Дело № 2-166/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2 февраля 2012 года г.Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Степановой М.В. при секретаре Ефремовой А.А., с участием истца – Овсянниковой Л.Л., представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Осипова С.А., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянниковой ФИО5 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, у с т а н о в и л: Овсянникова Л.Л. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду. Свои требования мотивировала тем, что с 1992 года по 2011 год использовала земельный участок, расположенный в с. <данные изъяты> Пермского района, под огородничество, ежегодно вносила плату за землю. 23.11.2006 г. между ней и Фроловским сельским поселением заключен договор аренды указанного земельного участка с 23.11.2006 г. по 21.11.2007 г. Дополнительным соглашением от 14.08.2009 г. срок аренды продлен до 11.08.2010 г. Согласно дополнительному соглашению № 203 от 16.02.2009 г. договор аренды расторгнут с 16.02.2009 г. При обращении в администрацию Пермского района для оформления прав на данный земельный участок ей сообщили о необходимости оформления кадастрового паспорта. Указанный кадастровый паспорт истцом оформлен 11.07.2011 г., однако при обращении 18.11.2011 г. в администрацию Пермского района ей отказано в предоставлении земельного участка в аренду по причине нарушения водного законодательства. Считает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право аренды на спорный земельный участок, поскольку непрерывно на протяжении 19 лет им пользовалась, платила за него налоги, обрабатывала, возделывала сельскохозяйственные культуры. В силу ст. 28 Земельного кодекса РФ просит возложить обязанность на ответчика по предоставлению земельного участка в аренду. Истец Овсянникова Л.Л. в судебном заседании уточнила свои требования, также просила признать отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 18.11.2011 г. в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, на удовлетворении заявленных требований настаивала. Представитель ответчика Осипов С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что при обращении Овсянниковой Л.Л. в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, ей разъяснялось, что оформление кадастрового паспорта требуется для установления границ земельного участка, указания относительно необходимости его оформления истцу не давались. Заключенный в 2006 году между Фроловским сельским поселением и Овсянниковой Л.Л. договор аренды, в настоящее время не действует. 18.11.2011 г. истцу дан ответ на ее письменное обращение от 18.08.2011 г., в котором ей отказано в предоставлении земельного участка в аренду по тем основаниям, что данный земельный участок находится в границах прибрежных защитный полос. Отказ в предоставлении земельного участка Овсянниковой Л.Л. в аренду под огородничество считают законным, поскольку огородничество предполагает распашку земель, а распашка земель согласно ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещена. В связи с запретом на предоставление земельного участка в границах прибрежной защитной полосы р. Клоповка, ей было отказано в предоставлении всего земельного участка, являющегося одним объектом. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В силу ст. 22 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно положениям ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23 августа 2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района. В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.18 указанного Положения Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В соответствии с ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Из выписки из государственного кадастра недвижимости от 21.07.2011 г. следует, что земельному участку, <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием для огородничества, расположенному в с. <данные изъяты> Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края присвоен кадастровый номер <данные изъяты>:878. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 06.08.2001 г. (л.д. 9). Согласно плану земельного участка, как единого объекта землепользования, он состоит из двух частей. На земельный участок установлен особый режим использования земли, поскольку одна часть земельного участка находится в водоохранной зоне р. Клоповка, другая – в прибрежной защитной полосе р. Клоповка (л.д.10-12). Постановлением и.о. главы администрации Пермского муниципального района от 26.05.2011 г. № 1982 внесено обременение в использование земельного участка, площадью 507 кв.м., с разрешенным использованием под огородничество, расположенного на землях населенных пунктов в <адрес> сельского поселения <адрес>, в соответствии с режимом прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны <адрес>. (л.д. 47) 18.08.2011 г. Овсянникова Л.Л. обратилась в отдел по землеустройству Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, общей площадью 507 кв.м., расположенного в <адрес> сельского поселения <адрес>, кадастровый номер 59:32:2050001:878, в аренду для огородничества. На указанное письменное обращение ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено, что предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, будет осуществляться без проведения торгов при наличии информационного сообщения в средствах массовой информации в связи с чем перед принятием решения о предоставлении земельного участка в аренду, уполномоченный орган в сфере градостроительства и архитектуры готовит заключение и ответ о результатах рассмотрения заявления будет дан дополнительно (л.д. 50). 18.11.2011 г. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал Овсянниковой Л.Л. в предоставлении земельного участка в аренду для огородничества, общей площадью 507 кв.м., расположенного в <адрес> сельского поселения <адрес> по тем основаниям, что на заседании комиссии по земельным отношениям ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка для заявленных целей. Отказ был основан на том, что согласно ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель (л.д. 19). Согласно протоколу заседания комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ Овсянниковой Л.Л. отказано в предоставлении в аренду земельного участка в <адрес> под огородничество в связи с нахождением земельного участка в прибрежной и водоохранной зоне р. Клоповка со ссылкой на ст. 65 Водного кодекса РФ (л.д. 52). Между тем, из п. 2.4 Положения о постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Пермского муниципального района следует, что заключение комиссии носит рекомендательный характер при принятии соответствующего решения по поставленному вопросу. Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения природного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) под водоохранными зонами понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиливания указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (ч. 15 ст. 65 ВК РФ). В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 16 ст. 65 ВК РФ). Судом установлено, что Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказано Овсянниковой Л.Л. в предоставлении земельного участка в аренду по причине его нахождения в границах прибрежных защитных полос, где распашка земель запрещена. Как следует из кадастрового паспорта, на земельный участок с разрешенным использованием под огородничество установлен особый режим использования земли, поскольку одна часть земельного участка находится в водоохранной зоне <адрес>, другая – в прибрежной защитной полосе <адрес>. Положения ст. 65 ВК РФ не устанавливают каких-либо ограничений для ведения огородничества в границах водоохранных зон, в частности, не запрещают распашку земель, которая, по мнению, ответчика, осуществляется при ведении огородничества. Таким образом, ответчик мог рассмотреть вопрос о предоставлении Овсянниковой Л.Л. указанного земельного участка в аренду с ограничениями, установленными ст. 65 ВК РФ, в частности, с ограничениями по использованию части земельного участка, отнесенной к зоне прибрежной защитной полосы. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что основание отказа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставить земельный участок в аренду Овсянниковой Л.Л. не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречат положениям Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», исковые требования Овсянниковой Л.Л. подлежат удовлетворению в части признания отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и возложении обязанности о разрешении вопроса по предоставлению земельного участка в аренду. Исковые требования о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставить земельный участок в аренду удовлетворению не подлежат. Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Овсянниковой ФИО7 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду удовлетворить частично. Признать отказ от 18.11.2011 года № 4714 Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду Овсянниковой Л.Л., расположенного по адресу: <данные изъяты> кв.м. незаконным. Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду Овсянниковой Л.Л., расположенного по адресу: <данные изъяты> кв.м. В остальной части иска отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края. Мотивированное решение изготовлено 6 февраля 2012 года. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья- М.В. Степанова