11 апреля 2012 года город Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Н.В. Гладких, при секретаре Ф.И. Юсуповой, с участием старшего помощника прокурора Пермского района Сапожниковой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчикам: Администрации Култаевского с/поселения, МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», 3-е лицо: 5 Отдел надзорной деятельности г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району о возложении обязанности обеспечить денежными средствами, возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Пермский прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении обязанности на администрацию Култаевского с/поселения обеспечить МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» денежными средствами в течение месяца с момента вступления решения в законную силу на устранение нарушений требований Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; возложении обязанности на МУ ««Нижнемуллинский сельский дом культуры» в течение месяца с момента выделения денежных средств устранить допущенные нарушения Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: установить планы эвакуации людей при пожаре в здании МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002; смонтировать систему автоматической пожарной сигнализации в здании МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», расположенном по адресу: <адрес>; произвести отделку стен тамбура выхода из здания МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» с учетом требований пожарной безопасности. В обосновании заявленных требований истец указал, что прокуратурой Пермского района была проведена проверка соблюдения законодательства о выборах на территории Пермского района на избирательном участке, расположенном в помещении здания МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» по адресу: <адрес>. На основании п.16 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации», органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимые помещения, включая помещение для голосования и помещение для хранения избирательной документации ( в том числе обеспечить охрану этих помещений и избирательной документации)… Учитывая, что помещения МУ ««Нижнемуллинский сельский дом культуры» предоставлены для проведения выборов, хранения документации, они должны отвечать всем установленным техническим и санитарным нормам, в том числе требованиям пожарной безопасности. На основании акта проверки 5-ОНД г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району от 08.02.2012г. № 81 в здании МУ ««Нижнемуллинский сельский дом культуры» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п.16 ППБ 01-03 помещение не оборудовано планами (схемами) эвакуации людей, выполненными в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002; в нарушение п.п. 4, 53 ППБ 01-03 для отделки путей эвакуации- тамбура входа- используются горючие материалы (краска на масляной основе); в нарушение п.3 ППБ 01-03 в помещении не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации. В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Ответчики: Администрация Култаевского с/поселения, МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки не сообщили. 3-е лицо: 5 Отдел надзорной деятельности г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки не сообщил. Выслушав представителя истца, исследовав гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства. В соответствие с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 4-П от 14.02.2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением с суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется существующими процессуальным правами. При подаче иска невозможно было точно установить круг лиц, которые могут пользоваться помещениями МУ ««Нижнемуллинский сельский дом культуры» и должны быть привлечены в качестве истцов для участия в деле. Таким образом, обращаясь с соответствующим заявлением в суд, прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. Судом установлено, что прокуратурой Пермского района была проведена проверка соблюдения законодательства о выборах на территории Пермского района на избирательном участке, расположенном в помещении здания МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» по адресу: <адрес>. На основании п.16 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.26 Постановления Правительства РФ от 29.06.2011г. № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации», органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимые помещения, включая помещение для голосования и помещение для хранения избирательной документации ( в том числе обеспечить охрану этих помещений и избирательной документации)… Учитывая, что помещения МУ ««Нижнемуллинский сельский дом культуры» предоставлены для проведения выборов, хранения документации, они должны отвечать всем установленным техническим и санитарным нормам, в том числе требованиям пожарной безопасности. На основании акта проверки 5-ОНД г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району от 08.02.2012г. № 81 в здании МУ ««Нижнемуллинский сельский дом культуры» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п.16 ППБ 01-03 помещение не оборудовано планами (схемами) эвакуации людей, выполненными в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002; в нарушение п.п. 4, 53 ППБ 01-03 для отделки путей эвакуации- тамбура входа- используются горючие материалы (краска на масляной основе); в нарушение п.3 ППБ 01-03 в помещении не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации (л.д. 7-8). В силу ст. 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. На основании ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 91 вышеназванного Закона помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. В силу п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На основании п. 6.1 и 9 Перечня зданий, помещений, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденного приказом МЧС России № 315 от 18 июня 2003 года, общежития и здания общественного и административно-бытового назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствие с ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.п. 4, 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Согласно п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)53 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). 08.02.2012 года 5-ОНД г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району внесено представление МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» об устранении вышеуказанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01 марта 2013года (л.д.31). В соответствии с ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствие с ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. ( в ред. ФЗ), ст.9.2 п. 5 Бюджетное учреждение осуществляет в порядке определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Согласно Устава МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», утвержденного Постановлением Главы Култаесвкого с/поселения от 26.01.2009г. № 28, МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» является муниципальным учреждением, не коммерческой организацией, юридическим лицом, вправе приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве ответчика в суде. Сельский дом культуры отвечает по своим обязательствам имуществом и средствами, приобретенными за счет бюджета.При недостаточности у сельского дома культуры средств, ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке, определенном Законом (п.п.4,6 п.1). МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» имеет в своей структуре дом культуры в <адрес>. Имущество закреплено за домом культуры на праве оперативного управления (п.п. 1, п.4, п.п.1. п.5). Учредителем муниципального учреждения Нижнемуллинский сельский дом культуры является администрация муниципального образования Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района (пп.5 п.1). Целями и видами деятельности МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» являются: организация досуга на качественном уровне в соответствии с действующими нормативами и правилами…(п.п.1 п.3). Таким образом, администрация МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» обязана разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности за счет бюджетных средств, выделенных ему в соответствии с бюджетной сметой, а также за счет средств, полученных от иной, приносящей доход, деятельности. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципальных районов. На основании ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). В соответствие с Уставом МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», деятельность МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», финансируется Учредителем, в соответствии с договором, но не ниже нормативов государственного финансирования по типу и виду учреждений культуры, к которому отнесен дом культуры. Средства, поступившие из других источников, не уменьшают нормативов и размеров финансирования (п.п.5 п.5). В соответствие со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Ответчиками не представлено доказательств получения МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» доходов от иной деятельности, посредством которых возможно устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При данных обстоятельствах суд считает, что расходы на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должны быть выделены из бюджета Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» ввиду отсутствия самостоятельных средств у МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры». Суд считает, что требования закона обязательны для всех государственных органов и организаций, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, указанной в законе, из-за отсутствия денежных средств. Согласно Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» в исключительной компетенции Совета депутатов находятся: утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении (п.п.3 п.1 ст.33). В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Следовательно, ответчик МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» должно исполнить обязанность по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, а Администрация Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» как учредитель МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», обязана обеспечить муниципальное учреждение денежными средствами необходимыми для устранения нарушений пожарной безопасности. В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Согласно Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» в исключительной компетенции Совета депутатов находятся: утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении (п.п.3 п.1 ст.33). Заседания Совета депутатов являются основной формой деятельности Совета депутатов (п.1 ст.22). Заседание созывается главой поселения, и проводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца (п.2 ст.22). Заседания, созываемые в иные, кроме установленных, сроки, являются внеочередными. Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний Совета депутатов определяется регламентом Совета депутатов (п.3 ст.22). Суд считает, что в случае отсутствия в бюджете Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» расходов на пожарную безопасность, Совета депутатов поселения вправе внести изменения в бюджет поселения, о чем решить данный вопрос на ближайшем заседании. Суд полагает, что месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого Администрация Култаевского с/поселения обязана обеспечить МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» денежными средствами для устранения нарушений пожарной безопасности является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. В судебном заседании прокурор пояснила, что срок до 01 марта 2013года, который установлен в предписании для устранения нарушений пожарной безопасности, является достаточным для МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», поэтому в указанный срок необходимо возложить эту обязанность на МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры». Анализирую доказательства в совокупности, с учетом мнения прокурора, суд считает, что данный срок для МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности. В соответствие с п.15 ст.12 ФЗ № 99 от 22.04.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» монтаж автоматической пожарной сигнализации осуществляет лицензирования организация. Поэтому требование прокурора о возложении обязанности на МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», смонтировать систему автоматической пожарной сигнализации в здании МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», по адресу: <адрес>, изложено не корректно, поскольку само учреждение не может осуществлять монтаж автоматической пожарной сигнализации, так как для этого необходима специальная лицензия, выдаваемая в установленном порядке. В силу вышеуказанного, суд считает, что при разрешении заявления следует устранить препятствие к нарушению выявленных недостатков (ч.1 ст.258 ГПК РФ), а именно возложить обязанность на МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» принять меры по устранению выявленных недостатков пожарной безопасности, указанных в предписании 5-ОНД г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району от 08.02.2012 года, по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией здания МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», по адресу: <адрес>.А также возложить обязанность на МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» установить планы эвакуации людей при пожаре в здании МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», по адресу: <адрес> соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002 и произвести отделку стен тамбура выхода из указанного здания с учетом требований пожарной безопасности. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на Администрацию Култаевского сельского поселения в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» денежными средствами для устранения выявленных недостатков пожарной безопасности, указанных в предписании 5-ОНД г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району от 08.02.2012 года. Обязать МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» в срок до 01 марта 2013года принять меры по устранению выявленных недостатков, указанных в предписании 5-ОНД г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району от 08.02.2012 года, по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией здания МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», по адресу: <адрес>. А также возложить обязанность на МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры» установить планы эвакуации людей при пожаре в здании МУ «Нижнемуллинский сельский дом культуры», по адресу: <адрес> соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002 и произвести отделку стен тамбура выхода из указанного здания с учетом требований пожарной безопасности. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решении в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края. Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких СПРАВКА Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2012 года Судья Гладких Н.В.