Дело № 2-2526(2011) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года г. Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом. прокурора Поляковой Е.Ю., представителя ответчика Пономарева Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края к Администрации Мулянского с/п о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, установил: Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к администрации Мулянского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к зданию администрации Фроловского сельского поселения по адресу: Пермский край Пермский район, п.Мулянка, ул.Октябрьская, 33, путем оборудования входа в здание администрации пандусом, в срок до апреля 2012 года. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение положений закона вход в здание администрации Мулянского сельского поселения (общественное здание) не оборудован пандусом. Неисполнение ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском. В судебном заседании помощник прокурора Полякова Е.Ю. на иске настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика – Пономарев Е.П. в судебном заседании с иском согласен, пояснил, что здание, в котором находится администрация, построено в 70- х годах, когда не было предусмотрено доступ маломобильных групп населения, просим установить срок для исполнения требований до июня 2012 года, так как необходим проект, средства. Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,…инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ) Установив в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В статье 1 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 (ред. от 05.12.2008) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края" (принят ЗС ПО 16.12.2004) даны следующие понятия: инвалиды - лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной поддержки; другие маломобильные группы населения - лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства или приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, использующие детские коляски; социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий функционирование и устойчивое развитие поселений и территорий; пандус - сооружение, имеющее продольный уклон, повышающий уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении. В соответствии со ст. 3 указанного Закона Пермской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся в том числе : административные здания и сооружения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; В связи с указанными положениями закона для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступным всем маломобильным группам населения, разработаны СНиПРФ 35-01-2001, согласно п. 3.13, 3.14, которых в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. в силу п. 3.32 СНиП ограждения с поручнями необходимо устанавливать вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высотой белее 45 см. поручни у лестниц следует располагать на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Из выписки из реестра муниципальной собственности МО «Мулянское сельское поселение» следует, что здание сельской администрации по адресу: п.Мулянка, ул.Октябрьская, 33, является собственностью МО «Мулянское сельское поселение» на основании Закона Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района» от 11.12.2006 года « 3338-772, и ни за кем не закреплено на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (л.д. 6), что также подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности (л.д. 7). Согласно акта проверки от 19.10.2011 года, проведенной помощником прокурора Пермского района, в здании администрации Мулянского сельского поселения, расположенного по адресу: п.Мулянка, ул.Октябрьская, 33, при входе в здание имеется одна ступенька, условия для беспрепятственного доступа инвалидов – колясочников в администрацию отсутствуют (л.д.9). Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Мулянского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, а также собственником данного здания, не оборудуя вход в здание администрации и вход на второй этаж, где расположена администрация, пандусом, а также не оборудуя лестницы при входе в здание администрации и входа на второй этаж поручнями, тем самым ограничивая беспрепятственный доступ инвалидам и другим маломобильным группам населения к объектам социальной инфраструктуры. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, путем оборудования входа в здание администрации пандусом, до 01 июня 2012 года. Срок исполнения решения суда устанавливается исходя из принципа достаточности времени, необходимого для устранения нарушений. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на Администрацию Мулянского сельского поселения обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к зданию администрации Мулянского с/п, расположенному по адресу: Пермский край, Пермский район, п.Мулянка, ул.Октябрьская, 33, путем оборудования входа в здание администрации пандусом, до 01 июня 2012 года. На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2011 года. Судья /подпись/ Копия верна Судья О.В.Безматерных