Дело № 2-562/2012 05 марта 2012 года г.Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Ждановой К.В., с участием пом. прокурора Форсюк Р.А., с участием представителей ответчиков Радостевой М.В., Пуниной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края к Администрации Пермского муниципального района, Управлению образования Пермского муниципального района, Муниципальному общеобразовательному учреждению Савинская средняя общеобразовательная школа Пермского муниципального района о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения противопожарного и санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения и направить заявление на лицензирование, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Пермского муниципального района, Управлению образования Пермского муниципального района, Муниципальному общеобразовательному учреждению Савинская средняя общеобразовательная школа Пермского муниципального района о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения противопожарного и санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения и направить заявление на лицензирование. В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Пермского района поступила информация из государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края по факту нарушения законодательства РФ о лицензировании образовательной деятельности образовательными учреждениями, расположенными на территории района. В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» Пермского района осуществляет образовательную деятельность без соответствующего лицензирования, так как срок выданной ранее лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленных документов и объяснений директора Савинской СОШ установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в школе Госпожнадзором и Роспотребнадзором проведены проверки по вопросам исполнения пожарного и санитарного законодательства РФ, в ходе которых выявлено 18 нарушений противопожарного законодательства и 6 нарушений выявлено Роспотребнадзором. По результатам проверки 4 ОДН г.Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Роспотребнадзором выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока до ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование в ДД.ММ.ГГГГ на выполнение предписаний со стороны учредителя производилось, но не полном объеме. В настоящее время указанные предписания выполнены не в полном объеме. По предписанию Госпожнадзора не исполненными остались три пункта (10, 11, 17). По предписанию Роспотребнадзора не исполненными осталось три пункта (1, 2, 3), которые требуют больших материальных затрат, собственных денежных средств у образовательного учреждения нет. Таким образом, данным учреждением нарушаются требования ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» и требования пункта 10 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации», пункта 7 типового положения «Об общеобразовательном учреждении», ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 33.1 ФЗ «Об образовании», п. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно устава МОУ Савинская СОШ является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование «Пермский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации Пермского муниципального района. Просит обязать администрацию Пермского муниципального района, управление образования администрации Пермского муниципального района обеспечить МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами на исполнение п. 10, п. 11, п. 17 указанных в предписании 4 ОДН г.Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ и п. 1, п. 2, п. 3 указанных в предписании центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения противопожарного законодательства на территории школы и санитарного законодательства выданного центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. Обязать МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить заявление о лицензировании образовательной деятельности МДОУ. В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – Радостева М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Представитель ответчика Управления образования администрации Пермского муниципального района – Пунина Я.О. в судебном заседании пояснила, что денежные средства выделяются постепенно, недостатки устраняются. Ответчик – МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила, возражений по иску не представила. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 31 ФЗ от 10.07.1992 «Об образовании» (в ред. от 02.02.2011 года). В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Пункт 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденный Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, устанавливает, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Согласно ч. 1 ст. 51 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников. Из Устава МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» следует, что школа является юридическим лицом, учредителем которого является администрация МО «Пермский муниципальный район», деятельность учреждения финансируется в соответствии с действующим законодательством (л.д. 8-23). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка государственным инспектором Дзержинского района г.Перми по пожарному надзору ФИО8 МОУ «Савинская СОШ», расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> совместно с директором МОУ «Савинская СОШ» ФИО9 по вопросам исполнения требований пожарной безопасности, в ходе которой было выявлено 18 нарушений законодательства, в связи с чем выдано предписание № со сроком устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29). Кроме того, лицензия на право осуществления образовательной деятельности выданная ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» закончила свое действие ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25). ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по результатам мероприятий по контролю в МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» было выдано предписание по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29). Из объяснительной директора МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время документы на лицензирование не поданы, так как в полном объеме не устранены нарушения по пожарной безопасности и по санитарному законодательству. В настоящее время по предписанию Роспотребнадзора выполнено три пункта (4, 5, 6) по предписанию Госпожнадзора выполнено 15 пунктов (1-9, 12-16, 18), на исполнение предписаний администрацией района выделялись денежные средства, но не в полном объеме, в связи с чем устранить все нарушения в срок не представилось возможным нарушения, указанные в предписаниях устраняются по мере поступления финансирования, поскольку средства выделяются частично (л.д. 32). Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Пермского муниципального района, являясь учредителем МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа», на которого п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район» возложено финансовое обеспечение учреждения, допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований пожарной безопасности, не финансируя в полном объеме МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа». В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления муниципального района, МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа», не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану здоровья детей. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ответчиков необходимо возложить обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарного законодательства, а именно возложить на администрацию Пермского муниципального района обязанность обеспечить МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушений пожарного законодательства, указанных в предписаниях 4 ОДН г.Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ и п. 1, п. 2, п. 3 указанных в предписании центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. На МОУ «Савинская средняя общеобразовательная школа» возложить обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности и санитарного законодательства на территории МДОУ, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, согласно предписаний. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Иск Прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на Администрацию Пермского муниципального района, Управление образования Администрации Пермского муниципального района «Пермский муниципальный район» обязанность обеспечить муниципальное образовательное учреждение Савинская средняя общеобразовательная школа Пермского муниципального района денежными средствами на исполнение пункта 10, пункта 11, пункт 17 предписания 4 ОНД г.Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ и пункта 1, пункта 2, пункта 3 предписания Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение Савинскую среднюю общеобразовательную школу Пермского муниципального района Пермского края обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения противопожарного законодательства на территории школы согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 4 ОНД г. Перми по Дзержинскому и Пермскому муниципальному району (пункт 10, пункт 11, пункт 17) и санитарного законодательства согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение Савинскую среднюю общеобразовательную школу Пермского муниципального района Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Пермского края заявление на лицензирование образовательной деятельности МДОУ. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 07 марта 2012 года. Судья О.В.Безматерных