поручнями необходимо устанавливать вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высотой белее 45 см. поручни у лестниц следует располагать на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, учредителем которого является администрация МО «Пермский муниципальный район», деятельность учреждения финансируется в соответствии с действующим законодательством. Согласно акта проверки от 18.10.2011 года, проведенной помощником прокурора Пермского района, в здании МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: д.Скобелевка, ул.Майская, 2, при входе имеется лестница из 2 ступенек у которой отсутствуют поручни, пандус при входе в здание также отсутствует (л.д. 6). В объяснении от 28.10.2011 года директор МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» Кошкина С.Н. указала, что в здании школы имеются 4 входа, которые не оборудованы поручнями и пандусами. В администрацию Пермского муниципального района за выделением финансирования не обращалась ввиду того, что граждане данной категории на территории Хохловского сельского поселения не проживают, образовательное учреждение не посещают (л.д. 9). Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Пермского муниципального района, являясь органом местного самоуправления и учредителем образовательного учреждения, на которого п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч.1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район» возложено финансовое обеспечение учреждения, допускает нарушения требований действующего законодательства, не финансируя в полном объеме МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа», а также на администрацию Пермского муниципального района законом возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления муниципального района, МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, не оборудуя вход в здание школы, относящейся к общественным зданиям, поручнем к лестнице и пандусом, тем самым ограничивая беспрепятственный доступ инвалидам и другим маломобильным группам населения к объектам социальной инфраструктуры. Довод ответчиков о том, что в настоящее время в школе дети – инвалиды не обучаются в данному случае не может быть принят судом во внимание для отказа в иске, поскольку общее образование является обязательным и правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"). Положения данной нормы распространяются также и на лиц с ограниченными возможностями. Поэтому отсутствие детей – инвалидов в школе на день рассмотрения настоящего иска не исключает их поступление в образовательное учреждение в любое время. При этом ответчиками не представлено доказательств невозможности полностью приспособить школу для нужд инвалидов. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию Пермского муниципального района необходимо возложить обязанность обеспечить МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. На МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» возложить обязанность на выделенные денежные средства оборудовать вход в здание МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» пандусом и оборудовать лестницу при входе поручнями. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Иск прокурора Пермского района удовлетворить. Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность обеспечить МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов – оборудование вход в здание МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» пандусом и оборудовать лестницу при входе поручнями Возложить на МОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на территории МОУ, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, д.Скобелевка, ул. Майская, 2, путем оборудования входа в здание пандусом и оборудования лестницы при входе поручнями. На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме составлено 12.12.2011 года. Судья /подпись/ Копия верна Судья О.В.Безматерных