Дело № 2-40/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 10 февраля 2012 года г. Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Балакиной А.В., при секретаре Ждановой К.В., с участием истца – прокурора Субботиной Е.В., представителя ответчика администрации Пермского муниципального района – Шипиловских Д.Б. по доверенности, представителя третьего лица Законодательного собрания Пермского края – Епановой Н.Б. по доверенности, представителя третьего лица Правительства Пермского края – Нохрина И.Б. по доверенности, представителя третьего лица Русс Н.А. – Ширяева О.А. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района к администрации Пермского муниципального района, администрации Фроловского сельского поселения об обязании провести организационно-технические мероприятия по установлению границ вновь возникшего населенного пункта, обязании утвердить границы вновь образуемого населенного пункта, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района, администрации Фроловского сельского поселения об обязании провести организационно-технические мероприятия по установлению границ вновь возникшего населенного пункта, обязании утвердить границы вновь образуемого населенного пункта. В обоснование заявленного требования указал, что решением Исполнительного комитета Пермского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков для организации крестьянских хозяйств» Русс Н.А. в пожизненное наследуемое владение из земель ФИО7 предоставлено 54,0 га земли, из них: пашни – 47,3 га, сенокосов – 6,7 га. При этом в данном решении не указана категория земель, из которых эти земли предоставлены. Согласно Государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ Русс Н.А. предоставлено всего 83,60 га земель для ведения крестьянского хозяйства, в том числе: в собственность – 61,29 га, в бессрочное (постоянное) пользование – 22,31 га. Количественная характеристика, представляемых по Акту земель выглядит следующим образом: всего земель – 83,6 га, в том числе: сельскохозяйственных угодий – 54,0 га (47,3 га – пашни, 6,7 га – кормовых угодий), под постройками, лесами, кустарником и другими угодьями – 29,6 га. Категория земель в Акте также не указана. ДД.ММ.ГГГГ руководителем межрайонного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пермского района было утверждено землеустроительное дело на участок Русс Н.А. площадью 540037 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>». Землеустроительное дело не содержит сведений о категории земельного участка. Из указанных документов следует, что категория указанного земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения. Постановка на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, предоставленного Русс Н.А. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, кадастровый номер № была осуществлена Пермским районным филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермской области» ДД.ММ.ГГГГ на основании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, в котором не содержатся сведения об отнесении указанного земельного участка к категории земель поселений (населенных пунктов). Вместе с тем, в кадастр были внесены сведения об отнесении участка к категории земель поселений (населенных пунктов). По результатам кадастрового учета произведена государственная регистрация права собственности Русс Н.А. на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на землях поселений общей площадью 467993 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером № был преобразован на основании материалов межевания, которые также не содержат необходимых документов-оснований для внесения в государственный земельный кадастр сведений о принадлежности данного земельного участка к категории земель поселений. В настоящее время на <адрес> из земельного участка с кадастровым номером № сформировано более 150 земельных участков, принадлежащих различным собственникам. На момент постановки на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих Русс Н.А., сведения о земельном участке вносились в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных и иных обследований и изысканий. Сведения о прохождении границы населенного пункта <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, так как в установленном порядке такие сведения в орган кадастрового учета не передавались. Населенный пункт <адрес> поле был образован в соответствии с Решением Законодательного Собрания Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В данном решении не определены границы и не указана площадь вновь возникшего населенного пункта. В соответствии с указанным Решением принято Постановление губернатора Пермской области «Об административно-территориальных изменениях в Пермском районе» от 12.07.1996 года № 259, в котором также не определены границы и не указана площадь данного населенного пункта. Сведения о принадлежности данных земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства к категории земель населенных пунктов внесены в государственный земельный кадастр в ДД.ММ.ГГГГ Пермским районным филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермской области». Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о категории «земли населенных пунктов» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, образованными в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №, признаны ошибочными, категория определена как «земли сельскохозяйственного назначения». В соответствии с решением Законодательного Собрания Пермской области принято постановление губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 «Об административно-территориальных изменениях в Пермском районе», согласно которому главе Пермского района ФИО6 поручено решить вопросы, связанные с проведением организационно-технических мероприятий по установлению границ вновь возникшего населенного пункта – <адрес>. Границы <адрес> до настоящего времени не установлены и не утверждены. Администрация Пермского района не может сообщить о причинах неисполнения постановления губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 ввиду отсутствия информации. В настоящее время в государственном кадастре недвижимости числится более 150 земельных участков, расположенных на <адрес> с категорией – земли населенных пунктов. Данная категория земель подразумевает использование земельных участков для застройки и развития населенных пунктов и предоставляет гражданам право осуществлять строительство объектов индивидуального жилищного строительства и иных объектов недвижимости. Вместе с тем, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, что исключает строительство индивидуальных жилых домов. В отсутствие сведений о границах населенных пунктов в Государственном кадастре недвижимости, не представляется возможным проверить местоположение того или иного земельного участка относительно границ населенного пункта и определить находится ли тот или иной участок в границах населенного пункта или вне его границ с целью осуществления гражданами их прав на земельные участки. Также учитывая, что фактически населенный пункт – <адрес> расположен на полуострове, находящемся в Камском водохранилище <адрес>, а также граничит с землями лесного фонда, являющимися собственностью Российской Федерации, бездействие администрации Пермского муниципального района по исполнению постановления губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 в части обязанности по установлению границ вновь возникшего населенного пункта – <адрес>, и отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о границах населенного пункта – <адрес>, может повлечь за собой также нарушение интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также повлечь последующие споры при разграничении государственной собственности на землю. Просит обязать администрацию Пермского муниципального района решить вопросы, связанные с проведением организационно-технических мероприятий по установлению границ населенного пункта – <адрес> выделить денежные средства для проведения работ по установлению границ населенного пункта «<адрес> с изготовлением карты объекта землеустройства, провести работы по установлению границ населенного пункта «<адрес>», обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенного пункта. Обязать правительство Пермского края утвердить границы вновь образованной административно-территориальной единицы <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены исковые требования, в качестве соответчиков привлечены Законодательное Собрание Пермского края и Правительство Пермского края, в качестве третьего лица привлечен Плисецкий П.Г. Истец просит признать незаконным бездействие администрации Пермского муниципального района по исполнению постановления Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 в части обязанности по установлению границ населенного пункта «<адрес> незаконным. Обязать администрацию Пермского муниципального района предусмотреть денежные средства для проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства населенного пункта <адрес> Обязать администрацию Пермского муниципального района предоставить в Правительство Пермского края результаты землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства населенного пункта <адрес>». Обязать Законодательное Собрание Пермского края утвердить границы населенного пункта «<адрес>», предоставить в ФБУ «Земельная кадастровая палата Пермского края» документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом уточнены исковые требования. Из числа ответчиков исключены Законодательное Собрание Пермского края и Правительство Пермского края и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. Истец просит признать бездействия администрации Пермского муниципального района по исполнению постановления Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 в части обязанности по установлению границ населенного пункта «<адрес>, по предоставлению сведений о границе населенного пункта «<адрес>» незаконными. Обязать администрацию Пермского муниципального района провести землеустроительные работы по установлению местоположения границ объекта землеустройства населенного пункта «<адрес>» и их описание в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить сведения о границах объекта в ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ из числа третьих лиц исключена администрация Фроловского сельского поселения и привлечена в качестве соответчика. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в части признания бездействия администрации Пермского муниципального района по предоставлению сведений о границе населенного пункта – <адрес> в государственный кадастр недвижимости незаконным. Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – Шипиловских Д.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что принято соглашение о передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения в области градостроительной деятельности и заключен муниципальный контракт, окончание работ по которому ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 166-169). Ответчик – администрация Фроловского сельского поселения о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила, возражений по иску не представила. Представитель третьего лица Законодательного Собрания Пермского края – Епанова Н.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что если администрация Фроловского сельского поселения с инициативой выйдет с проектом описания границ населенного пункта, после чего Законодательное Собрание Пермского края подает сведения в государственный кадастр недвижимости. Представитель третьего лица Правительства Пермского края – Нохрин И.Б. в судебном заседании поддержал исковые требования. Третьи лица – Территориальное Управление Росимущества по Пермскому краю, Федеральное агентство водных ресурсов Камское бассейновое водное управление о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, представителей в суд не направили, возражений по иску не представили. Третьи лица – ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, направили в суд заявления о рассмотрении дела без участия представителей, возражений по иску не представили. Третьи лица – Русс Н.А., Плисецкий П.Г. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в суд не явились. Представитель третье го лица Русс Н.А. – Ширяев О.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Пермского района поддержал, пояснил, что бездействием администрации Пермского муниципального района нарушаются прав и законные интересы граждан, которые проживаю в населенном пункте <адрес>. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено следующее. Согласно государственного акта на право собственности на землю Русс Н.А. предоставлено всего земли 83,6 га, в собственность – 61,29 га земли для ведения крестьянского хозяйства (л.д. 12-14). Согласно постановления Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 «Об административно-территориальных изменениях в Пермском районе», главе местного самоуправления Пермского района ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ решить вопросы, связанные с проведением организационно-технических мероприятий по установлению границ вновь возникшего населенного пункта – <адрес> согласно представленной в районную администрацию схематической выкопировке (л.д. 18). В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Согласно ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона. Так, Законодательным Собранием Пермской области принят Закон Пермской области от 01.12.2004 № 1868-402 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» в силу которого, <адрес> входит в перечень населенных пунктов, входящих в состав <адрес>. По ходатайству Земского Собрания Пермского района Законодательным Собранием Пермской области принят Закон от 05.04.2005 года № 2142-471 «Об установлении административно-территориальных границ некоторых населенных пунктов Пермского района Пермской области». Границы <адрес> поле данным законом утверждены не были. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 16.10.2009 года № 499-ПК «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа», согласно которому <адрес> входит в перечень населенных пунктов, входящих в состав <адрес>. Однако, описание границ населенного пункта <адрес> предоставлено не было, которые должны установить администрация Пермского муниципального района согласно постановления Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259. Исходя из смысла ч. 1 ст. 46 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в орган кадастрового учета до 1 января 2011 года. При этом Законом Пермской области от 01.12.2004 года № 1868-402 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» утверждены границы и наделено статусом сельского поселения Фроловское сельское поселение с административным центром в селе Фролы (ст. 2) с входящим в состав Фроловского сельского поселения населенным пунктом хутор Русское поле, однако сведения о таких границах в Государственный кадастр недвижимости не представлены. В отсутствие сведений о границах населенных пунктов в государственном кадастре недвижимости, не представляется возможным проверить местоположение того или иного земельного участка относительно границ населенного пункта и определить находится ли тот или иной участок в границах населенного пункта или вне его границ с целью осуществления гражданами их прав на земельные участки. Также учитывая, что фактически населенный пункт – хутор Русское поле расположен на полуострове, находящемся в Камском водохранилище <адрес>, а также граничит с землями лесного фонда, являющимися собственностью Российской Федерации (л.д. 44), бездействие администрации Пермского муниципального района по исполнению постановления губернатора Пермской области «Об административно-территориальных изменениях в Пермском районе» от 12.07.1996г. № 259 в части обязанности по установлению границ вновь возникшего населенного пункта – <адрес>, и, соответственно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах населенного пункта – <адрес>, может повлечь за собой также нарушение интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, интересов Фроловского сельского поселения, а также повлечь последующие споры при разграничении государственной собственности на землю. Таким образом, суд приходит к выводу, что постановлением Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 были делегированы полномочия об установлении границ населенного пункта хутор Русское поле и возложена обязанность на главу местного самоуправления ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который разграничил предмет ведения и полномочий между уровнями публичной власти, создал основы концепции разграничения предметов ведения и полномочий между государственной и муниципальной властью. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В соответствии с Уставом муниципального образования «Пермский муниципальный район» полномочия органов местного самоуправления муниципального района, установленные федеральными законами и законами Пермского края, по вопросам, не отнесенным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления муниципального района (ст. 5). Доводы ответчика о том, что не выполнение постановления губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 явилось не предоставление схематической выкопировки, что также установлено решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-57), суд считает не состоятельным, поскольку администрация Пермского муниципального района в праве была истребовать схематическую выкопировку, но до настоящего времени не сделала и не представила доказательств, что истребовали данную схему для выполнения данного постановления. Поскольку Положением о составе, порядке подготовки документов территориального планирования Пермского муниципального района, порядке подготовки изменений и внесения их в документы утвержденного Земским Собранием Пермского муниципального района от 26.08.2010 года № 94 отнесены к полномочиям администрации Пермского муниципального района. Кроме того, требования к администрации Фроловского сельского поселения не предъявлены, а согласно соглашения о передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения в области градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 201-203, 204-212), администрация Пермского муниципального района начала выполнять требования постановления губернатора Пермской области от 12.07.1996 года, а администрация Фроловского сельского поселения передала им свои полномочия, поэтому администрация Фроловского сельского поселения ответчиком быть не может. Таким образом, бездействие администрации Пермского муниципального района по исполнению постановления Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 «Об административно-территориальных изменениях в Пермском районе» в части обязанности по подготовке обосновывающих материалов (проекта генерального плана) по установлению границ вновь возникшего населенного пункта – <адрес> является незаконным, так как нарушает права и свободы граждан; создает препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод (ст. 255 ГПК РФ). Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Пермского района удовлетворить. Признать бездействие администрации Пермского муниципального района по исполнению постановления Губернатора Пермской области от 12.07.1996 года № 259 «Об административно-территориальных изменениях в Пермском районе» в части обязанности по подготовке обосновывающих материалов (проекта генерального плана) по установлению границ вновь возникшего населенного пункта – <адрес> незаконным. Возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального района предоставить провести работы по подготовке проекта генерального плана объекта землеустройства населенного пункта – <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края после составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 16.02.2012 года <данные изъяты> <данные изъяты> Судья А.В.Балакина