Дело № 2-2396/2011 29 декабря 2011 года г. Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе Председательствующего судьи Д.С. Салтыкова, при секретаре Кривощековой Т.Г., с участием помощника прокурора Кораблевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Пермского района к администрации Двуреченского сельского поселения, МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» о возложении обязанностей, установил: Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к администрации Двуреченского сельского поселения о возложении обязанности в срок до 01 февраля 2012 года обеспечить МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» денежными средствами на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, к МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» в срок до 01 марта 2012 года на выделенные денежные средства оборудовать вход в здание МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» пандусом и лестницы при входе поручнями по адресу: Пермский край Пермский район, Двуреченское сельское поселение, ст. Ферма, ул. Нефтяников, 10. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение положений закона вход в здание МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» (общественное здание) не оборудован пандусом, лестница при входе не оборудована поручнями. Неисполнение ответчиками требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском. В судебном заседании помощник прокурора Кораблева Е.Е. на иске настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик администрация Двуреченского сельского поселения о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образам, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, пояснил, что в 2012 году помещение МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» будет располагаться по новому адресу, а также данное помещение будет передано МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» в оперативное управление, в связи с чем, считает нецелесообразным расходование бюджетных средств на обустройство пандусов. Ответчик МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образам, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, пояснил, что в 2012 году помещение МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» будет располагаться по новому адресу, а также данное помещение будет передано МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» в оперативное управление, в связи с чем, считает нецелесообразным расходование бюджетных средств на обустройство пандусов. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,…инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ) Установив в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры В статье 1 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 (ред. от 05.12.2008) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края" (принят ЗС ПО 16.12.2004) даны следующие понятия: инвалиды - лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной поддержки; другие маломобильные группы населения - лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства или приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, использующие детские коляски; социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий функционирование и устойчивое развитие поселений и территорий; пандус - сооружение, имеющее продольный уклон, повышающий уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении. В соответствии со ст. 3 указанного Закона Пермской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся в том числе: административные здания и сооружения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч.1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 31 ФЗ от 10.07.1992 «Об образовании» ( в ред. от 02.02.2011 года) В п. 3 ч.1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. В связи с указанными положениями закона для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступным всем маломобильным группам населения, разработаны СНиПРФ 35-01-2001, согласно п. 3.13, 3.14, которых в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. в силу п. 3.32 СНиП ограждения с поручнями необходимо устанавливать вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высотой белее 45 см. поручни у лестниц следует располагать на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Здание, в котором располагается МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» находится в собственности МО «Двуреченское сельское поселение», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 8). Согласно акта проверки от 13.10.2011 года, вход в здание МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения», расположенного по адресу: Пермский край Пермский район, Двуреченское сельское поселение, ст. Ферма, ул. Нефтяников,10, расположен в холодном пристрое, при входе имеется лестница состоящая из трех деревянных ступеней у которой, согласно приложенной фототаблице, отсутствует пандус и поручни (л.д. 17,18). Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Двуреченского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления и собственником здания, в котором расположен МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения», на которого возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, не оборудуя вход в здание МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения», относящейся к общественным зданиям, пандусом и поручнями, тем самым ограничивая беспрепятственный доступ инвалидам и другим маломобильным группам населения к объектам социальной инфраструктуры. При этом ответчиками не представлено доказательств невозможности полностью приспособить МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» для нужд инвалидов. Администрацией МО Двуреченское сельское поселение не представлено доказательств передачи помещения по адресу: Пермский край Пермский район, Двуреченское сельское поселение, ст. Ферма, ул. Нефтяников,10, в оперативное управление МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения». На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию Двуреченского сельского поселения необходимо возложить обязанность обеспечить МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» денежными средствами на устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. На МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» возложить обязанность на выделенные денежные средства оборудовать вход в здание МУ «Мулянский сельский дом культуры» пандусом и лестницы при входе поручнями. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Иск прокурора Пермского района удовлетворить. Возложить на Администрацию Двуреченского сельского поселения выделить денежные средства для оборудования входа в помещение МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения», расположенного по адресу: Пермский край Пермский район, Двуреченское сельское поселение, ст. Ферма, ул. Нефтяников,10, пандусом и лестницы при входе поручнями в срок до 01 февраля 2012 года. Возложить на МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения» обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к помещению МУ «Библиотека Двуреченского сельского поселения», расположенного по адресу: Пермский край Пермский район, Двуреченское сельское поселение, ст. Ферма, ул. Нефтяников,10, путем оборудования входа в здание пандусом и лестницы при входе поручнями в срок до 01 марта 2012 года. На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца. Судья /подпись/ Копия верна: Судья Пермского районного суда Д.С. Салтыков