Дело № 2-205(2012) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 февраля 2012 года г. Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом.прокурора Соболева Ю.Ю., представителя ответчика Шипиловских Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района, Гуния Л.А. к Администрации Савинского с/п Пермского района Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, установил: Прокурор Пермского района Пермского края в интересах Гуния Л.А., Гуния Л.А. обратились в суд с иском, в котором просили обязать администрацию Савинского сельского поселения, предоставить Гуния Л.А. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта не ниже нормы предоставления из расчета на 3 человек. В обоснование заявленных требований указано, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> а, признан непригодным для проживания (аварийным) в 2006 году. 05.04.2010 года утверждена Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Пермского муниципального района на 2010 год, в соответствии с которой переселение граждан должно осуществляться в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма в порядке ст. 89 ЖК РФ. Согласно Приложению № 1 к программе, расселению в 2010 году подлежали многоквартирные дома по адресу: <адрес> в том числе переселению подлежала Гуния Л.А., проживающая по адресу: <адрес>. Жилое помещение находится в муниципальной собственности. Вместе с тем, Гуния Л.А. не дала согласие на переселение в жилое помещение, расположенное в другом населённом пункте – <адрес>, предложенное администрацией Савинского сельского поселения и Управлением ЖКХ администрации Пермского района. В связи с этим постановлением и.о. главы администрации Пермского района № 2362 от 20.06.2011 года внесены изменения в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Пермского района, утвержденную постановлением № 446 от 05.04.2010 года. В частности постановлением из программы исключен <адрес>. Вместе с тем, учитывая, что Гуния Л.А. по – прежнему проживает в аварийном многоквартирном доме, который, согласно программе, подлежит сносу, она по – прежнему имеет право на предоставление вне очереди иного благоустроенного жилого помещения. В суде помощник прокурора Пермского района Соболев Ю.Ю. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в иске. Истец Гуния Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика - Шипиловский Д.Б. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что жители дома, в котором проживет истец, отказались переезжать в предложенные им жилые помещения в с.Култаево из – за отсутствия газа. Считают, что отказ истца необоснован, вины ответчика в этом нет, при этом, истец необоснованно заявляет требования на жилое помещение, исходя из количества членов семьи, поскольку жилое помещение должно быть только площадью не менее ранее занимаемой, так как в очереди на улучшение жилищных условий она не стояла. Заслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края, представителя администрации Пермского муниципального района, представителя администрации Савинского сельского поселения, проверив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. На основании п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Согласно Заключению № 28/1 от 14.11.2006 года жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации и подлежащим сносу или реконструкции. Актом приема – передачи муниципального жилого фонда в муниципальную собственность Савинского сельского поселения от 29.12.2006 года муниципальный жилой фонд, находящийся в собственности Пермского муниципального района передан в собственность МО «Савинское сельское поселение», согласно приложения к данному акту в перечень имущества входит также <адрес>. Из технического паспорта на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> следует, что оно состоит жилой комнаты площадью 17, 4 кв. м. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" 1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. При этом многоквартирные дома, признанные с 1 января 2007 года до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, могут быть включены в эту региональную адресную программу только в случае отсутствия на территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, либо в случаях, если все такие многоквартирные дома, расположенные на территории данного муниципального образования, включены в эту региональную адресную программу и (или) если правовыми актами данного муниципального образования либо субъекта Российской Федерации предусмотрено финансирование переселения граждан из таких многоквартирных домов за счет бюджетных средств и (или) иных источников. 3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Во исполнение данного федерального закона главой администрации Пермского муниципального района Постановлением № 446 от 05.04.2010 года утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Пермского муниципального района на 2010 год, в соответствии с п. 6 которой переселение граждан из аварийного жилья может осуществляться в том числе предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном ст. 86, 89 ЖК РФ. Для граждан, переселяемых из жилых помещений, домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется предоставление жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами. В соответствии с Приложением № 1 к Программе, расселению в 2010 году на территории Савинского сельского поселения подлежали дома по <адрес>, в том числе Гуния Л.А., проживающая по договору социального найма в <адрес>. Из обращения Гуния Л.А. в Приемную Президента РФ в Пермском крае следует, что пытаясь расселить их из аварийного жилья администрация Савинского сельского поселения предлагала им жилое помещение в другом населенном пункте – с.Култаево. Помещения в этом доме перестроены под квартиры, в которых находится по 3-4 комнаты, разделенные перегородками без шумоизоляции, с общей кухней 4 кв. м, санузлом и ванной. Кроме того, указанный дом отапливается электричеством, нет газа, несмотря на то, что поселение газифицировано. От предложенного жилого помещения Гуния Л.А. отказалась, в связи с чем, из программы их исключили, внеся изменения в программу по переселению. Письмом от 07.12.2011 года Управление ЖКХ администрации Пермского муниципального района уведомило Прокуратуру Пермского района о том, что муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Пермского муниципального района на 2010 год, в редакции постановления администрации Пермского муниципального района от 20.06.2011 года № 3261 выполнена в полном объеме (л.д. 15). Из справок администрации Савинского сельского поселения от 01.02.2012 года следует, что по адресу: п. Песьянка, Ш.Космонавтов, 316а -8 зарегистрированы Гуния Л.А., ФИО9 ФИО10 Семья Гуния Л.А. на учете по улучшению жилищных условий при администрации Савинского сельского поселения не состоит. В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011) предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Положения части 1 статьи 89 распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 года. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В частности ст. 87 ЖК РФ устанавливает правила предоставления другого благоустроенного жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 85 ЖК РФ. Так, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. При этом, содержащиеся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 87 ЖК РФ положения о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, закрепляют только особенности реализации их жилищных прав и не возлагают какие – либо дополнительные обязанности на органы местно самоуправления. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий. Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилых отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Как видно из материалов дела, а также подтверждено и не оспаривается представителями ответчиков, Гуния Л.А. предоставлялось жилое помещение в с.Култаево Пермского района, согласия на переселение в это помещение, находящееся в другом населенном пункте, нежели до этого проживал истец, Гуния Л.А. не дала, при этом отказ от предоставляемого ей жилого помещения в границах другого населенного пункта не может являться основанием для отказа в предоставлении ей другого жилого помещения в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, поэтому обязанность по обеспечению ее жилым помещением по договору социального найма относится к вопросам местного значения поселения, поэтому подлежит исполнению Савинским сельским поселением. Вместе с тем, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено Гуния Л.А. не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом аварийного дома основания для предоставления жилого помещения площадью, превышающей занимаемое истцом ранее жилое помещение, отсутствуют. Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что на администрацию Савинского с/п Пермского района Пермского края следует возложить обязанность предоставить Гуния Л.А. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта не менее 17, 4 кв.м. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Возложить на Администрацию Савинского с/п Пермского района Пермского края обязанность предоставить Гуния Л.А. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта не менее 17, 4 кв.м. На решении может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 06.02.2012 года. Судья /подпись/ Копия верна Судья О.В.Безматерных